Педагогические науки/5.Современные методы преподавания

К.п.н. Твердохлеб Е.Ф.

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Украина

Реконструкция древней психосоматической системы Украины боевой гопак - альтернативная форма физического воспитания

Поиск путей организации обучения и внедрения составляющих генетической культурной памяти - реконструированных психосоматических систем Украины - актуален, так как они разнообразят современные формы, методы и средства физического воспитания и рекреации населения, положительно влияют на сознание, мировоззрение, культурное и патриотическое воспитание. Реконструкции элементов психосоматических систем древних культур Востока (танцев, боевых искусств, игр, оздоровительных практик йоги, цигуна и др.)  изучались специалистами различных областей науки [1-3], реконструкции древних психосоматических систем Украины изучены недостаточно[6].

Задачи исследования реконструкции древней психосоматической системы Украины боевой гопак решались методами логико-теоретического анализа информационных источников.

Реконструировал  психосоматическую систему боевой гопак в конце ХХ столетия мастер восточных боевых искусств В. Пилат  (Е. Приступа, В. Пилат, 1991; В. Пилат, 1994, 1999). В основе реконструкции - элементы традиционного казацкого боя, народных танцев гопак, метелица, аркан, казачек, ползунец с имитациями боевой техники, приемов самообороны крестьян Галичины, практик казаков-характерников, родового и личного боевого опыта.  Влияние на формирование боевой техники и тактики имели: характер оружия, которое применялось сторонами вооруженных конфликтов давних времен, боевой опыт, психические, анатомические, мировоззренческие и социальные особенности нации, характерные черты - практичность, рациональность, преемственность, тайная передача знаний в родах.

История развития боевого гопака. 1987 - во Львове открыта школа боевого гопака. 1997 - боевой гопак признано национальным видом спорта, организованы секции боевого гопака в вузах. 2000 – вводится специализация «боевой гопак» в Днепродзержинском колледже физического воспитания. 2001 – Указом президента Украины утверждена Национальная программа возрождения и развития украинского казачества, рекомендовано внедрить боевой гопак в учебные программы по истории военного искусства украинского казачества в военных лицеях и лицеях с усиленной военно-физической подготовкой, а также включить боевой гопак в спортивную классификацию Украины; создано и зарегистрировано Международную федерацию боевого гопака; сборная Украины по боевому гопаку приняла участие в IV Всемирном фестивале боевых искусств в Южной Корее. 2002 - открыты школы боевого гопака: женская «Асгарда» и детская, на базе школы им. В.Чорновола. 2004 - организован центр «Арт-шоу боевой гопак» на базе Киевской федерации боевого гопака.

Программа соревнований боевого гопака состоит из пяти видов поединков: герц - полный контакт; забава - бесконтактный поединок; тан-двобой - условный бой; борня - дозированный контакт с контролем; однотан - индивидуальная демонстрация приемов под музыкальное сопровождение.

Философско-мировоззренческая составляющая боевого гопака основана на лучших духовных достижениях украинской элиты, а мифологическая - на ведическом наследстве. Главные морально-этические ориентации: правдоборство, победа над силами зла во имя торжества добра, любви и положительных творческих сил, трансформация телесного в духовное, осознание определенного назначения каждого человека в жизни, и того, что от его выполнения, зависит дальнейшая судьба его рода и народа вообще.

Основу технического арсенала боевого гопака составляют: стойки, шаги, прыжки, вращения, удары, блоки, подсечки, имитации ударов, приемы самозащиты и нападения, акробатика, танцевальные связки, групповые ритмические движения.

Виды стоек: боевые исходные положения (свеча, шерег), наступательные (вой, щит), защитные (стена, башня), позы молитв и медитаций, ритуальных обрядов (трезубец), имитационные, моделирующие позы птиц, животных, деятельности людей (всадник, журавль, медведь, паук, лягушка, собака).

Специальная физическая подготовка включает передвижения по-пластунски, боевые упражнения с вооружением (саблей, поясом, булавой, копьем, палицей и т.д. в одной или двух руках), боевые этно-танцы с музыкальным или вербально-звуковым сопровождением, гойдки, казацкое рукоборство.

Вербально-звуковые практики являются эффективными дыхательными и вибрационными упражнениями, включают такие средства, как выкрики, призывы, молитвы, заговоры, декламацию стихов, баллад и поговорок, пение песен. Тематика - историко-героическая, морально-нравственная, что способствует духовному и патриотическому воспитанию.

В танцах используются боевые приемы, имитации блоков и ударов, в том числе и с применением оружия, сложные схемы отхода и нападения на земле, в воздухе, на бочке, которая неподвижна или катится. Ползунец  - передвижение в приседе с поочередным выбросом ног вперед (вариант - с саблями в каждой руке). Гойдки - покачивание тела вперед, назад и в стороны, за счет инерции движения тела и плавного переноса центра тяжести, развивает умение использовать в бою энергию противника, значительно увеличивать силу и скорость ударов, в древности, по преданиям, способствовали умению уклоняться от пуль. Казацкое рукоборство  единоборство типа армреслинга в положении лежа на животе. Выполнение бега, прыжков, передвижений и боевых действий гопака, таких элементов как тропотянка, галоп, аркан, прибой, чесанка, дубоны, выручалочка, ползунцы и др., требует проявления актерского мастерства. Дубоны выполняются с шумовым эффектом притопа ног, а бег с подпрыгиваниями, дорожки, выхилясы, дрибушки, галоп – шутливо, для отвлечения внимания противника. В шутливо-развлекательном или угрожающем стиле выполняются игровые бои с имитациями ударов различными частями тела (рук, туловища, головы, ног) и предметами (палки, бунчука, копья, сабли). Приемы выполняются определённой зоной одной или двух рук (кряква, пощечина, злич, секач, чикольник, гупан, тумак, дрель, штрик) и ног (копняк, щучка, пистолет).

Психорегулирующее и воспитательное воздействие оказывают церемонии прославления бога, предков, героев, поздравления старших, учителей, партнеров перед началом поединка, проявления уважения, имитационные игры подготовки к бою.

Психофизическая подготовка в старину включала экстремальные испытания на грани жизни и смерти, которые способствовали проявлению и развитию сверхчеловеческих способностей, позволяли выживать и побеждать в сложных ситуациях, а также посвящение в магические ритуалы и обряды, освоение техники рукопашного боя с палкой вслепую (костурец), которой владели слепые кобзари. Современные тренировки включают освоение техник
гипноза, боев вслепую, психосоматической саморегуляции, развития ясновидения и т.п. Тренировочные занятия
и соревнования проводят в сопровождении традиционных украинских мелодий [4,5].

Уровень мастерства оценивается по семи ступеням подготовленности (жовтяк, сокол, ястреб, джура, казак, характерник,  волхв), которые соответствуют спортивным разрядам (III, II, I, кандидат в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта).

Показательные выступления школ боевого гопака и мастер-классы включены в программы многих фестивалей, таких, как «Сказочный город», «Легенди степу у заповіднику Кам`яні могили», «Живий вогонь», «Сяйво», «Казацкие забавы» и др.

Таким образом, боевой гопак – это структурированная реконструкция древней психосоматической системы Украины, украинское боевое искусство, объединяющее ударную и бросковую технику нанесения ударов, блоков и захватов руками и ногами, с пластикой танца, философией, морально-этическими принципами. Это вид спорта, способ организации отдыха для различных групп населения, возрождения и интеграции в современный мир культурного наследия этнических традиций, альтернативная форма физического воспитания.

Литература:

1.          Гербер Р. Вибрационная медицина / Пер. с англ. - М.: София, Гелиос, 2001. - 592 с.

2.          Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - Г.: Политиздат, 1987. - 286с.

3.          Колбун Н.Д. Информационно-волновая терапия в вопросах и ответах. - К.: «Биополис», 2001. - 26 с.

4.          Величкович М., Мартинюк Л. Український рукопашний гопак: Навч. посіб. – Л.: Ліга-Прес, 2003. – 152 с.

5.          Приступа Є.Н., Пилат В.С. Традиції української національної фізичної культури. – Л.: Троян, 1991. – 104 с.

6.          Цось А.В. Фізичне виховання в календарній обрядовості українців»: Навч. посіб. – Луцьк: Настир’я,  2000. - 376с.