История/Общая история

 

К.и.н. Шмидт Т.З.

Пермский государственный национальный исследовательский университет. Россия

Социал-реформистская стратегия берлинского предпринимателя Р. Резике

 

Предпринимательская среда в Германии на рубеже XIX- XX веков выдвинула из своих рядов немного идеологов социальных реформ. Одной из интереснейших фигур в этом смысле был крупный берлинский промышленник, владелец пивоварни Р. Резике.

Его реформистская ориентация стала отчетливой с конца 90-х гг. XIX в., когда он решительно высказался за расширение социального законодательства и обеспечение профсоюзных свобод для рабочего класса. В 1897 г., выступая на заседании Союза социальной политики, Резике изложил свои социально-политические принципы: «Энергичное противодействие любым попыткам ухудшить положение неимущих классов, целеустремленное проведение социальных реформ, полное равноправие всех сословий и классов, переложение налогового бремени со слабых плеч на сильные» (3, S.52) .

 Отчетливо просматриваемые здесь социально-либеральные и гуманистические мотивы привели Резике в партию леволиберального толка – Объединение Свободомыслящих. Здесь он быстро завоевал значительное влияние, стал одним из идеологов партии, о чем свидетельствовала, в частности, его работа над новой программой партии в 1902 г. Его ранняя смерть (1903 г.) стала огромной потерей для партии свободомыслящих и для всего социал-реформистского лагеря Германии.

Будучи крупным промышленником Резике хорошо знал слабые стороны предпринимательского класса Германии. По его мнению, классовый интерес более высокого порядка – интерес сохранения капиталистических производственных отношений как таковых – еще не вошел в сознание буржуазии и не сказывается на  ее стратегии и тактике. «Не тот укрепляет государство, кто защищает интересы имущих классов, но тот, кто пытается положение низших классов изменить таким образом, чтобы и они тоже чувствовали себя в нашем Отечестве благополучно» (1, S.1307). Поэтому, считал он, тот, кто хочет сохранить существующий общественный порядок и укрепить монархию, спасти их от потрясений, должен включиться в социальную политику с тем, чтобы улучшить положение  трудящихся классов. «Говорят, - писал Резике в печатном органе Общества социальной реформы журнале «Социале праксис» во время дискуссий в германском обществе вокруг сельскохозяйственного таможенного тарифа, - надо поддерживать и защищать сельское хозяйство прежде всего потому, что оно образует мощнейший фундамент государства. Но разве того же нельзя сказать о рабочем классе? Разве это не фундамент государства? Вообще можно ли представить себе современное государство без рабочего?» (2, S. 717)

Заходя далеко в согласии с социал-демократией по поводу того, что «улучшение положения трудящихся будет и должно быть главным образом результатом их собственных усилий, потому, что лучшие условия труда и более высокие доходы, как правило, не падают с неба», берлинский предприниматель в статье «О задачах буржуазных классов в социальной политике» в качестве стратегической цели выдвинул требование по обеспечению «полного равноправия рабочих … не только в правовой, но и в социальной и экономической области», равноправия, которое приведет, по его мнению, к постепенной эмансипации четвертого сословия. «И только тот истинный патриот, - подчеркивал Резике, -  кто внес вклад в то, чтобы эта эмансипация протекала мирно» (2, S. 5)

Пока же, по его мнению, к началу XX в. не созданы даже предпосылки для нормализации трудовых отношений в промышленности. До сих пор, отмечалось в указанной программной статье, «всякий рабочий, который энергично отстаивает свои классовые и экономические интересы, считается социал-демократом, враждебным государству субъектом, в отношении которого могут быть предусмотрены иные меры воздействия, чем в отношении других граждан государства» (2, S.4). Поэтому так называемый «мертвый сезон» в социальной области, о котором периодически заговаривают консерваторы, означает, по его мнению, ничто иное, «как стремление и дальше пользоваться за счет бедных классов привилегиями, которые выпали на долю имущих классов, особенно работодателей, только благодаря существующим государственным и общественным нормам» (2, S. 2)

В непоследовательности попыток германской буржуазии ослабить растущее рабочее движение Р. Резике видел ее политическую незрелость, неспособность оценить исторический процесс и пожертвовать во имя будущего успеха некоторыми злободневными преимуществами.

Политическая деятельность в рамках Объединения Свободомыслящих, Общества социальной реформы и, следовательно, возросшее чувство ответственности за существующие общественные отношения в стране, значительно расширяли его собственный социально-политический горизонт и увеличивали масштаб рассмотрения социальных проблем. По его мнению, предприниматели должны с большей ответственностью относиться к своим взаимоотношениям с рабочими и включать их в более широкий контекст современной эпохи. «Дальнейшее развитие наших социальных отношений будет зависеть исключительно от степени развитости социального чувства у этого класса (класса предпринимателей – Т. Ш.)»(1, S.1307) - так прозвучал его главный вывод. И хотя он отмечал, что государство и общество слишком заинтересованы в качестве трудовых отношений, чтобы «уступать их оформление одной из сторон», то есть – предпринимателям, все же,  именно последние должны осознать свою ответственность за качество социальных отношений в обществе в  целом и не  строить свое сиюминутное экономическое процветание ценой будущих социальных потрясений.

Не только общемировоззренческая позиция делала Резике «белой вороной» в предпринимательских кругах, но и содержание программы реформ, для реализации которых, по его мнению, уже созрела Германия. Без всякого ущерба для экономической жизни, считал он, вполне допустимо осуществление таких социально-экономических норм, как страхование от безработицы, нормированный рабочий день для мужчин в промышленности, государственная гарантия минимального дохода для трудящихся, увеличение налогового бремени для богатых.

В политической области он продвинулся настолько влево, что не исключал тактического сотрудничества с СДПГ. «Решительный либерализм должен позаботиться о том, чтобы в политической и экономической области сторонников реакции заменить людьми, которые готовы защищать, в том числе, и права рабочих. В этом случае можно голосовать и за социал-демократических кандидатов»(4, S.280) - заметил он в одном из писем осенью 1902 г. В это же время он вел переписку с Э.Бернштейном. Слишком оптимистично оценивая перспективы ревизионистского направления в германском рабочем движении, он высказывался в том духе, что Германии уже «не угрожает социал-демократическое государство будущего»,   это, по его мнению, признали сами социалисты. Что касается далеко идущих планов социал-демократии «по выравниванию» посредством ограничения прежних привилегий, то они должны сводиться скорее к распространению уже существующих прав на все новые слои. Этот постепенный процесс, по его мнению, ни в коем случае не должен быть прерван какими-либо насильственными потрясениями, от которых пострадают и сами рабочие, так как для коренных преобразований общественных отношений почва не готова.

Резике был по сути одним из родоначальников концепции «социальной ответственности бизнеса» в Германии, которая до первой мировой войны почти не имела сторонников в предпринимательской  среде.

 

 

 

В широких кругах германского предпринимательства в начале XX века современная технология сочеталась подчас с докапиталистическими социальными взглядами и повсеместной верой в сильную государственную власть.

Этатистски настроенная германская буржуазия, одобрив в 1880-е гг. идеи обязательного социального страхования, которые соответствовали ее собственной патерналистской идеологии, дальнейшие реформистские программы встречала настороженно.

Социал-реформистски настроенные предприниматели, в основном из новых отраслей промышленности имели ограниченное влияние на всю систему социально-политических отношений в стране. Зарождавшаяся в этих кругах новая предпринимательская идеология, опирающаяся на концепции» социального партнерства», «классового сотрудничества», «социальной ответственности бизнеса» с трудом проникали в предпринимательскую среду Германии.

 

 

Литература:

 

1.     Soziale Praxis. 1900/01

2.     Soziale Praxis. 1901/02

3.     Pachnicke H. Fuhrende Manner im alten und im neuen Reich. Berlin, 1930

4.     Jaeger H. Unternehmer in der deutschen Politik 1890-1918. Bonn, 1967.