К.
искусствоведения Киласония Э.Н.
Мордовский
государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия
МАССОВАЯ
КУЛЬТУРА И ФЕНОМЕН ЭЛИТАРНОЙ
В
МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В настоящее время, полное перемен и
прогрессивных веяний, особо популярной и прочно занявшей свое место во всех
сферах искусства стала массовая
культура. Это так называемое «легкое» пространство, в которое стремится уйти
человек от навалившихся проблем и треволнений.
Массовая культура в противовес элитарной
является доступной широкой аудитории и не требует специальной подготовки для
понимания. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет в
первой половине XX в. ввел в
научный оборот понятие «человек массы» (массовый человек) и
проанализировал особенности этого социокультурного типа в сопоставлении с типом
представителя духовной элиты.
К массовой культуре можно применить три закона,
характерные и для народной культуры, выделенные ученым Г.
К. Вагнером, такие как «природность (массовая культура является как бы
органом природы); коллективность (стандартность жизни, творческого восприятия,
сознания); идеалистичность образов (в воссоздании идеи образа)» [2, 36]. Но народное искусство творит сам народ для
себя, массовая же культура создается специально для массы определенными
людьми. Народное искусство – это
естественное самовыражение народа; в нем народ – это и субъект и объект
творчества. Массовое же искусство, являясь способом управления массой,
становится субъектом производства этой культуры, масса же – только ее объект.
Народная культура имеет неповторимый облик, она - душа народа. Массовая
же -
безлика и безнациональна, спекулирует на мечте людей о едином человечестве и
мире без войн.
Возникновение и развитие массовой культуры
ученые связывают с потребностью в трансляции ценностей «высокой»,
профессиональной культуры. Так, массовая музыкальная культура появляется в XIX
в. на пике
развития академического профессионально музыкального искусства, когда
классическая музыка вырабатывает сложнейший и до сегодняшнего дня
непревзойденный по степени отражения явлений действительности метод
музыкального мышления – симфонизм. Массовая музыкальная культура, таким
образом, является, с одной стороны, альтернативной «высоким» образцам искусства
(так в противовес опере рождается оперетта), а с другой стороны –
«переводчиком» этих образцов.
Чем сложнее становится язык «высокого
искусства», тем интенсивнее развиваются жанры массовой музыкальной культуры.
Одновременно массовая музыка максимально упрощается, становится более доступной
для восприятия и понимания.
Массовое искусство во все времена создавало
огромное количество шлягеров, в которых, по мнению отечественного ученого М. Н. Афасижева, «доля оригинальности сводится к
минимуму, в них преобладают стереотипы героев, сюжета, тем и мотивов. Здесь
действует всеобщий закон общественного производства в эпоху научно-технической
революции, характеризующийся массовостью, стандартностью, динамикой потребления
и т.д.» [1, 16].
Массовое искусство стало оказывать давление на
самые высокие образцы академической музыки, подчиняя их своим, подчас
утилитарным требованиям и тем самым снижая их художественный статус. Согласно Х. Ортеге-и-Гассету, при нарушении баланса (равновесия)
между массой и элитой, когда масса ниспровергает элиту и начинает диктовать
свои «условия игры», возникает угроза деградации всех сфер: политики, науки, искусства
и др. Такой натиск (вторжение) угрожает цивилизации если не гибелью, то
вырождением.
Но в этом искусстве есть и
положительные моменты. Шедевры мировой музыкальной культуры могут принадлежать
одновременно массовому и немассовому измерению. Так, знаменитый хор из оперы
«Набукко» Дж. Верди, сразу после премьеры превратился в настоящий гимн свободе,
подлинно массовую песню, при этом не переставая быть эталоном «высокого
искусства». Музыка И. Баха или С. Прокофьева также не теряет своего социального
значения, хотя широко и разнообразно используется в массовой культуре – например,
как фонограмма для спортивных соревнований. Включение классических шлягеров в
рекламные видеоролики – еще один пример адаптации массовых жанров искусства.
Массовая культура осуществляет
стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает и
всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее
отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.
Однако явление массовой культуры в
целом нельзя оценивать как однозначно негативное. Ученые высказывают
предположение, что массовая культура с достаточно высокой степенью вероятности
может быть прообразом культуры будущего. Это, только нарождающаяся культура,
основана на объективных процессах модернизации сообществ, когда массовая
культура берет на себя функции инструмента социализации личности в новых
общественно-экономических условиях (интернациональное общество со стертыми
национальными и сословно-классовыми границами).
Массовая культура в состоянии
сегодня играть и положительную роль, приобщая массы к сложнейшим духовно-нравственным
проблемам в адаптированном виде. Но оставит ли отдельная личность дальнейшие
поиски культурных музыкальных (и общечеловеческих) ценностей, или будет
довольствоваться обретенными суррогатами масс-культуры – это уже напрямую
зависит от самой личности.
Литература:
1. Афасижев М. Н. О природе художественной
информации / М. Н.
Афасижев // Проблемы информационной культуры. Вып.4. Искусство в контексте
информационной культуры. – М., 1997. –
С. 7-16.
2. Некрасова М. А.
Георгий Карлович - ученый, художник. Вагнер в научных дискуссиях // Георгий Вагнер. - М., 2006 г. - С. 136.