Макухина Л.Ж., зав. ПЦК «Хоровое дирижирование»
Донецкое
музыкальное училище
Межпредметные связи – важный фактор совершенствования качества
профессиональных знаний студентов
Получая образование в музыкальном училище ПЦК «Хоровое дирижирование», студент должен
овладеть фундаментальными теоретическими и практическими знаниями, изучив
основы предметов циклов гуманитарной и социально-экономической подготовки,
психолого-педагогической подготовки, профессионально-практической подготовки.
Это поможет сформировать широкий общий
и музыкальный кругозор, выработать педагогические умения и навыки
педагога-музыканта. Так как учебный план специализации «Музыкальное искусство»
включает в себя множество предметов (в том числе профилирующие специальные дисциплины), то для достижения
указанных целей большую роль играет установление межпредметных связей.
Межпредметные связи следует рассматривать как комплексную
психолого-педагогическую проблему, связанную с другими педагогическими явлениями,
способствующую всестороннему развитию студентов, расширению их кругозора,
познавательной активности.
Широкое понятие содержания межпредметных связей
вызывает необходимость более точного определения их классификации. Скаткин И.Н.
и Батурина Г.И. («Межпредметные связи,
их роль и место в процессе обучения») устанавливают для классификации «два
основания»:
1. знания – формирование у обучающегося системы
обобщенных знаний,
2. виды деятельности – создание системы общей для
различных учебных дисциплин деятельности. В обоих случаях устанавливаются
внутрипредметные,межпредметные и межцикловые связи.
Межпредметные связи «на уровне знаний» между
несколькими дисциплинами могут быть различными. Это зависит от их элементов –
языка, теории, практической части. В случае, когда все элементы одинаковы,
межпредметные связи проявляются в том, что знания, получаемые при овладении
одним предметом, используются в работе над другим. Возможно и «соподчинение»
наук: знания одной дисциплины являются базой для изучения другой.
Особенности таких связей ярко проявляются в цикле
дирижерско-хоровых дисциплин, включающем ряд специальных профилирующих
предметов: хороведение и методика работы с хором, дирижирование, хоровой класс,
чтение хоровых партитур, аранжировка, методико-исполнительский анализ
педрепертуара, методика преподавания хоровых дисциплин, постановка голоса,
хоровая практика и др., среди которых особое место занимает курс «Хороведение».
Данный курс дает знания, связанные с основными проблемами хорового искусства:
история и теория хорового пения, роль и значение хорового пения в развитии
музыкальной культуры, направления в хоровом искусстве, вопросы вокальной
культуры, типы и виды хора, проблемы строя и ансамбля, методика разучивания
хоровых произведений и др. Каждая дисциплина в той или иной степени находит
здесь свое отражение.
Неслучайно курс «Хороведение» изучается на II курсе, так как является узлом мужпредметных связей, готовя студентов к
работе над родственными специальными дисциплинами в течение всего периода
обучения в училище. Например, изучая темы
«строй», «ансамбль», которые имеют большое научно-теоретическое и
практическое значение, студенты осознанно подходят к процессу интонирования,
будучи теоретически подкованными, дают обоснованные рекомендации в практической
работе с хоровыми коллективами (работа с хором на III
курсе, практика с детским хором в школе пракики), на занятиях по дирижированию
и т.д.
Не менее важной является тема «Певческий голос и
основы вокальной работы», тесно связанная с вопросами хорового строя. Знание
основ певческого голосообразования расширяет представления студентов об этом
процессе с разных исследовательских позиций, помогает развитию вокального
слуха, необходимого в самостоятельной (учебной и педагогической)
исполнительской деятельности. Таким образом, вопросы хорового строя, ансамбля,
голосообразования проходят через все родственные дисциплины, пронизывают их
содержание, являются необходимой теоретической базой их успешного усвоения. В свою очередь содержательная сторона этих
тем используется как материал для закрепления, проверки на практике. Например,
без знания норм интонирования больших и малых секунд в их ладовой взаимосвязи
невозможно проведение хоровых занятий. Опираясь на научные положения
музыкальной акустики о зонной природе звуковысотного слуха можно объяснить
тесную взаимосвязь мелодического и гармонического строев, найти в каждом
отдельном случае оптимальный вариант исполнения, найти пути преодоления
интонационных трудностей, наиболее выразительно передать художественный образ произведения.
Такая установка позволяет студентам подойти к
изучаемым положениям с качественно новой стороны. Так как материал курса
повторяется и закрепляется на занятиях
другими специальными предметами, повышается научность и доступность обучения.
Здесь межпредметные связи проявляются в информативном и временном факторах. Для
достижения высокого качества профессиональных знаний в процессе обучения важно
постоянно обращать внимание студентов на межпредметные связи, вырабатывать
навыки самостоятельного установления связей между сведениями, полученными на
тех или иных занятиях, из разных источников.
Большую роль в проблеме межпредметных связей
играет ассоциативное мышление студента, которое может быть локальным,
частносистемным, внутрисистемным и межсистемным. Локальные ассоциации
представляют собой начальный этап знаний, усвоение более или менее
изолированных приемов и действий. Однако умственная деятельность начинается
там, где нужно найти комбинацию
действий для осуществления той или иной работы. Для этого требуется умение
последовательно излагать содержание материала, выделять главное, соотносить
целое и части, обобщать явления по существенным признакам с точки зрения
системы данного учебного предмета. Получение студентами определенных знаний в
курсе «Хороведение и методика работы с хором»
по отдельным темам имеет частный характер. Но смысл и ценность знаний
заключается в умении применять их на практике в разнообразных условиях.
Частносистемные ассоциации уже могут играть
значительную роль в мыслительном процессе, являясь шагом в формировании более
высокого уровня умственной деятельности – внутрипредметных ассоциаций. В
процессе обучения необходимо установить внутрисистемные связи, которые дают
возможность объединить знания учебного предмета. Например, понятия
голосоведения, вокально-хоровой дикции, ансамбля, строя являются главными
элементами хоровой звучности, определяют музыкально-эстетическую основу
хорового исполнения. Создавая певческий звук,
мы одновременно проводим работу над интонацией, а точно выверенный строй
хора требует выразительного художественного ансамбля. Осознание этих понятий в
комплексе, применение на практике в тесной взаимосвязи выявляют уровень
профессиональной подготовленности музыканта – дирижера хора, обеспечивают его
успешную творческую деятельность в этой
области. Однако надо помнить, что эти знания
являются не самоцелью, а лишь этапом в формировании более сложных связей
– межсистемных.
Необходимость приобретения межсистемных знаний
определяется спецификой всех учебных предметов дирижерско-хорового цикла, в
котором содержание курса «Хороведение» включает теоретические положения, научно
объясняющие и обосновывающие процессы умственной и практической деятельности в
изучении этих специальных дисциплин. Это – психологические и физиологические
основы восприятия и воспроизведения нотного текста музыкальных произведений,
положения музыкальной акустики о зонной природе звуковысотного слуха, дающие
понимание процесса интонирования а сарреllа.
Работа в хоровом классе немыслима без опоры на знания, полученные на других
предметах цикла: дирижирования, потановки голоса, хоровой литературе, охране
голоса и т.д. В свою очередь, профессиональная направленность содержания
занятий постановкой голоса предполагает использование закономерностей ансамблевого
хорового пения, выполнение заданий по аранжировке опирается на знания,
полученные по гармонии, на музыкально-слуховой опыт студентов, накопленный в
хоровом классе. Все эти системы знаний находятся в сложном взаимодействии и
являются фундаментом рассмотрения определенных проблем с разных сторон, т.е.
диалектически.
На занятиях по хороведению студенты ориентированы
на понимание смысла, значения и необходимости знания той или иной темы, перед
ними возникает определенная «целевая установка» в накоплении и практическом
приложении знаний. Рабочий план курса предусматривает самостоятельную
аудиторную и домашнюю работу студента, содержанием которой может быть
хороведческий или методологический анализ хоровых партитур, анализ репетиций
или концертов хоровых коллективов, составление приблизительного репертуарного
или календарного планов работы хора, подбор упражнений и распевок для хора,
конспектирование специальной литературы и т.д.
Наиболее ярко межпредметный характер знаний
студентов проявляется в выполнении «комплексных» заданий – аннотаций хоровых
произведений, изучаемых в классе по дирижированию. В помощь студентам
разработаны методические рекомендации, в которых предлагается единый план,
устанавливаются последовательность и общие принципы написания работы. Аннотация
– это тот вид работы, в котором в полной мере прослеживаются межпредметные
связи. Именно здесь возникают вопросы, в которых необходимо связать знания
основ дирижирования и постановки голоса, хороведения и дирижирования, дать
обоснованные рекомендации для преодоления вокальных, интонационных,
ритмических, орфоэпических трудностей, сделать анализ вокального ансамбля,
особенностей дирижерско-исполнительских задач и путей их решения.
В условиях многопредметности циклов необходима
общая установка в обучении с целью выработки единого подхода к формированию
знаний студентов, осуществления связи между основными положениями родственных
дисциплин, определения перечня общих по видам деятельности исполнительских
навыков и умений. Межпредметные связи являются фундаментальной основой
совершенствования качества профессиональной подготовки студентов, формирования
их кругозора.
Литература:
1. Загвязинский В.И., Гриценко Л.И. Основы дидактики
высшей школы. Тюмень: Тюменский госуниверситет, 1978, стр. 3-90.
2. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы
студентов и психолого-дидактические основы ее классификации. В сб.: Проблемы
активизации самостоятельной работы студентов. Пермь: Пермский государственный
университет, 1979, ст.23-34.
3. Живов В.Л. Использование проблемного обучения в
процессе исполнительского анализа хоровой партитуры. – В кн.: Вопросы теории и
практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы./МГПИ. – М., 1979,
с.35-52.
4. Скаткин И.Н. и Батурина Г.И. Межпредметные связи, их роль и место в процессе
обучения – В кн.: Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в
средней школе. Тезисы Всесоюзной конференции, ч. 1. М., 1973, с.28.