Медицина/ 7.Клиническая медицина.
Д.м.н. Тараканова Е.А. Можаров Н.С.
Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом
психиатрии, психиатрии-наркологии ФУВ Волгоградского государственного
медицинского университета, Россия
Биоэтическая
дилемма психиатрии.
Среди
многообразия медицинских дисциплин психиатрия, несомненно, является одной из
наиболее социальных по своему предмету, методологии и практике [1, 7]. Это
обуславливается, во-первых, особенностями пациентов практической психиатрии,
во-вторых, сложностями диагностики и широким диапазоном психических расстройств
от пограничных нарушений адаптации до выраженных хронических психозов и
слабоумия. Социальные факторы оказывают свое влияние как на состояние
психического здоровья отдельных граждан и общества в целом, так и на
формирование общественных взглядов и концептуальных понятий о сущности
психической нормы и патологии. При этом многие социальные факторы (ситуации),
воспринимаемые и осознаваемые (либо неосознаваемые) личностью, могут
становиться патогенными, приводить к деформированию социальных отношений
индивида и, как следствие, определять развитие психической патологии.
Возникновение
и развитие биоэтики во многом было ответом на так называемые "проблемные
ситуации" в современной медицине [12]. Некоторые основополагающие проблемы
биоэтики оказались исключительно близки по содержанию морально-этическим
дилеммам, возникающим при оказании психиатрической помощи [7]. В то же время
определился и ряд специфических для психиатрической практики проблем, которые
требуют отдельного этического анализа и не могут быть решены путем простых
аналогий с другими сферами медицинской деятельности [9].
В
рамках клинико-социального исследования качества жизни больных шизофренией нами
было обследовано 345 пациентов, находящихся на лечении в психиатрических
стационарах города и области. Одной из задач работы было изучение особенностей
формирования и типологии самостигматизации больных шизофренией с использованием
специально разработанного опросника НЦПЗ. В данном опроснике тесно переплелись
вопросы, касающиеся как особенностей формирования стигмы психически больного
(которая уже сама по себе является одним из наиболее сложных и проблемных
вопросов биоэтики), так и другим важным этическим вопросам именно
психиатрической практики.
Дилемма
патерналистского и непартеналистского подходов в современной медицине является
"сквозной" для биоэтики в целом [1]. При патерналистской модели
взаимоотношений врача и пациента полноту ответственности за принятие
клинических решений берет на себя врач. Напротив, ключевая категория
непартеналистской модели - категория прав пациента. Несомненно, одной из
особенностей психиатрии как медицинской науки и практики является чрезвычайно
широкий континуум пациентов. Часть из них, в силу наличия тяжелых нарушений
психической деятельности (будь то выраженные продуктивные расстройства,
формирование дефекта эмоционально-волевой сферы, негативная симптоматика при
эндогенных заболеваниях, врожденные или приобретенные
интеллектуально-мнестические расстройства - слабоумие) не могут самостоятельно
выражать и отстаивать свои интересы. Становится очевидным, что для данной
категории больных наиболее приемлемой и адекватной является патерналистская
модель. Это не означает полного игнорирования мнения пациента и принуждения его
к чему-либо, хотя в решающие моменты врач вправе использовать всю полноту
данной ему власти, которая, несомненно, не должна оставаться без этического
контроля. При этом нравственными ограничителями служат добросовестность и
ответственность врача-психиатра. Другая категория больных, с так называемыми
пограничными психическими расстройствами (неврозы, депрессии, расстройства
адаптации и др.), вполне самостоятельны в своем волеизъявлении и
самоопределении, по своему интеллектуальному, правовому, нравственному сознанию
зачастую ничуть не уступают врачу-психиатру. В таких случаях, естественно,
патерналистская модель неприемлема. Отношения врача и пациента должны строиться
на основе партнерства, причем врач выступает в роли компетентного
профессионала, он отвечает за качество обследования и лечения, однако
ответственность за выбор и решение лежит на самом пациенте. Особенностью
психиатрии является и то, что по отношению к одному и тому же пациенту эти
модели взаимоотношений с врачом могут сменять друг друга на разных этапах
течения болезни (например, в период обострения симптоматики и в ремиссии).
Таким образом, этической задачей психиатрии становится установление оптимальных
взаимоотношений между врачом и пациентом в каждой конкретной ситуации. В
проведенном исследовании типологии самостигматизации данная этическая проблема
может быть наиболее ярко проиллюстрирована двумя утверждениями, с которыми
соглашались или не соглашались пациенты. С первым утверждением - "Важные
решения за больных обычно принимают здоровые" - из 345 опрошенных больных
шизофренией "определенно согласны" были 68 человек (19,7%),
"скорее согласны" - 137 чел. (39,7%), "скорее не согласны"
- 80 чел. (23,2%), "не согласны" - 60чел. (17,4%). Второе утверждение
- "Деятельность больного контролируется обществом", с ним были
"определенно согласны" 73 чел. (21,2%), "скорее согласны" -
152 чел. (44,1%), "скорее не согласны" - 83 чел. (24,1%), "не
согласны" - 37 чел. (10,6%). Данные примеры позволяют сделать выводы о
том, что в сознании больного шизофренией доминирующей моделью взаимоотношений
как с врачом, так и с обществом, на настоящий момент остается патерналистская
модель, в которой пациенты занимают пассивное и подчиненное положение. Это
служит предпосылкой для дальнейшего развития различных моделей взаимоотношений
врача-психиатра с разными категориями психически больных.
Следующей
этической проблемой психиатрии являются существующие сложности разграничения
нормы и патологии, гипердиагностика психических заболеваний, перенос
клинических оценок и терминов на множество вариантов индивидуального
своеобразия личности и социального поведения человека. Профессиональная этика
требует от психиатра предельной честности, объективности и ответственности при
вынесении заключений о состоянии психического здоровья. Зачастую трудности
дифференциации психической нормы и патологии приводят к формированию в сознании
как отдельного индивида, так и общества в целом, представления о том, что даже
сам факт обращения к психиатру свидетельствует о наличии у человека психического
расстройства, и этим отличает его от остальных, "нормальных", людей.
В частности, в проводимом опросе больные шизофренией при предъявлении им
утверждения "Если человек лечился у психиатра, к нему никогда не будут
относиться, как к здоровому", с последним были "определенно
согласны" 184 чел. (53,3%), "скорее согласны" - 52 чел. (15,1%),
"скорее не согласны" - 45 чел. (13,0%), "не согласны" - 64
чел. (18,6%).
Еще
одной этической проблемой является возможность применения к некоторым
категориям психически больных недобровольных мер - принуждения, в частности,
речь идет о недобровольном лечении. В этико-юридическом плане - это типичная
"проблемная ситуация", так как пациенту в данном случае должны быть
обеспечены специальные гарантии защиты его гражданских прав. В законе РФ
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
[2] принцип добровольности оказания психиатрической помощи является
основополагающим, предваряя все прочие нормы (ст.4). Таким образом, этическая
задача психиатра - ограничение сферы принуждения при оказании психиатрической
помощи до пределов, определяемых медицинской необходимостью. Частным случаем
данной "проблемной ситуации" считается существующее и определенное в
соответствующих юридических документах право больного на отказ от лечения как
источник биоэтической дилеммы. На одном ее полюсе - право любого пациента на
отказ от лечения - общепризнанная этико-гуманистическая ценность и юридически-правовая
норма. На другом полюсе - особенности психически больных, чей отказ от лечения
может как осложнить работу врача-психиатра, так и актуализировать проблему
опасности лица, страдающего психическим расстройством, для себя и\или
окружающих.
Таким
образом, следующей задачей психиатрической этики становится регулирование
социальных санкций в отношении психически больных. Неоправданное ограничение
прав больных, пренебрежительное к ним отношение, унижение человеческого
достоинства сформулировали необходимость осмысления данной проблемы и
формирования идеологии защиты прав психически больных людей. Законом РФ "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" [2] лицам
с психическими расстройствами гарантируются все права и свободы граждан, предусмотренные
Конституцией и законодательством РФ (ст.5). В то же время, при оценке себя и
своего состояния, больные шизофренией зачастую отмечали прямое или
опосредованное нарушение своих прав. Иллюстрацией могут послужить следующие
примеры. С утверждением "Из-за болезни мне не доверяют интересующей меня
работы" были "определенно согласны" 92 чел. (26,7%),
"скорее согласны" - 136 чел. (39,4%), "скорее не согласны"
- 55 чел. (15,9%), "не согласны" - 62 чел. (18,0%). С фразами
"Из-за болезни мне не дают повышать образовательный уровень так, как я
хочу" и "Из-за того, что я болен, окружающие мешают мне жить
активной, деятельной жизнью" были, соответственно, "определенно
согласны" 96 чел. (27,8%) и 102 чел. (29,6%), "скорее согласны"
- 142 чел. (41,2%) и 98 чел. (28,4%), "скорее не согласны" - 60 чел.
(17,4%) и 69 чел. (20,0%), "не согласны" - 47 чел. (13,6%) и 76 чел.
(22,0%).
Наконец,
еще одна этическая проблема в психиатрии - выраженная негативная
социально-этическая нагрузка диагноза психического расстройства как такового.
Здесь будет уместно употребить такой термин, как "стигма"
психического расстройства [8], основными аспектами которой является выделение
обладателя психиатрического диагноза из общества как девианта и его
дистанцирование с приписыванием затем бытующих в обществе представлений о
душевнобольных, что обусловливает последующую дискриминацию [3, 6].
Стигматизация как негативное выделение обществом индивидуума (или социальной
группы) с последующим стереотипным набором социальных реакций в своей основе
имеет сложившиеся в конкретном обществе исторические, религиозные, социальные
предрассудки, в большинстве случаев сводящиеся к представлениям об опасности,
позорности, греховности и ущербности человека с психическими расстройствами.
Стигматизация как следствие ритуалов, обеспечивающих связи внутри группы и
регулирующих внутригрупповые отношения, является необходимым компонентом
социальной идентификации. Стигма выступает как социальный симптом психической
болезни [4], как онтологическое отличие психически больных от здоровых, как
социокультуральный запрет на ряд отношений в обществе.
Самостигматизация
представляет собой серию запретов, связанных с социальной активностью, которые
психически больные накладывают на собственную жизнь, с чувством неполноценности
и социальной несостоятельности [10, 11].
При
проведении анализа структуры самостигматизации больных шизофренией наиболее
яркими примерами того, как происходит негативная, стигматизирующая атрибуция
личности, демонстрирующая непреодолимую дистанцию между больным и обществом,
как в определенный момент у психически больного человека происходит
формирование восприятия здоровых людей как "чужих" и на личностном
уровне возникает готовность связать какое-либо явление с наличием
психиатрического диагноза, являются ответы пациентов на несколько следующих
вопросов. Так, с утверждением "Поскольку я болен, я не могу полагаться на
себя." были "определенно согласны" 82 чел. (23,8%), "скорее
согласны" - 116 чел. (33,6%), "скорее не согласны" - 35 чел.
(10,1%), "не согласны" - 112 чел. (32,5%). Наличие чувства
неполноценности подчеркивается следующим утверждением: "В целом
психическое заболевание мешает мне чувствовать себя здоровым", с которым
были "определенно согласны" 74 чел. (21,4%), "скорее
согласны" - 163 чел. (47,2%), "скорее не согласны" - 48 чел.
(13,9%), "не согласны" - 60 чел. (17,5%). Свою несостоятельность
пациенты отмечали фразой: "То, что я болен, обесценивает мое творчество в
глазах окружающих". С этим были "определенно согласны" 92 чел.
(26,7%), "скорее согласны" - 129 чел. (37,4%), "скорее не
согласны" - 47 чел. (13,6%), "не согласны" - 77 чел. (22,3%).
И,
как предостережение об опасности процесса стигматизации, хотелось бы привести
следующий пример. В своей работе "Стигма. Об особенностях искалеченной
личности", 1963г. Ирвинг Гоффман [по 8] дает следующее пояснение тому, что
он подразумевает под такой "личностью": "...Речь идет о
последствиях расстройств личности, искалеченной не болезнью - шизофренией, а
общественными предубеждениям, обвинениями и диффамацией, т.е. о последствиях
стигматизации болезни, больных и их родственников". Таким образом, задачей
психиатрической этики является преодоление стигмы и повышение толерантности
общества к психически больным.
Литература:
1. Биомедицинская этика // под ред. Покровского В.И..-
М., Медицина.- 1997.
2. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании": Постатейный комментарий к Закону / под ред.
С.В.Бородина, В.П.Котова. М., 1993.
3. Михайлова И.И., Ястребов В.С., Ениколопов С.Н. Клинико-психологические
и социальные факторы, влияющие на стигматизацию психически больных разных
нозологических групп. // Журнал неврологии и психиатрии.- 2002.- №7.- С.58-65.
4. Польская Н.А. Психически больной в современном
обществе: проблема стигмы.
5. Рукавишников В.О. Общественное мнение о службах
психического здоровья и пациентах, ими обслуживаемых. М.:
Научно-исследовательский институт профилактической психиатрии ВНЦПЗ РАМН СССР,
1990.
6. Сосновский А.Ю. Удовлетворенность пациентов
психиатрической помощью как критерий ее качества: Дис….канд.мед.наук. М. 1984.
7. Требования биоэтики: медицина между надеждой и
опасениями // под рук. Ф.Бриссе-Виньо. Киев, 1999.
8. Финзен А. Психоз и стигма. - М., 2001.
9. Этика практической психиатрии. Руководство для
врачей // под ред. Тихоненко В.А..- М.: ГНЦ СПП им. В.П.Сербского.- 1996.
10. Anthony W.A., Rogers E.S., Cohen
M. et al. Relationships psychiatric symptomatology, work skills and future
vocational performance. Psychiatric Services. 1995. № 46. P.353-357.
11. Link B.G., Rahav M.,
Phelan J.C. et al. On stigma and its consequences: Evidence from a longitudinal
study of men with diagnosis of mental illness and substance abuse. Journal of
Health and Social Behavior. 1997. №38. P.177-190.
12. Петров В.И. Медицина и биоэтика - союз ради жизни//ж. "Биоэтика". 2008. №1.