Д.ф.н. , профессор Толысбаева Ж.Ж., магистр Куатова Г.А.
Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им.
Ш.Есенова, Казахстан
Малая
проза Казахстана
Истоки лиризма, в частности, в современной малой прозе
Казахстана, нужно искать в самой лирике, как явлении первичном. Лиризм,
поэтизация прозы становится одной из основных черт и показателей, т.к.
литература в данном контексте времени есть духовный противовес материально
обустроенной, и продолжающей развиваться
в том же направлении, действительности. Лиризм – это концентрация
субъективного не как ограничивающего фактора, это исторически закономерное
обращение к внутреннему миру человека, гуманизация литературы и культуры.
В качестве доказательной иллюстрации нашего заявления
ниже приводится анализ текста Азамата Байгалиева [1], молодого казахстанского
прозаика работающего с малыми формами. Редактор журнала «Нива» упорно
отправляет в рубрику «Фантастика» этого начинающего прозаика, не нарекая при
этом никакими жанровыми номинациями. Не дает определение жанра своему тексту и
сам автор. Хочется отметить, что такой малой прозы удобочитаемого вида (на
уровне объема, лексики, мифо-сказочно-фантастического сюжета и т.п.) сейчас в
казахстанской литературе очень много. Кто-то скажет, что такая литература
граничит с детской, что это литература абсурда, бесталанная однодневка,
выполняющая только занимательную функцию. Но, если подойти к этому вопросу
ближе, можно увидеть, что по своей художественности, многие эксперименты малой
прозы превосходят более объемные произведения с их «претензией на».
В «Танцах с пеликанами» привлекает
внимание соединение двух родов литературы: прозы и поэзии. Поэтический текст
«прошивает» прозу. На первый взгляд, поэтический текст автономен, его вынос за
рамки текста не меняет содержание, его художественная ценность невысока. С
другой стороны, автор порциями вводит стихотворение в прозу, каждый «кусочек»
гармонично вписывается и дополняет смысловой отрезок текста. Такая «инъекция»
не разбивает, не нарушает смысловую цепочку повествования, а представляет собой
как бы сноску, комментарий (не столько авторский, сколько главного героя),
является надтекстом, позволяющим передать мысли, душевное состояние главного
героя.
На пространственно-временном уровне оба
текста (поэтический и прозаический) замкнуты на одном времени суток - вечере.
Оба пространства являются одновременно открытыми и замкнутыми: «на берегу
одного океана» встречаются мегаполис с природным побережьем. В первом случае
«берег» (земля) граничит с водой и воздушной стихиями: «а волны неслись к
побережью», «и небо сливалось с безмерной водою». Во-втором, город связан
нитями транспортного и технического прогресса со всем миром: «сел в скоростной
поезд - и очутился здесь», «уселись в машину» (земля), «перевез их (вещи)
самолетом», «во время пути он набрал номер телефона своего старого знакомого.
Но в стихе пространства прилегают друг к другу, а не взаимодействуют: «на
берегу… три пеликана», «где-то вдали два дельфина», «над океаном чайки», «но
даже и волны… лишь трогали песок… трех птиц не касаясь». То же в прозе: «солнце
светило очень ярко, и Мибу затемнил окна», «гигантские стоэтажные небоскребы
порою заслоняли собою небо», «- Что это? - Кеан прикрыл воротом нос от жуткого
зловония».
Временной
континуум - вечер. Вечер - завершение дня, как цикла смысловой завершенности,
как энтропийное состояние, как время для подведения итогов, как сам результат и
т.д., общая семантика - «завершение». Если есть выражение «на заре
человечества», то тут уместно - «на закате человечества». И то, что действие
происходит в Африке, ныне стране третьего мира, а в произведении - уже
перспективном регионе для инвестирования, говорит, что цивилизация приблизилась
к конечному пункту.
Внутритекстовая ассоциация строится на
противопоставлении прозы и поэзии. «На берегу одного океана»= «я приехал всего на один день». Позже мы рассмотрим значение «океана» как символа,
образа, номинанта понятия «жизнь». Теперь же, сравнивая «один океан» и «один
день», мы получаем один день жизни, за который происходит/не происходит важное
событие. Затем, в произведении (в прозе) появляются два главных действующих
субъекта: Миб и Кеан. В поэтическом тексте им находятся образы-коррелянты: «А
где-то вдали два дельфина
плескались, Их домом была синевы глубина».
Рассмотрим подробнее символику синего
цвета. В стихе цвет встречается 4 раза, трижды как цвет воды: «а волны, что синей горою», «синевы глубина (дом дельфинов)», «музыка синих просторов», и один раз как цвет неба: «облако плыло в густой синеве». В дискурсе один раз: «подошла
миловидная проводница в белой блузе и синей,
как тушь, юбке». Синий цвет здесь - цвет дистанции, доминирующий и давящий,
цвет окружающего мира, миропорядка. Все в синеве - пеликаны на берегу вне
синего; проводница (как часть современного техногенного мира) в синем: «Вам
помочь?»- «Нет» (позиция главного героя тоже вне синего).
В поэтическом тексте представлены 4 стихии: небо (воздух), берег (земля),
океан (вода), танец. Все стихии представлены живыми существами и символизируют
жизнь. Берег не только как стихия земли, но и как граница между землей и водой,
разграничивает и ограничивает: «на берегу океана»- на краю жизни.
«Три
самых больших пеликана», как 3 кита, на которых стояла земля, как три главных
чувства в жизни человека - вера, надежда, любовь. За то, что птицы (пеликаны)
были проявлением божественного (если не самим божественным), говорит и
«заискивание» стихий: «Но даже и волны… лишь трогали мягко прибрежный песок…
трех птиц не касаясь, ракушек цветных вынося иногда!». И дело даже не в самих
птицах, а в том священнодействии, которое они исполняли - танце. И танец здесь
не просто номинация жизни, он ее смысл, ее движение и развитие.
Следующий компонент - песок: «прибрежный
песок», «песчаная земля», «вечерний песок», «берег песка». Песок прежде всего
символизирует время (песочные часы), скоротечность, убывание («как песок сквозь
пальцы»), невозможность удержать и остановить, а следовательно, неизбежность.
Этот ассоциативный ряд соответствует и развитию событий в поэтическом
пространстве текста: после завершения
танца на берегу остается лишь песок. И если песчаный берег (земля) – жизнь,
пеликаны – сакральный смысл, то в финале «… жаль, что три самых больших
пеликана / Покинули берег песка навсегда». Жизнь остается без смысла.
Символы прозы – это, в основном,
номинанты современной жизни, обогащенной технологическим прогрессом, но бедной
на нравственном и чувственном уровнях. Это почти все виды транспорта,
«ресторанчик… на 78 этаже», «стоэтажные небоскребы (скребущие, попирающие
небо)», «приличный костюм», «24 % роста», «приличные чаевые», «контракты, о
которых только мечтать» и т.п. Есть символы неэстетичные: «горы мусора и
гниющих отходов», «паразиты, питающиеся нечистотами», «из прочей груды торчали
останки танкеров», «отвратительные куски непонятно чего». Эти два мира,
созданные людьми, соседствуют друг с другом. Отношение к первому: «разросшийся
мегаполис», «ваша деревушка», «забегаловкой он называл один из престижных
ресторанов города». Отношение ко второму: «А что там, собственно, делать?»,
«дикие побережья и прочие свалки», «Кеан прикрыл воротом нос от жуткого
зловония», «потом зашагал назад». Пренебрежение к первому и отвращение ко
второму. Третьего мира, мира природы и живого, нет. В тексте нет ни флоры, ни
фауны, только «паразиты, питающиеся нечистотами», а «они (пеликаны) уже двести
лет назад вымерли».
Дуализм, двоемирие, вообще характерен для
данного текста, особенно это видно через субъективный уровень организации
текста. Мир (отходов цивилизации) за миром (достижений цивилизации). К первому
принадлежат люди (Кен и Миб), ко второму вымершие пеликаны. Однако главный
герой (Кеан) поначалу неоднозначен, он находится на грани (на берегу) между
двумя мирами: миром к которому принадлежит Миб и он сам, и миром к которому он
тянется («надо решить наболевшие вопросы»). Миб и Кен выступают в роли
мифических близнецов, олицетворяющих земное и духовное, дополняющих друг друга
(поначалу).
Миб гармоничен со своим миром, он
успешен в нем, точно знает, чего хочет.
Он мыслит материальными категориями, но главные его качества: информированность
(«Завтра у Диози грандиозный прием», «Он (Киото) и впрямь сейчас становится
очень перспективным биржевым игроком» и т.д.), настрой на успех («К нам в руки
идут контракты, о которых только мечтать»), дружелюбие («дружище Кен! Рад тебя
видеть»), неконфликтность («Черт с тобой… поехали на твое побережье»), щедрость
(«Вечером зайдем в магазин – прикупим тебе приличный костюм», «оставив
приличные чаевые»). Он «герой своего времени», с точки зрения своего мира, он
идеален.
Кеан поначалу выступает в роли
романтика-изгоя. Он порождение этого мира, но стремится к чему-то другому,
непонятному для окружающих, к природе, к началу бытия. Он не просто не
соблюдает нормы этого мира, он протестует, выступает против него:
1
протест - «Он вообще не понимал, зачем сюда приехал, что хотел доказать» (но
приехал).
2
протест - «Где твои сумки?» - «рюкзак за спиной…это все».
3
протест - «Мибу затемнил окна» - «Открой».
4
протест - «разросшийся мегаполис» - «хочу рассмотреть вашу деревушку».
5
протест - «Ты хочешь навестить виллу Киото?» - «Свози меня на дикое побережье».
Но как только его иллюзия разрушается, он
отступает («зашагал назад»), возвращается к своему миру, близнецы сходятся в
общей точке, становятся целой сущностью одного порядка: «Кажется, ты хотел
купить мне костюм?» (это вопрос Кеана, закрывающий произведение).
Мобильный синтаксис, обогащенный глаголами, создает
динамику текста, движение сюжета. Язык является синтезом публицистического и разговорного,
художественного стиля. Диалоги короткие и формальные, между героями же тишина,
непонимание («Миб, ты не понял», «В чем дело?», «Этот же вопрос хотел задать
тебе и я»).
Само произведение носит характер
предупреждения. Исходя из проведенного анализа, можем подойти к смыслу названия
и всего произведения «Танцы с пеликанами». Танцы есть действие и жизнь,
«пеликаны» - давно забытая, попранная мечта. Авторская позиция (мы с ней
солидарны): живя в гармонии с природой вообще («Танцуя с пеликанами») и своей,
в частности, мы сможем сохранить свой
мир-мечту.
1. Байгалиев А. Танцы с
пеликанами // Нива. - 2006. - №1. - С.164-166.