К.
культурологии Мухаева Л.Р.
Мордовский
государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
МОРДОВИИ 1970 – 1980-х гг.
Культура советской
эпохи – это один из наиболее противоречивых и сложных феноменов культурного
пространства ХХ в., еще не до конца осознанного в рамках отечественной научной
мысли. Сегодня существует мнение, что культура этого периода – это и есть то
лучшее, что было в советской системе. Музыка, в частности, как никакой другой
вид искусства наиболее полно отражает и выражает дух господствующих в обществе
настроений: «В музыке мы припадаем ухом к какой-то основной смысловой артерии
мира и слышим его тайный и нервный пульс» [1, 159].
1970 – 1980-е гг. в Мордовии
характеризуются весьма последовательным и
поступательным развитием музыкального искусства. Об этом свидетельствует
активная деятельность артистов, исполнительских коллективов, солистов-певцов, инструменталистов.
В середине 1960-х – начале
1970-х гг., получив высшее музыкальное образование, в республику приехали
работать музыканты, чья исполнительская, а также педагогическая, научная и
общественная деятельность способствовала дальнейшему росту музыкальной
культуры: Н. И. Бояркин, Г. Г. Вдовин,
М. И. Волков, Н. И. Воронина, И. С. Кобозева, Л. А. Кубытева, Г. Ф.
Лукьянов, В. И. Строкин и др. В эти годы в республике работают: Мордовский
государственный театр музыкальной комедии (при нем действовал концертный отдел
под руководством Д. И. Еремеева и организована первая экспериментальная
хореографическая студия), а также Мордовская государственная филармония, в
состав которой вошли женский фольклорный ансамбль «Келу», Государственный
ансамбль песни и танца «Умарина», самодеятельный вокально-хореографический
ансамбль «Литова», вокально-инструментальные ансамбли «Лайме», «Вастома»,
солисты М. Н. Антонова, Р.
М. Беспалова, Д. И. Еремеев, В. М. Кудряшев, Л. В. Кузнецова, А. Н. Куликова.
Популярностью среди любителей музыки пользовались Саранский городской оркестр
русских народных инструментов, Городской ансамбль скрипачей, симфонический
оркестр Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, народный
хор университета, хор Мордовского государственного педагогического института
имени М. Е. Евсевьева, детская хоровая
студия Саранского дворца пионеров и школьников, хор Республиканской детской
музыкальной школы-интерната и многочисленные самодеятельные коллективы в виде
любительских хоров, ансамблей, кружков в системе клубов, учебных заведений,
административных, производственных и сельскохозяйственных предприятий. В связи
с «всеобщим охватом» музыкой населения республики особое внимание уделяется
детским хоровым коллективам. Таким образом, хоровая самодеятельность в 1970 – 1980-е
гг. получает невиданный в республике размах. Различные смотры, олимпиады,
фестивали «начинались с выступления многочисленных смешанных хоров. В
репертуаре хоров… значительное место занимали песни и хоры русских, советских и
мордовских композиторов», – отмечает искусствовед Л. Б. Бояркина [2, 224].
Многие коллективы были
удостоены званий лауреатов различных конкурсов и фестивалей, и, что было
особенно почетно, звания «Народный коллектив» (например, Кочетовский женский
мордовский народный хор, ансамбль механического завода «Калинка»,
Старотеризморгский женский народный хор, ансамбль «Умырзая» и др.).
Деятельность самобытных
артистов-любителей народной песни сыграла важную роль в формировании и развитии
профессионального вокального и хорового искусства Мордовии: «Из ее среды вышли
многие известные певцы (И. М. Яушев, Р. М. Беспалова, Д. И. Еремеев, М. Н. Антонова,
А. Н. Куликова, А. А. Клыков, Н. В. Спиркина, Н. В. Маркова и др.), на основе
самодеятельных хоров и ансамблей были созданы
Государственный ансамбль песни и танца РМ «Умарина», женский фольклорный
ансамбль Мордовской государственной филармонии «Келу» [2, 224]. Выступления певцов-солистов,
ансамблей на всесоюзных и международных этнографических концертах, фестивалях
народного творчества способствовало пропаганде искусства мордовского народа за
пределами республики.
Но отсутствие в
республике профессиональных коллективов (академического хора, симфонического
оркестра, камерных ансамблей) делало невозможным исполнение уже написанных
композиторами масштабных произведений (например, Симфоний № 1 и № 2, Концерта
для скрипки с оркестром (1973) Г. Г. Вдовина, Концерта для кларнета с оркестром
(1977) Н. В. Кошелевой и др.).
Нередки были случаи, когда авторы могли услышать свои сочинения в исполнении
музыкальных коллективов других городов: симфонического оркестра Татарской
филармонии имени Г. Тукая, оркестров музыкальных театров Чувашии и Марийской
АССР, струнных квартетов Казанской консерватории и Уфимского государственного
института искусств, академических хоровых капелл Чувашии, Удмуртии, Башкирии.
1970 – 1980-е гг. были
благоприятными и для деятельности оркестра народных инструментов Саранского
музыкального училища (руководитель – выпускник Казанской консерватории Г. Ф. Лукьянов).
Мордовские композиторы (за исключением Л. И. Воинова) редко писали специально
для оркестра народных инструментов (такое невнимание объясняется отсутствием в
республике профессионального коллектива). Но «лукьяновский» оркестр отличался
выразительностью игры, мелодичностью, «продуманной эффектностью и глубоким
знанием специфики инструментов оркестра», – отмечает музыковед Н. М. Ситникова [3,
119].
Директор Саранского
музыкального училища Л. П. Юшкова кроме руководства учебной деятельностью, активно
работала над постановками опер на сцене концертного зала училища. Так, силами
учащихся и преподавателей были поставлены оперные спектакли: «В шесть часов
вечера после войны» Г. Г. Вдовина, «Травиата» Д. Верди, «Русалка» А. С. Даргомыжского,
«Улица дель Карно» К. В. Молчанова, «Дубровский» Э. Ф. Направника, «Евгений
Онегин» П. И. Чайковского и др. Постановка в 1976 г. оперы Вдовина «В шесть
часов вечера после войны» оказалась единственной и стала особым событием в
культурной жизни республики и в судьбе самого композитора.
С середины 1980-х гг.
берет свое начало традиция проведения музыкальных концертов в республиканском
музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи. В последующие годы концерты
сольной, хоровой инструментальной музыки стали проводиться и в других музеях. Это
была одна из новейших форм музыкально-просветительской работы и художественного
воспитания населения.
Если в 1960-е гг.
сочинения мордовских композиторов не исполнялись на широкой публике, то 1970-е
гг. в этом плане оказались весьма благодатными. Музыка звучала повсюду – по
телевидению, радио, на различных форумах, пленумах, днях музыки, творческих
встречах, музыкальных смотрах, фестивалях, различных концертах. Произведения
мордовских композиторов исполнялись в республике, в соседних регионах («Дни
мордовской музыки», «Фестиваль музыки композиторов автономных республик
Поволжья и Приуралья»), на фестивалях в г. Москве («Панорама музыкальной
России», «Московская осень», «Композиторы России – детям»), за рубежом (в Венгрии,
Польше, Финляндии, Эстонии и др.). Создание
в 1982 г. Союза композиторов Мордовии, одной из задач которого была пропаганда
произведений народного, самодеятельного и профессионального музыкального
искусства, вызвало новую волну интереса музыкантов-исполнителей к творчеству
композиторов республики.
Таким образом, несмотря
на общий характер «застоя» во многих сферах жизни, в этот период активно
формировались разные формы музыкального
исполнительства. И в этом процессе все большую роль играли профессиональные музыканты.
Литература:
1. Лосев А. Ф. Трио Чайковского // Жизнь: повести, рассказы, письма. – СПб.: «Комплект», 1993. – 534 с.
2. Бояркина Л. Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справ. / Л. Б. Бояркина; [под ред. Н. И. Бояркина]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. – 272 с.
3. Ситникова Н. М. Страницы музыкальной истории (статьи, очерки, рецензии) / Н. М. Ситникова; сост. Т. И. Одинокова; ред. И. А. Галкина. – Саранск: Тип. «Руз. печатник», 2001. – 130 с.