Ломакина Елена Александровна

Педагог-психолог

(МОУ Октябрьская СОШ № 1

Октябрьского муниципального района Волгоградской области)

 

 

 

 

 

Общая психология

 

    Общая психология как наука может быть структурирована в соответствии с внутренней логикой психики, обусловленной ее системным характером и поэтому концепция психики, является одновременно и концепцией общей психологии. Разработка системной концепции общей психологии актуальна, как попытка создания психологической концепции. Научный критический анализ, на котором базировалась советская психология, представляется чрезвычайно актуальным.

    Для психологической конкретизации этого общего представления необходимо ответить, используя психологические понятия, по крайней мере, на следующие вопросы: в чём состоит то новообразование, которое мы называем личностью, как происходит формирование личности, как представляется самому субъекту, так сказать изнутри, процесс роста и функционирования его личности?

   Эти вопросы и будут основными пунктами нашего дальнейшего движения.

А каковы критерии сформировавшейся личности?

1)Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого.

2)Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов – целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.

Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности,- это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идёт о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование. А достичь всего этого путём простого усвоения нельзя.

Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т.е. мотив неистинный. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

   Выделяют этапы формирования личности:

- Первое её рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам.

- Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

  Выделяют стихийные механизмы формирования личности.

К ним можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей.

  А теперь обратимся к анализу обсуждаемого механизма. Что происходит при правильном воспитании ребёнка? Процесс подчиняется следующему общему правилу: тот предмет, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив.

   Наш предмет – это нормативные действия, освещённые мотивом общения. Если общение со взрослым идёт плохо, безрадостно, приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивы у ребёнка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

Обратим внимание ещё на один механизм – механизм идентификации.

Характерная особенность процесса идентификации состоит в том, что он происходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребёнка и также не контролируется в полной мере родителями. Это накладывает особую ответственность на воспитателей – ответственность за качество их собственной личности.

Существует ещё один механизм – принятие и освоение социальных ролей. Во многом он сходен с механизмом идентификации, отличаясь от него значительно большей обобщённостью и часто отсутствием персонализации осваиваемого эталона.

Этот механизм описывается в психологии с помощью понятий социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей.

Оба понятия (социальной позиции и социальной роли) полезны тем, что позволяют структурно расчленить социальную среду и сначала объективно, не прибегая к реально действующему субъекту, описать некую заданную нормативную систему действий, которые он должен выполнить, отношений, в которые он должен вступить, стиль поведения, который он должен освоить.

Если присмотреться ко всем фактам, составляющим то, что можно было бы назвать в целом феноменологией социальных ролей, то можно прийти к заключению, что освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.

Обратимся к самосознанию. Его можно определить как образ себя и отношение к себе. Такие образ и отношение неразрывно связаны со стремлением изменить, усовершенствовать себя.

  Таким образом, мы увидели главные функции самосознания:

- познание себя;

- усовершенствование себя;

- поиск смысла жизни.

ВЫВОДЫ:

Психология только подходит к серьёзному анализу подобных состояний в жизни личности. И сказать о них значительное слово ей ещё только предстоит. Можно совершенно определённо сказать, что поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания.

Чтобы подвести итог, нужно вернуться к категориям понятий:

-Это понятия, описывающие социальный мир так, как он обращён к человеку.

-Понятия, описывающие процесс «врастания» человека в социальный мир.

-И, наконец, понятия, описывающие работу его самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Абрамова Г.С. Практическая психология.// М.; Академический Проект, 2002.

2.     Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.// М.; Юрайт, 2002.

3.     Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии.// М.; Смысл, 2003.