Доктор PhD Мустафаева А.А.
Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан
Этапы демусульманизации в Казахстане
(на материале 50-60-х годов ХХ века)
Настоящая статья выполнена в рамках проекта «Ислам в современном
Казахстане: сущность и итого религиозного возрождения».
Эволюция развития
религиозных отношений между государством и религией довольно сложная:
антирелигиозная кампания при советском союзе начала свою работу еще в 20-е годы
ХХ века. Начиная с 1927 года по указанию И.В.Сталина, ислам попал в ранг
«классового врага трудящихся», следствием чего стали запрет на получение
религиозного образования, разрушение культовых сооружений, закрытие религиозных
издательств и др., что в последующем привело появлению фундаменталистских,
нелегальных течений ислама. В период войны и послевоенный период борьба против
религии продолжалась в разной степени активности. Период Н.С.Хрущева отличился
ужесточением антирелигиозной борьбы, известно, что к началу 60-х годов в
Казахстане уже прекратилось строительство мечетей. На рубеже 80-90-х годов на
территории Казахстана начался этап этнического возрождения, возрождения древних
традиций и обычаев, в том числе и религиозных.
В 50-е годы ХХ века с
приходом к власти Н.С. Хрущева гонения по отношению к религии возрождаются,
что можно проследить и в малом количестве желающих выполнить паломничество
(хадж) в г. Мекку. Исследователь Мустафина Р.М. приводит следующие факты,
«В 1958 году на паломничество в Мекку было подано 53 заявления, в 1959 году –
52, 1960 году – 17. Из них паломничество совершили в 1958 году – 1 человек,
1959 году – 1, а в 1960 году не ездил никто» [1, с. 152], следовательно, к 1960
году количество желающих выполнить хадж сократилось в три раза. Однако еще в
начале ХХ века, в 1905 году 500 казахов в Омске получили разрешение на
выполнение хаджа [2, с. 116]. Ужесточение антирелигиозной политики отразилось в
Постановлении ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганды
и мерах ее улучшения» от 7 июля 1954 года, а также «Об ошибках в проведении
научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1964
года.
Хрущевское время считается наиболее «плачевным» временем ислама и других
религий на территории Казахстана. Гонениям подлежали «космополитические»
религии, к которым относились все конфессии, функционировавшие на территории
СССР. Среди основных задач данной антирелигиозной кампании была ликвидация
религиозных учреждений молитв, в том числе мечетей, церквей, синагог и т.д. В
1960-е годы была одна синагога, одна армянская церковь, одна община баптистов и
одна мечеть [2], по сравнению с 1910 годом, когда в Чимкенте зарегистрировано
36 мечетей, Перовске – 4, Казалинске – 5, Аулие-Ате – 21 [3, с. 29].
На основании Решения «О мерах по прекращению паломничества к так называемым
«святым местам», в Казахсской ССР было закрыто 13 из 26 святых мест» [4].
Святой источник «Аяк-Калкан» (Алматинская обл.) стал курортом, мавзолей
Укач-Ата – лагерем для пионеров, «Узун-Ата» - ветеринарный пункт [5, с. 37].
Увеличилось издание литературы
антирелигиозного характера на разных языках СССР, с 1 января 1962 года по 31
декабря 1964 года в СССР издано 210 литератур, в том числе 50 на казахском
языке.
Период с 1960 по
1980 годы религия отошла в частную жизнь, приобрела замкнутый, более
самостоятельный характер, религиозные ритуалы продолжались проводиться тайно. В
1970-годы антирелигиозная работа принесла свои плоды; большая часть населения
являлась атеистами, вопрос о религии не был интересен массам, религия перестала
быть объектом внимания.
В 1960-е годы
наблюдается борьба против народных традиций, зафиксировавшихся как исламские.
Резкой критике подвергались обычаи, связанные с уплатой калыма (қалың мал), похищением
девушек (алып қашу). Казахские традиции «бесік құда» (раннее сватовство), «тасаттық» (обрядом вызывания дождя) и другие продолжали
существовать. Однако те и другие традиции не носят какой-либо религиозный
характер, а скорее входят в обычаи казахского народа. Вопреки этому, ислам не
поддерживает обычай похищения девушки без ее согласия, обычай хоронить умершего
после трое суток и др. Древние институты аменгерства (левирата), калыма нашли
поддержку в исламе. В казахских семьях и по сей день бытуют доисламские обычаи,
которые на протяжении многих веков воспринимались как исламскими. Ислам не
вытеснил все казахские традиции, так как некоторые из них не считаются
противоречивыми с данной религией.
Религиозность казахского народа не
отличилась фанатичностью и в послевоенный период. Дух патриотичности в годы
войны и послевоенного времени не настроили местное население против советской
власти. Несмотря на усиленные попытки государства отдалить народ от религии,
которые шли на протяжении десятилетий, сохранилась религиозность, однако в
наименьшей степени.
Литература:
1.
Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане:история.
Этничность и общество. – Алматы: КИСИ, 1998. – 188с.
2.
Мухтарова Г.Д. Ислам в советском Казахстане
(1917-1991 годы): дис. ….д-ра ист. наук. Уральск, 2007. – 310 с.
3.
Мустафина Р.М. Представления, культуры, обряды у
казахов (в контексте бытового ислама в южном Казахстане в конце XIX-XX веков). – Алма-Ата: Қазақ университеті, 1992. – 176 с.
4.
АП РК Ф.708, Оп.34, Д.1651, л.174
5.
Ауанасова Б.М. История эволюции религиозных
отношений в Казахстане (на примере ислама 1941-1991 гг.) дис. … канд.и.н.,
Уральск, 2007. - 135 с.