Особенности обучения вокалу в подростковом возрасте.
Пение, в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее доступно ребенку среднего школьного возраста. Эта
доступность обусловлена тем, что независимо от того, обладает подросток задатками или нет,
развиты у него музыкальные способности или нет, его певческий инструмент всегда «при себе». Но для того чтобы стать
активным слушателем и исполнителем, правильно пользоваться своим
природным инструментом - голосом не только в пении, но и в речи, подростку
необходимо овладеть определенной
системой музыкальных знаний и навыков, усвоение которых может
произойти лишь при условии планомерного, систематического вокального обучения в
процессе индивидуальной работы.
1. Музыкально-певческое развитие детей
подросткового возраста в процессе вокального обучения является эффективным
средством раскрытия их индивидуальности, активизации мышления, самореализации
посредством развития общих и специальных способностей, формирования
потребностей в творческом самовыражении. Музыкально-певческое развитие происходит
в области эмоций, ощущений, восприятия и слуха; оно проявляется в отношении к певческой (от увлечения - к интересу, потребности) и исполнительской (от действий по показу, подражанию - к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в
пении) деятельности.
2. Музыкально-певческое развитие ученика подросткового возраста выступает особым
показателем его музыкального образования, интегрирующим в себе следующие
структурные компоненты: исполнительские
вокальные или певческие навыки (звукообразование, артикуляция, певческое дыхание,
вокальный слух); эмоциональную выразительность(эмоциональное восприятие, владение широким
спектром эмоциональных состояний и чувств, способность сопереживать и выражать личное отношение к музыке,
внутренний настрой от понимания смысла и содержания исполняемого); опыт
творческой деятельности (наблюдательность при прослушивании произведения, способность
вербального изложения собственных впечатлений от услышанного, художественный кругозор, познавательный интерес, активность и инициативность в разборе произведения).
3. Эффективность музыкально-певческого
развития детей этого возраста обеспечивается организацией педагогических
условий, состоящих из совокупности специальных принципов и методов,
объединяющих познавательные процессы с практическими умениями и
опирающихся на процессы мышления.
В подростковом возрасте развивается внутренняя
чувствительность, имеющая прямое отношение к воспитанию вокального слуха –
ясного представления и ощущения работы голосового аппарата.
Большое значение имеет певческая установка, т. к. от неё зависит работа
дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческое положение должно быть
свободным, корпус и шея выпрямлены, ноги стоят на полу, подбородок не поднят.
Также большое значение имеют упражнения. Им уделяются не менее одной
трети урока. На основе этих
упражнений развивается слух, формируется чистая интонация, создаются
предпосылки к расширению интонации.
Голоса у детей этого возраста очень неровные,
но, не смотря на это, необходимо учит детей стройному пению. Это очень важная
задача, она требует тщательной работы. Сюда входит и одинаковое звукообразование
и дикция, одновременное дыхание и чистота интонации.
Нужно следить за тем, чтобы ребёнок не переходил на крик, ведь детскому
голосу вообще противопоказано громкое пение.
Петь следует с предельной осторожностью. Некоторые ребята
ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это не
совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения.
Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. Петь надо не
напрягаясь, с максимальной естественностью — только при соблюдении
этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных
данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно,
потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное
пение в удобном диапазоне помогает развить голос.
Голоса детей этого возраста становятся более сильными и полными,
расширяется диапазон и ярче проявляются различия в тембре. Это время считается
расцветом детского голоса. Но и в этот период вопрос охраны голоса должен
выходить на первый план. Не следует увлекаться грудным звучанием.
При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как
наиболее щадящую голосовой аппарат. Соблазн употребления твердой атаки при
пении крайне велик, так как активное смыкание связок влечет за собой и более
устойчивую интонацию при пении. Однако твердая атака, при которой смыкание
связок происходит активно, должна применяться крайне осторожно и по времени
недолго. Иначе при злоупотреблении ею могут возникнуть узелки на голосовых
связках, которые ведут к неполному смыканию, а иногда к потере голоса.
У детей этого возраста постепенно появляется грудной резонатор.
Формирование грудного резонатора — ответственный период для юного певца. С
одной стороны, игнорирование возможностей грудного регистра обрекает певцов на
продолжение пения в фальцетной манере, с другой стороны, неумеренное
использование грудного регистра, когда раньше времени взрослеет голос, лишает
его определенной звонкости и полётности.
Использование при пении головного резонатора и в то же время включение
при необходимости грудного резонатора — это довольно трудная, но
посильная задача. У сопрано — девочек — в этом возрасте (конечно, в
индивидуальном преломлении) головной регистр сохраняется на звук фа,
соль, соль-диез 2-й октавы и выше. У альтов головной регистр сохраняется
на звуках ми, фа второй октавы, тоже довольно редких в практике детского
хора.
Отдельно здесь нужно сказать о мальчиках.
В 12-15 лет у них начинается период сначала
скрытой, а затем острой мутации. В это время гормональная перестройка организма
приводит к активному росту хрящей гортани, к увеличению массы голосовых мышц.
Возникают трудности голосообразования(«петухи», перепады звуковысотности,
охриплость, покраснение, отёчность слизистой оболочки гортани и т. п. ) В это
время мы должны максимально ослабить нагрузку ребёнка, вплоть до пения только
тренировочных упражнений в острый период. Основа этих упражнений такова: у
мальчика до мутации должен быть хорошо развит фальцетный режим по женской модели
голосообразования.
Во время мутации мы переносим нагрузку в
фальцетном режиме на формирующийся грудной режим с имеющимися показателями
певческого голосообразования, с их защитными механизмами. Фальцет должен быть
звучным, опёртым на дыхание, резонирующим в груди, а грудной звук – мягким,
воздушным и проточным, резонирующем в голове и груди, по тембру приближаясь к
фальцету. Диапазон их голосов смещается вниз: ми-фа (малой октавы).
Что касается репертуара, то его подбором
занимается педагог по вокалу в зависимости от возможностей солиста. Правильный
выбор репертуара в сочетании с распеваниями может помочь развитию голоса
ребёнка этого возраста.
Список литературы:
1.
Науменко, С. И. Индивидуально-психологические
особенности музыкальности Текст. / С. И. Науменко // Вопросы психологии.-
1982.
2.
Стулова, Г. П. Развитие детское голоса в процессе
обучения пению Текст. / Г. П. Стулова. М.: Прометей, 1992.
3.
Апраксина, O.A. О деятельности С. И. Миропольского Текст. / О. А. Апраксина // Из истории
музыкального воспитания. М.: Просвещение,1990.