Проблемы творческого подхода в обучении

студентов начертательной геометрии и инженерной графики

 

Д.п.н., профессор Мусалимов Т.К.

Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Казахстан

Магистр педагогики и психологии Г.М. Алгартова

Актюбинский государственный педагогический институт, Казахстан

 

В современных условиях, качество подготовки студентов определяется не столько уровнем его знаний, сколько его интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом. Вузовская графическая подготовка студентов, основанная на непрерывном усвоении знаний, не в полной мере отвечает условиям постоянно растущего объема информации. Следовательно, обучение начертательной геометрии и инженерной графике в вузе должно быть направлено не только на накопление знаний, но и на формирование самостоятельного мышления, умения ориентироваться в потоке информации и творческого отношения к постоянно изменяющейся действительности. Изменение целевых установок в образовательном процессе приводит к созданию педагогических концепций, обращенных к личности обучаемого и проблемам ее развития. Раскрытие творческого потенциала определяет значительную роль для развития и профессионального самоопределения студентов.

Совершенствование методов обучения графическим дисциплинам в современной высшей школе без использования достижений психологии в области изучения процессов отражения этих свойств и отношений, а также механизмов практических и умственных действий невозможно. Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия реальных предметов и явлений, а затем путем мыслительных процессов, как анализ,  и  абстрагирование,   в  них   выделяются  простейшие   элементы  [1, с. 21-22 ].

Следует при этом подчеркнуть, что в графической деятельности основной формой познания являются восприятие, ощущение, а также представление [1, с. 22 ].

Для нашей  работы в обучении начертательной геометрии и инженерной графике очень важны в теоретическом и практическом аспекте наиболее интенсивные работы познавательной деятельности студентов.

Организация обучения графическим дисциплинам в системе высшего профессионального образования должна обеспечить не только усвоение программных знаний и умений, но разностороннее развитие личности студентов, в частности, развитие их познавательной самостоятельности и творческого подхода к учению  [2, с.7 ].

Учебная программа  курса начертательной геометрии и инженерной графики составлена на основании государственных образовательных стандартов и типовой программы, а также с соблюдением принципов соответствия содержания современным достижениям науки и техники, целям воспитания социально значимых качеств и развития творческих способностей личности, межпредметной и внутрипредметной преемственности, а также с соблюдением основных дидактических принципов.     

        Необходимость обеспечения высокой эффективности графического образования нацеливает на поиск оптимальных путей обновления содержания, форм и методов обучения, будущих бакалавров в вузе. В связи с этим повышается значение научных исследований, направленных на совершенствование графической подготовки обучающихся, позволяющей вооружить знаниями графической теории, сформировать у них необходимые графические знания, умения и навыки   [3, с.5].

Вопросы становления творческой личности и формирования, творческих профессионально- личностных качеств в системе профессионального образования посвящены исследования Б.Г.Ананьева, А.А.Деркача, М.М. Зиновкиной, Т.В. Кудрявцева, Н.В.Кузьминой, С.А. Новоселова, Л.В. Париновой, В.В.Серикова, М.Н. Скаткина и др.

Как утверждают ученые, творчество как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность личности лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Творчество - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни .

Вместе с тем, несмотря на то, что в настоящее время в образовательном пространстве активно идут инновационные процессы, на практике в нем доминирует репродуктивная составляющая, а методы творческого подхода в изучении начертательной геометрии и инженерной графики желает лучшего. Однако к этому времени у студента складывается стереотипное мышление, приводящее в дальнейшем к творческой инертности выпускника вуза.

В современных условиях  изучение интеллектуальных, деятельностных и личностных характеристик творческой личности является в настоящее время актуальным в силу многих причин. Во-первых, общество заинтересовано в социальном заказе на творческую личность, востребованную во всех сферах производства и обучения. Во-вторых, в психологии и педагогике недостаточно разработан вопрос об онтогенезе личности с учетом динамики ее творческих возможностей. В-третьих, теория и практика творчества находятся в процессе симбиоза различных научных направлений.

Таким образом, в работах исследователей отражается широкий спектр представлений содержания и структуры профессионального  подхода и подготовки студентов с позиций теории развития личности, личностно ориентированного и личностно- деятельностного подходов, социальных аспектов, инновационной деятельности, динамических характеристик, способностей и компетентности, педагогических технологий, уровней формирования знаний и умений.

Исследуя и анализируя графическую деятельность студентов, уместно отметить, что использование в поисковой графической деятельности эвристических методов способствует активизации творческой мысли и формированию знаний, умений и навыков проектной и творческой деятельности.

         Изучая  графическую деятельность студентов, необходимо сделать вывод, что диагностика сформированных компонентов происходит на основе анализа результатов выполненных графических заданий творческого характера.           

           Вместе с тем следуя из методологической основы нашей работы. возможности создаваемой вузами творческой среды в процессе обучения способствуют формированию познавательной самостоятельности студентов, проявлению их творческой активности.

Таким образом, можно констатировать, что выявлена эффективность формирования творческого подхода к графической деятельности студентов. При этом следует отметить, что студенты демонстрируют более высокую активность и самостоятельность

 

Литература:

1.Мусалимов Т.К.  Основы методики курса начертательной геометрии и сборник задач.          Алматы  - 1997. 147с.

2.Мусалимов Т.К.  Исследование пространственного мышления студентов средствами графических задач при изучении инженерной графики. Доклады Казахской академии образования. 2009. №3.

3.Мусалимов Т.К. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения инженерной графике. Доклады Казахской академии образования. 2009. №4.