к.и.н.,доцент кафедры истории Казахстана исторического факультета

КазНУ им. аль-Фараби Саржанова С.С.

Контакты: моб.: 8 701 65 144 27, раб.: 377-33-35 (внут. 1286)

Е mail: samal7373@mail.ru

Почтовый индекс, 050038. Адрес, пр. аль-Фараби, 71

 

 

Современное состояние казахстанской исторической науки

                  

    Казахстанская историческая наука сегодня стоит на пороге нового этапа своего развития. Этот этап, представляется, обусловлен   вызовами времени как внутри страны, так и в мире в целом. Завершается переходный период  мировой истории. Страны Запада выходят на новые рубежи развития, видимо,  можно говорить о предстоящем сложном этапе политической и экономической интеграции. В научной среде постоянно  обсуждаются актуальные вопросы методологии изучения современной отечественной истории, проблемы государственности, национальной идеи, интеграции Казахстана в мировое сообщество, сохранения историко-культурного наследия народа. Ученые и специалисты-историки обменяются мнениями по поиску новых подходов и путей в изучении и развитии отечественной исторической науки, подготовке и изданию совместными усилиями ученых, преподавателей, методистов новых учебников и учебных пособий, в которых должна быть отражена реконструированная история Казахстана.

Ожидается появление новых идей и предложений по определению основных направлений развития исторической науки Казахстана, обеспечению вклада историков в дальнейшее развитие и процветание страны. Историческая наука современного Казахстана должна содействовать решению стратегических задач ускоренной экономической и социальной модернизации, консолидации общества, формирования патриотизма, гражданской ответственности казахстанцев.

 На сегодняшний день   требуют исторического объяснения  рост  терроризма, религиозного фундаментализма, национализма,  глобализма и  феномена сопротивления ему (антиглобализм) и многие другие процессы сегодняшней реальности.

За 21 лет независимости (1991–2012 гг.) Казахстан обеспечил абсолютную свободу религиозного вероисповедания всем конфессиям: мусульманам, православным, католикам, протестантам, иудеям. Произошел значительный количественный и качественный рост религиозных  институтов. Сегодня общая численность религиозных объединений составляет около 5 тыс., а в 1990 году их было всего 670.

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик»

Многие страны сталкиваются с действиями экстремистских организаций религиозного толка, Казахстан не является исключением.

Однако работ, где бы предпринималась попытка выявить внутренние закономерности развития сферы отношений между государственной властью и религиозными институтами, еще недостаточно. Как правило, исследователи пишут либо о задачах государственной политики в отношении конфессий, либо о позициях религиозных организаций в вопросах внешних сношений.

В целом, надо отметить, что многоуровневый и комплексный характер проблемы национальной безопасности казахстанского общества и в частности религиозного фактора в политике ее обеспечения требует на сегодняшний день скоординированных фундаментальных исследований, проведение которых в политической науке Казахстана только начинается.

История сегодня  для  Казахстана – это одна из пробемных области науки. Достаточно обратиться к дискуссиям о школьном образовании, о проблеме переноса государственного экзамена по истории Казахстана на 3 курс для неисторических факультетов,о сокращении кредитов по истории Казахстана в ВУЗах, о нехватке учебной литературы и т.д.

Вместе с тем имеется ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться в  процессе преподавания курса «История Казахстана».

Во-первых, опыт преподавания за последние годы показывает, что переход к так называемой кредитной системе  во многих вузах республики осуществляется  в основном формально, кардинальных  и качественных изменений не наблюдается, некоторые  изменения касаются разработки новой учебно-методической документации, т.е., обязательным является наличие рабочей учебной программы для преподавателя по той или иной дисциплине и силлабуса для студентов, а также замена старой системы оценки знаний студентов на новую, т.е. на буквенно-балльную, тогда как данная система предусматривает двухсторонний подход в образовании,  который направлен на применение новых нестандартных методов системы обучения со стороны преподавателя и ответную неформальную активность со стороны студентов. 

К примеру, в условиях кредитной системы обучения на дисциплину «История Казахстана» в непрофильных вузах республики по ГОСО (Государственный стандарт образования) отводится 3 кредита (135 часов, большая часть из которых отводится на самостоятельное обучение студентов, которое призвано активизировать мотивацию студентов к образовательному процессу). Однако отсутствие необходимой материально-технической базы (недостаточное наличие учебно-методической литературы  в основном на казахском языке, интернета) не позволяет студентам эффективно использовать то количество часов, которое отведено на СРС (самостоятельная работа студента).

Во-вторых, статус дисциплины «История Казахстана» за последнее время менялся не раз,  с переходом на кредитную систему обучения за ней был сохранен статус Государственного экзамена, затем он был заменен на текущий экзамен, и  в 2007 г. ему вновь определили статус Государственного экзамена. По мнению многих историков педагогов Госэкзамен по истории Казахстана студенты должны сдавать увтно, так как история гуманитарный предмет.

Историческое прошлое Казахстана  составляет важную часть гуманитарного пространств на разных уровнях общественного сознания – от политического языка политиков до повседневной жизни населения.

Историческое сообщество разбито на  различные статусные группы. Есть академическая наука, есть университетская наука, историческое знание «производят» различные структуры (центры, фонды институты). Исторические оценки даются и тиражируются не только историками, но и журналистами, филологами, свою лепту в ситуацию вносят, порой далекие от профессионализма писатели.

Фактически к настоящему моменту достаточно четко оформилась новая предметная область истории, которую нужно осваивать, причем значительно обогатив исследовательский арсенал самой исторической науки. Имеется в виду история позднесоветского времени – 1970 -1980-х гг. – время «застоя» и «перестройки», 1990-х гг. Застой – клише, которое закрепилось в историографии  с легкой руки реформаторов периода перестройки. Мотивы такого подхода  объяснимы: реформаторам нужны были   обоснования реформ. Сегодня надо «снять»  оценочные наслоения в историографии этого периода.

Перестройка нуждается в серьезном анализе как проект реформ  социума в контексте современных задач модернизации. Много пишется о трудностях современного реформаторства и истоках этих трудностей в советском прошлом, в дореволюционной   истории. Нужна серьезная программа изучения реформаторского опыта, неконъюнктурная,  научно обоснованная.

Изучение 1990-х гг. необходимо для  преодоления разрыва связи между советским и постсоветскими периодами казахстанской истории. Эта задача нравственная, образовательная и просветительская. Нужны исследования, свободные от политизированных  заказов. Только на основе научного исторического анализа возможно  получение нового исторического знания, свежих идей и позитивного вклада исторической науки в  модернизацию страны, ее гуманитарного сопровождения, без которого невозможны решения  никаких технических и технологических   задач.

   Внешние аспекты состояния современной казахстанской исторической науки дополняются внутридисциплинарными переменами, которые начались в 1980-х гг. и продолжались на протяжения 1990-х – начала 2000-х гг. в  исторической науке и  внесли  кардинальные изменения в методологию, теорию, мировоззрение современного человека. Под воздействием отказа от коммунистической парадигмы развития, эти изменения коснулись практически всех основных постулатов исторического анализа в  казахстанском сообществе историков. Новые реалии казахстанской исторической науки  предстают в виде:

        Методологического и историографического  плюрализма;

        Роста междисциплинароности исследований;

        Расширения «семейства» исторических дисциплин;

        Идеологизации и политизации исторического анализа и экстраполяции   его результатов на  образовательную и культурную  практику;

        Особую проблему составляет состояние источниковедения. Традиция скрупулезного изучения источников; скептического отношения к скороспелым обобщениям и сопоставлениям; уважение к факту; стремление находить, изучать, описывать и определять конкретные  реалии.

На сегодняшний день казахстанская  историческая наука отстает от  модернизационных задач казахстанского общества и реформы образования. Почему? Во-первых,   девальвация истории как профессии в условиях рыночных отношений,  отсутствие коммерческой составляющей самой профессии истории – разрушили само «бытие» дисциплины. Осознание этого  и принятие мер по  модернизации  исторической науки – одна из  реальностей ее характеризующих.

Во-вторых, «столкновение» с западной историографией, активное включение в  арсенал новых теорий, схем, идей, терминов, в основном не привело к рождению собственных новых исследовательских концепций, а превратило  казахстанскую историческую науку в  «производство по переработке» старых для Запада теорий.

В-третьих,  складывание «новых историографий» в постсоветском пространстве поставило на повестку дня   вопрос о реагировании казахстанских историков на критицизм и нигилизм по отношению ко всему наследству советской исторической науки, на часто необоснованные приоритеты  только национально-этнического наследия.

Необходима самоидентификация университетской корпорации  историков,  определение линии дальнейшего развития исторического образования - главного механизма воспроизводства научного сообщества – наш вклад в  политику и практику модернизации страны.

Задача исторической науки в экстраполяции знаний о прошлом на современность. Императив исторического познания: опираясь на опыт прошлого, объяснять настоящее, прогнозировать и выстраивать в соответствии с достигнутым пониманием будущее. А для этого нужна  общеисторическая теория. Как ее выработать в условиях методологического  плюрализма, мировоззренческих  споров?

Сегодня мы  должны признать, что историческое наследие – это, наряду с языком, религией  и культурой – важнейший элемент общенациональной консолидации,  и для его изучения и  требуется создание комплексной программы.

Видимо, не следует  пренебрегать и достижениями советского времени, например, в области того же источниковедения, или  научных результатов коммунистической школы “семиотики культуры”, разработавшей интереснейшую методологию изучения культурных структур как символических систем общественных представлений.

Совершенно в забвении находится теоретическая база анализа казахстанских реалий. Историки не разработали никакой самостоятельной концепции изучения своеобразного развития постсоветского Казахстана. В основном есть попытки «подогнать»  этот период истории  под модели  “теории демократизации”, “транзитологии”, “конф¬ликтологии”, “теории элит” и др.

 Важнейшим условием развития исторической науки как науки является совершенствование преподавания на исторических факультетах университетов истории, развитие  новых направлений в методологии,  методике,  усиленное внимание  к истории философии, повышенное внимание к курсам историографии. Другое  важнейшее условие развития  казахстанской исторической   науки - это формирование новой  культуры источниковедческого исследования, обусловленность ее новыми реалиями современного  мира.

Необходимым условием для исследования истории  Казахстана является развитие междисциплинарных связей между историей,  философией, социологией, экономикой, демографией. В этом направлении успешно трудятся казахстанские историки.    

 

 

 

 






 

Исползованная литература

 

1.  Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию отечественной истории XX в. Омск, 2001

 

2.  Литвак Б.Г. Парадоксы российской историографии на переломе эпох. СПб., 2002

 

3.   Кекильбаев А. Отечественная история — источник духовного возрожде­ния // Уроки Отечественной истории и возрождения Казахстанскогообщества. Материалы Научной сессии ученых Министерства науки —Академии наук республики Казахстан, посвященной Году народногоединства и национальной истории. Алматы, 1999.

 

4.  Козыбаева М.К. Актуальные проблемы изучения Отечественной истории// Уроки Отечественной истории и возрождения Казахстанского обще­ства. Материалы Научной сессии ученых Министерства науки — Акаде­мии наук республики Казахстан, посвященной Году народного единстваи национальной истории. Алматы, 1999.

 

5. Сапаргалиев Г.С.Государственность в Казахстане: история и современность // Уроки Отечественной истории и возрождения Казахстанского общества. Мате­риалы Научной сессии ученых Министерства науки — Академии наукреспублики Казахстан, посвященной Году народного единства и нацио­нальной истории. Алматы, 1999.