Политология/10. Региональные политические процессы

Герман М.В.

Многопрофильный колледж Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, Казахстан

Межконфессиональная ситуации в Республике Казахстан на современном этапе.

 

Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований.

В Казахстане проживает более 130 этносов, относящихся к различным религиозным конфессиям. Согласно переписи 2009 г. самые многочисленные религиозные объединения представляют ислам (70% от числа всех верующих) и православие (26%). Иудаизм и буддизм имеют примерно равное число верующих (по 0,1%). Остальные религии имеют 0,2% последователей от общего числа верующих.

Мнения экспертов расходятся в оценке степени религиозности казахстанцев. Можно выделить три основные точки зрения по данному вопросу:

1) Часть аналитиков считает, что около 80% населения являются верующими; их мнение совпадает с мнением религиозных лидеров (преимущественно мусульманских). Данные переписи населения РК 2009 г. подтверждают данную точку зрения: только 2,8% населения указали, что относят себя к неверующим, 0,5% не сообщили о своей религиозности;

2) Другая группа экспертов оценивает уровень религиозности населения в 40-45%: основным критерием религиозности для данной группы исследователей является «глубина» веры, то есть, соответствие жизни верующих основным религиозным догмам;

3) Промежуточное положение между этими двумя группами аналитиков занимают эксперты, которые выделяют фактор «малорелигиозности» казахстанского населения. Казахстан считается страной, где создана модель межрелигиозного согласия. Условием для эффективного действия этой модели является готовность представителей различных конфессий к диалогу на основе взаимопонимания и толерантности. Но признанная модель не является статичной и устойчивой, ее укрепление является сложной задачей;

Напряженность в межрелигиозных отношениях в первые годы независимости не была столь заметной и исследователи оптимистично отмечали, что в Казахстане отсутствуют конфликты на религиозной почве или конфликты между государственными организациями и общинами верующих. Но первые проявления трений между представителями различных религиозных групп заставили исследователей взяться за изучение причин конфликтогенности в казахстанском обществе. Эксперты отметили, что во взаимоотношениях между представителями различных религиозных конфессий стали появляться такие факторы как чувство превосходство одной конфессии над другой, основанное на вере, что только их вера является истинной; недовольство представителей немусульманский конфессий тем фактом, что ислам получил явное официальное признание лидирующей роли, что противоречит декларации властей о равных правах всех конфессий; чувство изолированности от общества представителей малочисленных конфессий. Результаты проведенного в 2009 г. социологического исследования по изучению религиозной толерантности казахской молодежи свидетельствуют о таких фактах как отрицательное отношение к религиозным течениям иудаизма, протестантизма и буддизма.

В центре сложной модели межрелигиозной конфигурации «находятся наиболее крупные религии Казахстана - ислам и православие, которые в своем взаимодействии и обеспечивают, по существу, межрелигиозную стабильность в стране».

Одной из особенностей религиозной ситуации в стране является отождествление национальной и конфессиональной принадлежности, то есть религия рассматривается большинством жителей Казахстана как элемент этнической культуры и национальных традиций. Как правило, казахи считаются представителями мусульманской веры, русские - православной. Логика подобной тождественности такова, что межнациональные и межконфессиональные отношения в республике связаны друг с другом и, следовательно, усложнение межконфессиональных отношений может привести к обострению межнациональных отношений. Между тем, наблюдается усиление влияния религиозного фактора на различные стороны жизни современного казахстанского общества. Динамика усиления проявляется следующими формами:

- расширение сфер влияния традиционных религиозных институтов;

- возрастание восприимчивости населения к религиозному воздействию;

- усиление социальных функций религиозных объединений;

- увеличение роли религиозного образования;

- активизация деятельности религиозных миссионеров.

Усиление роли религии и поликонфессиональность казахстанского общества можно использовать как положительный фактор для укрепления и сохранения единства страны.

По мнению Президента РК Н.А. Назарбаева для сохранения межконфессионального согласия в стране необходимо формирование системы диалога различных конфессий. Кроме того, религия «не должна стать объектом локальной или глобальной политической игры».

 

Литература:

1.     Перепись населения Республики Казахстан 2009 г. Краткие итоги. Монографии и статьи. Астана, 2010. - 211 с.

2.     Джалилов З.Г. Ислам и общество в современном Казахстане. - Алматы, 2006. - 187 с.

3.     Назарбаев Н.А. - основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия // Сост. А.Н. Нысанбаев, А.Г. Косиченко. - Алматы, 2010. - 286 с.