Образование и наука без
границ
Учитель истории. Ельникова В.Б.
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14», Россия
Польские переселенцы на
Ставрополье
Ставропольский
край один из самобытных и уникальных регионов нашей страны. Здесь, в одном из
самых многонациональных районов России,
на протяжении веков усилиями многих поколений взаимодействовали, обогащая друг
друга, культуры многих народов, сохранялись традиции межнационального согласия,
веротерпимости, взаимного уважения.
Краеведение
одно из направлений изучения истории прошлого. Участие в
поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с
историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края
изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру
края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережному
отношению к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать любовь к своему Отечеству.
Школьная программа предполагает рассмотрение вопросов о взаимоотношениях
народов Северного Кавказа. В связи с этим была написана работа «Национальный состав Ставропольского
края». В рамках 200-летия Отечественной войны 1812 года изучен материал о
военнопленных французах отправленных
в Ставропольскую губернию и о их
вкладе в развитие края.
Интересен вопрос о появлении поляков на Северном Кавказе и вопрос образования хутора Польского Шпаковского района,
Ставропольского края. Объектом исследования здесь являются польские переселенцы на Северный Кавказ в XIX веке. Хочется узнать как можно больше о жизни и быте польского народа, их корнях,
времени заселения. Раскрытие данных вопросов поможет подойти ближе к
пониманию менталитета разных народов проживающих в Ставропольском крае, найти
точки их соприкосновения, увидеть похожие черты в обычаях и традициях. Выявление социально-экономического положения
поляков на территории России, анализ
причин переселения поляков на Северный Кавказ, определение вклада
поляков в деле освоения и развития края способствует развитию международных отношений и межкультурному
сотрудничеству, взаимодействию России и Польши на современном этапе.
Историей поляков на Северном Кавказе занимались краеведы Г.Н.
Прозрителев и А.Твалчрелидзе. Их
работы содержат общие сведения о
существовании польских переселенцев на южные окраины России. Стоит отметить
«Первую Всероссийскую перепись населения 1897 года», которая позволяет
проследить процесс расселения и адаптации поляков, а также ряд
социально-экономических характеристик польского населения на юге России.
Первые
поляки на Северном Кавказе появляются
в начале XIX века. Можно выделить четыре
категории польских переселенцев на территорию Северного Кавказа:
самостоятельные добровольные миграции поляков-иностранцев; поляки-пленные из
армии Наполеона; польские рекруты; поляки, сосланные за участие в восстаниях
1830-1860-х гг. Поляки расселяются по всей территории Ставропольского края, а
также рядом со Ставропольской крепостью.
В семнадцати километрах от крепости поляками было выбрано место для поселка,
который так и стал называться «Польским».
Источники сообщают о том, что хутор Польский был основан в 1834 году
поляками, сосланными на Кавказ за участие в польском восстании 1830-1831 гг.
После подавления восстания начались гонения и многие поляки уезжали на новые земли. На Кавказе свободных земель было много. И переселение сюда
поощрялось. Главная цель Ставропольских
губернских властей была направлена на интеграцию поляков в структуру местного
населения.
В
настоящее время хутор Польский входит в состав муниципального образования.
Сельское поселение Татарский Сельсовет Шпаковского района, Ставропольского
края. Расстояние до краевого центра 17 километров. Численность-300 человек.
В
конце XIX века здесь поселилось десять семей: Дроздовские,
Колосовские, Шаманские, Подгурские, Тофелевы, Сваричевские, Яворские,
Тадеушевы, Болтэржак, Кулючинские. Это
были выходцы из приграничных районов России и Польши. Приехали они в поисках
свободной плодородной земли. Из рассказа, Подгурского Бориса Александровича
1928 года рождения, земля в здешних краях была куплена поляками-переселенцами.
Это были трудолюбивые люди. Дома построили компактно на одной улице. В плане
это был прямоугольник. Дома строили с земляными полами и камышовыми крышами.
Недалеко от поселка протекала река «Темнушка», из нее и брали воду. Рядом
с рекой на лугу сажали капусту. С другой стороны хутора, в поле, сеяли
пшеницу и кукурузу. В двух километрах от населенного пункта располагались
виноградники и сады. Основная тягловая сила и главное средство передвижения
были быки. Повседневная одежда их мало
чем отличалась от одежды здешних жителей. Любимым блюдом были «драники».
Подгурский Борис Александрович вспоминает рассказы его отца Подгурского
Александра Ивановича: «Мне было шесть лет, когда меня привезли в Россию. В
семье было трое детей. Два брата и сестра.
До Первой мировой войны жили хорошо. Затем родители умерли, хозяйство
одному сложно было вести, и я решил жениться. Свататься пошел к польке -
Болтэржак Ефросиньи Адамовны. Знали мы
друг друга с детства. Вместе приехали в Ставропольскую губернию вместе учились
в школе. В браке у них родилось трое детей: Леонид 1921 года рождения, Виктория 1926 года рождения и Борис 1928 года рождения». Леонид прошел всю
войну, после войны жил в городе
Ставрополе со своей семьей. Виктория вышла замуж и уехала на Украину, где
проживает и в настоящее время. Борис остался жить в родовом поместье на хуторе
Польском.
Александр Иванович всю жизнь мечтал вернуться на Родину, встретиться с
родственниками. Лишь с одним из
родственников поддерживал он связь
- Завадским Феликсом двоюродным
братом. Феликс жил в городе Рыбница. Этот город был присоединен к России в 1793
году в результате второго раздела Речи Посполитой, а с 1797 года Рыбница вошла
в состав Молокинской волости Балтского уезда Подольской губернии.
К
сожалению, переписка с Феликсом не сохранилась. Однако, сохранилась фотография, где Феликс в окружении своей
большой семьи. Сохранилось также приглашение на золотую свадьбу: «Уважаемый Подгурский Александр Иванович приглашаем вас с женой по случаю пятидесятилетия нашей совместной
супружеской жизни, которая состоится 10 июля 1962 года в 6 часов вечера по
улице Заречная, 42». Александр Иванович всего один раз ездил к родственникам в Рыбницу. Однако мечта
умереть на Родине не осуществилась. Умер он в 1984 году и похоронен на
хуторском кладбище, в поселке который
стал для него второй Родиной. Здесь же похоронена его жена-полячка Ефросинья
Адамовна и многие поляки, которых привезли в детском возрасте в Россию на
Северный Кавказ.
Поляки
первого, второго и даже третьего
поколения, приехавшие в Россию,
сохраняли традиции и обычаи своего народа, сохраняли родственные связи.
Яворская –Гадетская Олимпиада Альбиновна 1930 года рождения крестила дочь
Подгурского Бориса Александровича.
Многие потомки первых переселенцев ревностно относились к своему происхождению,
и после введения паспортов в графе национальность писали-«поляк». Двоюродная сестра Бориса Александровича
Антонина Кулючинская именно так и поступила.
Борис Александрович, поляк «по крови» в третьем поколении, женился на русской женщине, принял
православие. Общий трудовой стаж его составляет сорок два года. В 1961
году окончил Армавирскую автомобильную
школу. Более тридцати лет он проработал
в ДРСУ-5 автогрейдеристом. Был участником социалистического
соревнования, участвовал в конкурсах профессионального мастерства.
Администрация дорожной службы ордена «Знак Почета» Северо-Кавказской
автомобильной дороги высоко оценила его
заслуги. Борис Александрович был
награжден за долголетний добросовестный труд медалью «За трудовую доблесть»,
медалью «Ветеран труда» и многими почетными грамотами. Его добросовестное и честное отношение к
выполнению служебного долга, высокая квалификация и знание своего дела являлись
примером для молодого поколения. Его
дочь Подгурская - Ельникова Валентина Борисовна окончила Ставропольский Государственный Университет, стала преподавателем.
Предки современных поляков хутора Польского жили бок о бок друг с
другом. С достоинством они прошли все испытания, преподнесенные им историей. Из
поколения в поколение передавали они лучшие качества своего народа, ставя
превыше всего дружбу с рядом живущими народами.
Семья – центр польской культуры. Разные поколения семьи находятся в
постоянном контакте. Старшее поколение пользуется уважением в польском
обществе. Поляки много времени проводят дома. Дом для них не просто место
жительства, но и место встречи. При посещении дома гость должен принести
хозяевам подарок. Для поляков обед
главная трапеза дня. Он состоит из трех или четырех блюд: закуски, супа или
двух горячих блюд. Ужин, особенно для большой группы людей, небыстрая трапеза.
Такой образ жизни польских переселенцев передавался из поколения в
поколение.
Опыт совместного проживания многих народов на одной территории богат. А
самое главное, чтобы растущие поколения
видели плоды этого опыта и формирование
при нем самых истинных ценностей – общечеловеческих, начиная с далекого прошлого и кончая нашими днями. Ведь лучшие
идеалы человечества, лучшие нравственные истоки у всех народов изначальны, и
первичным было добро, а не зло.
Человек воспитывается в определенной сложившейся на протяжении многих
веков культурной среде, незаметно
вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История
открывает ему окно в мир. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для
него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени.
Все
это позволяет сделать вывод: мигранты выработали свои пути и методы приспособления к новым социальным, экономическим,
этническим, природным условиям, сохраняя
при этом свою самобытную культуру.
Сохранение национального согласия и внутренней стабильности на Кавказе -
это прежде всего обеспечение безопасности государства. История
польских переселенцев на Северный Кавказ в XIX веке свидетельство лояльного отношения к
полякам в России. Изучение исторических
процессов минувших эпох способствует развитию международного и межкультурного
сотрудничества, взаимодействию России и Польши на современном этапе.
Действительно, семья Северного Кавказа немаленькая. И как в любой
семье, всем нам дороги мир и взаимоуважение,
укрепление уз дружбы и братства,
которые связывают самые разные народы.