Филологические науки/2.
Риторика и стилистика
К.филол.н.
Ватченко С. А.
Днепропетровский национальный
университет им. Олеся Гончара, Украина
«Амелия» Г. Филдинга: новизна жанровых решений
Генри Филдинг сдержал слово, данное
читателям. «Амелия» (1751) стала последним из написанных им романов. Долгие
годы недооцененная широкой аудиторией и литературными критиками, с недавних пор
она выходит из тени более востребованных прежде текстов писателя и его
современников и завладевает вниманием многих исследователей. Неуклонно зреет
понимание достоинств художественных открытий романиста, и теперь «Амелию»
называют одним из глубоких экспериментов позднего Филдинга, где его талант
открылся по-новому. Он не только проложит собственный путь к литературным
формам реализма XIX ст., учитывая опыт предшественников, но и найдет возможным
иначе, нежели его знаменитый соперник Ричардсон, описать «искусство жизни» в мире, где порок попирает
добродетель, к тому же прибегнув к жанру иносказательного биографического
покаяния.
М. Баттестин уверен, что значение «Амелии»
для эволюции Филдинга как писателя
велико. Книга обнажит изменившиеся художественные пристрастия романиста,
представит автора в роли смелого реформатора, но более всего она «откроет
потайные уголки его сердца», и поэтому,
на взгляд М. Баттестина, «Амелия» является самым интересным
произведением Филдинга [2, р. 538].
В романе Филдинг затронет обилие тем,
подтверждающих роковой диагноз общества, страдающего от утраты ценностей,
уравнявшего понятия социального успеха и преступления, и органично соединит
эпическую мощь с неожиданно равновеликой по силе лирической линией судьбы
хрупкой женщины, истоком жизнестойкости которой станет любовь,
самопожертвование, мудрость соучастия к оступившимся и слабым.
Неслучайно, М. Баттестин заявит, что
читателя поражает широта проблем, поставленных автором в «Амелии», где он равно
озабочен как вопросами семьи, так и английской конституции. А Г. Паглиаро
попытается хотя бы перечислить идеи, затронутые Филдингом в «Амелии», напомнит,
что здесь писатель размышляет о судьбе, Провидении, дружбе, любви, грехе,
искушении, добродетели, семье, нарушении супружеской верности, политике,
законе, религии, философии, образовании, медицине, теории романа. Также
Филдинга будет волновать противостояние классов, успешность деятельности
национального правительства, опасность дуэлей, карточных игр, обилие страстей,
разрушающих человека [5, p. 179]. И все
названные аспекты не исчерпывают
содержательную емкость романа.
Несмотря на то, что исследователи всегда
высоко оценивали попытку Филдинга объединить в романе панорамность анализа
английских нравов с желанием показать единичный человеческий опыт в
неповторимости психологических реакций, все же внимание критиков более занимал
социальный универсализм писателя [4, p.
1].
Даже неискушенный читатель, ознакомившись с содержанием романа, отдает
себе отчет, что история житейских испытаний Амелии и Уильяма Бут, полунищих,
разорившихся, обделенных наследством, попавших в зависимость от могущественных,
но циничных покровителей, – лишь основание того многомерного эпически цельного
мира, который рождается по воле автора. Незатейливый сюжет о трудностях
повседневного существования любящей друг друга семейной пары встроен Филдингом
в систему динамичных координат, где важным оказывается не только измерение
индивидуальной судьбы героев, разворачивающейся в узнаваемом историческом
времени и зависимой от состояния общества, навязывающего определенные нормы
поведения, но и замысел писателя увидеть в конкретном эпизоде символическую
проекцию сложившихся первосмыслов культуры.
Исчерпывающих комментариев, объясняющих
обращение к «Энеиде» Вергилия как к литературной классике, ставшей материалом
для творчества, предметом полемики и художественного преображения в романе,
Филдинг не оставил. Хотя в «Ковентгарденском журнале» удрученный
сдержанно-равнодушным отношением к «Амелии» читателей, он еще раз напомнит о
тех эстетических критериях, которыми руководствовался, соизмеряя собственный
текст с высокими образцами Гомера и Вергилия. Однако принятое Филдингом
конструктивное решение выбрать в проводники художника, за которым в истории
культуры закрепилась репутация провидца, умевшего, как никто из поэтов, не
только почувствовать, но и выразить таинство движения времени от прошлого к
будущему, чрезвычайно вдохновляет литературных критиков. Они подробно
отслеживают включение мотивов, сюжетных ходов «Энеиды» в текст «Амелии», выявляют сближение образов героев, но прежде
всего отмечают, что Филдинг, вступив в соперничество с Вергилием, бросает
читателю вызов, включает его в процесс метатекстуальной интерпретации романа и
демонстрирует широту и интеллектуализм собственного художественного
мышления.
Вопрос о преображении опыта Вергилия в
«Амелии» Филдинга занимает многих исследователей. Одни из них (А. Уотт, Р.
Олтер, М. МакКеон, Н. Мэйс) трактуют его как частный аспект теории и практики
жанра романа, утвердившегося в европейской литературе благодаря Филдингу,
предложившему читателям разнообразные пути романизации классической эпики в
собственном тексте. Другие (Дж. Шерберн, Л. Пауэрс, М. Джонсон, Кл. Роусон, Р. Полсон, Б. Стовел) – склоняются к более узкому пониманию темы и
обстоятельно интерпретируют приемы вхождения архаических образцов в
литературные формы Филдинга с тем, чтобы показать, как Филдинг, модернизировав
мир классики, сохраняет его для читателя-современника. Вероятно, исчерпывающе
обобщить процесс создания Филдингом резонансной художественной структуры, где
сосуществуют, отражаясь друг в друге, мотивы классической литературы и поэтика повседневного, еще предстоит. Сейчас
наиболее влиятельной среди литературных критиков является идея Р. Полсона о
том, что нескрываемое Филдингом родство романа с классическим текстом
облагораживает непритязательный сюжет и соотносит его с тревогой автора по
поводу нравственного перерождения англичан [6, р. 295]. Р. Полсон убежден, что с помощью авторитета традиции
Филдинг смягчает прозаичность многих тем, а «Энеида» востребована Филдингом
потому, что ее воспринимали как протохристианский эпос о герое, изведавшем
горечь поражений и утрат, претерпевающем удары судьбы во имя будущего.
Присутствующие в «Энеиде» отсылки к образу Рима Октавиана Августа перекликаются
в «Амелии» с описаниями Лондона, где погублены христианские ценности, что
рождает критическую двойственность восприятия романа читателями-христианами,
томящимися в ловушке общества, напоминающего своими пороками Рим Ювенала [6, р. 295].
Ценители Вергилия, обратившись к тексту
романа Филдинга, сопереживают капитану Буту, в прошлом – герою сражений, а ныне
преодолевающему бедность и унижения. В рисунке образа героя, который часто
ведет себя отнюдь не героично, впадает в отчаяние, обречен на непрерывные
страдания и смиренно принимает удары судьбы, многие увидят сходство с Энеем.
Тема «человек и судьба», наследование классических представлений и полемика с
ними, рефлексия над возможностью субъективного вмешательства во внешние силы,
попытка разгадать индивидуальный смысл заданных жизненных вех – организует
основной содержательный пласт «Амелии». Филдинг начнет повествование в «Амелии»
с полемического перетолкования вергилиевского мотива Фатума, намеренно снижая
его до идеи Фортуны, где подчеркнет стремление ее объяснить, понять и укротить
с помощью земного «искусства жизни» [3].
Современники свидетельствовали, что
«Амелию» можно назвать самым личным романом Филдинга, он перенасыщен
биографическими деталями из жизни автора. Прототипом Бута был не только
Филдинг, но и его отец, а в Амелии узнавали первую жену романиста, Шарлотту
Крейдок, а также мать писателя, Сару Гулд. Родные и друзья уверяли, что
затруднения, присутствующие в жизни Бутов, действительно имели место, а натуры
Эдмунда и Генри Филдингов были удивительно похожи, как и последствия их опрометчивых
решений, от которых страдали близкие: легкомысленное отношение к наследству
жен, которое оба быстро растратили, излишняя доверчивость и открытость
характеров, что часто использовали мнимые доброжелатели, карточные долги,
постоянные финансовые затруднения. Однако недостатки компенсировалось щедрым,
доброжелательным нравом, энергичностью, большой даровитостью. Эдмунд Филдинг в
молодые годы проявил себя как талантливый и безгранично храбрый офицер, рано
достигший высших армейских чинов, а Генри Филдинг стал известен не только как
журналист, драматург, поэт и романист, но и как влиятельный юрист.
Биографы Филдинга, которые более всего
преуспели, комментируя совпадения из жизни самого Филдинга и литературных
героев «Амелии», обратили внимание, что автор прикрепляет время действия в
романе к 30-м гг. XVIII ст., отделяя его от
настоящего продолжительной временной дистанцией. Литературные критики заметили,
что для писателя не только важна задача искоренения зла публичного и
приватного, столь обременяющего жизнь англичан, но и та художественная форма, к
которой он прибегнет. Нарративная организация романа, где присутствуют вставные
истории, восстанавливающие события прежней жизни героев: возлюбленной Бута –
миссис Мэтьюз, самого Бута, а также миссис Беннетт, желающей оградить Амелию от
опасных притязаний влиятельного вельможи, – актуализируют модель
исповеди-покаяния, где важным мотивом оказывается стремление оценить
собственное прошлое, найти с ним примирение либо не принять его [1]. Пафос
подведения итогов, поиска смысла пройденного пути, тех охранительных опор,
которые укрепляли каждого из героев либо, наоборот, приводили к ложным
решениям, доминирует в структуре последнего романа Филдинга, где
автор-рассказчик мудр, сдержан, обладает всеведением эпика, но при этом не
вмешивается в судьбы персонажей, а скорее предоставляет им свободу и
самостоятельность, не навязывает свою волю читателям. Вероятно, осознанно
повествователь в эпилоге сообщает о состоявшейся либо несложившейся судьбе
действующих лиц «Амелии». И скорее всего успех или проигрыш в поединке с жизнью зависит от стремления каждого
постичь личный смысл избранного пути: через раскаяние Бут придет к
необходимости искупления прошлых ошибок и принятию ценностей христианства, но
подлинным спасением для него станет любовь преданной Амелии.
Литература:
1. Филдинг Г. Амелия / Г. Филдинг. – М.: Наука, 1996. – 535 c.
2. Battestin M. Henry Fielding. A Life / M. Battestin, R. Battestin. – L., N.Y.: Routledge, 1989. – 738 p.
3. Fielding H. Amelia. – Режим доступа: www.gutenberg.com
4. Haggerty G. E. Fielding's Novel of Atonement: Confessional Form in Amelia /
G. E. Haggerty // Eighteenth-Century Fiction. – 1996. – Vol. 8. – Issue 3. – P. 1–18.
5. Pagliaro H. Henry Fielding. A Literary Life / H. Pagliaro. – N.Y.: St. Martin’s Press, 1998. – 237 p.
6. Paulson R. The Life of H. Fielding / R. Paulson. – Blackwell, 2000. – 400 p.