Педагогические науки
Магистрант
Шуланбекова С.Б.
Южно-Казахстанский государственный университет
им.М.Ауезова,Казахстан
Цветовая гамма в одежде и влияние его
на человека
Мы все хорошо знаем, гармония в целом полагает созвучи,
высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимное соответствие
чего-либо разного в составе целого. Все, что в высшей степени соответствует
эстетическим критериям совершенства красоты является гармоничным. Гармония всегда «относительная, исторически
конкретна» и не может быть понятием постоянным, содержательно она совпадает с
понятием о прекрасном. Следовательно, гармоническое сочетание цветов – это
такое сочетание, которое в определенный период эстетического развития
соответствует определенным нормам и является красивым.
С течением
времени меняются понятие о красоте, изменяется мода, которая вносит в понятие
гармонии новые идеи. Нам знакомы два понятия: модные гармонические сочетания цветов, психологически гармоничные
сочетания цветов. Эти два понятия не всегда совпадают. В наше время модельеры
развивают тенденции новых гармоний, но очень часто эти сочетания с точки зрения
воздействия на человека не могут называться гармоничными.
«В визуальном
восприятии человека цвет является центральным компонентом. Восприятие цвета
одежды – это важный компонент нашего физического и психологического состояния.
Цвет воздействует на организм человека, вызывая физиологические реакции, влияет
на работоспособность в целом и жизнедеятельность отдельных органов». К тому же,
цвет одежды вызывает эмоциальную окраску настроения или самочувствие (возбуждение, успокоение) у всех его
видящих. Цвет одежды всегда воспринимается ассоциативно. Глядя на какой-либо
цвет – человек непроизвольно связывает его с чем-то окрашенным в этот цвет.
Наконец, очень важным является символическое восприятие цвета, как знака или
символа чего-либо.
Мы рассмотрим
ртдельные психологические характеристики восприятия цвета нашей одежды.
Основатель российской психологии А.Н.Леонтьев писал: «Цвет воспринимается не
только глазом, но и кожей человека». Международная академия
энергоинформационных наук в своих исследованиях подтвердила это. Это уже факт,
что цвет одежды влияет на нас двояко: в результате его наблюдения; через его
ощущение кожей. Поэтому цвет нижнего белья не менее важен для организма
человека, чем цвет верхней одежды. Ознакомившись с исследованиями ученых,
художник-модельер может осотавить для себя таблицу общего воздействия
конкретных цветов на психологическое состояние человека.
Белый –
оказывает нейтральное воздействие, несколько успокаивает.
Серый –
нейтральное воздействие, несколько угнетает, но не раздражает.
Черный - помогает сосредоточиться, понижает давление
и угнетает.
Желтый –
стимулирует, согревает, увеличивает спазмы гладкой мускулатуры, поднимает
давление.
Желто-оранжевый
- стимулирует, согревает, активизирует.
Оранжевый –
стимулирует, согревает, возбуждает, усиливает пульсацию крови, не поднимая
давление, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную
систему.
Оранжево-красный
– бодрит, вызывает сексуальное возбуждение, активизирует,в большом количестве
утомляет.
Красный –
возбуждает, согревает, стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение и
поднимает аппетит. Повышает давление и в большом количестве подавляет
деятельность нервной системы.
Розовый –
стимулирует, успокаивает, бодрит.
Фиолетовый –
одновременно и успокаивает и чуть бодрит, увеличивает выносливость. В большом
количестве может угнетать.
Лиловый –
успокаивает и способствует погружению в себя.
Пурпурный –
более возбуждает, чем успокаивает. Эффект возбуждения зависит от доли красного.
Багряный-
более успокаивает, чем возбуждает. Эффект успокоения меньше, чем у чисто
фиолетового.
Голубой –
снижает чувствительность, уменьшает боль, имеет антисертический эффект.
Синий –
понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает
пульс и замедляет дыхание, понижает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает
воспалительные процессы.
Сине-зеленый
– сдерживает, успокаивает.
Серовато-голубоватый
– нейтрализует, охлаждает.
Бирюзовый
- охлаждает, освещает.
Зеленый –
понижает давление, поднимает тонус, уменьшает бессоницу. Снижает боль и
помогает мобилизовать волю.
Желто-зеленый
– успокаивает бодрит, освещает, раскрепощает и обновляет.
Лимонный –
бодрит, успокаивает, охлаждает.
Охра –
умеренно стимулирует.
Коричневый –
смягчает возбудимость.
Внимательно
рассмотрев данную таблицу физиологических и психологических ощущений восприятия
цветов, можно сделать следующий вывод: желто-красная гамма цветов в одежде
человека тонизирует и стимулирует жизнедеятельность организма, а холодные цвета
успокаивает и сдерживают.
Многие цвета
вызывают почти одни и те же ощущения у людей различных психологических складов:
«чистота» - белый; «гигена» - светло-голубой; «гордость» - темно-синий;
«украшение» - серый; «роскошь» - фиолетовый; «смирение» - темно-зеленый;
«равнодушие» - светло-зеленый; «движение» - красный; «новость» - розовый;
«вкусный» - оранжевый; «наслаждение» - каштановый; «свежесть» - желтый;
«тяжесть» - черный.
Предыдущие
опыты модельеров в цветовом решении костюма наглядно показывают, что цвета
вызывают ощущение различных форм. Теплые цвета вызывают ощущение мягкости и
округлости, а важно отметить, что цвет одежды вызывает ощущения «тепла» или
«холода», «вкуса» и «запаха».
Все эти
ощущения можно оценить по шкалам: теплые – холодные; легкие – тяжелые;
сухие-влажные; активные-пассивные; громкие-тихие; близкие-далекие;
мягкие-твердые; сужающие-расширяющие; фактурные-независимые; круглые-острые.
При более
детальном рассмотрении цветовая палитра по указанным ощущениям рапсределяется
следующим образом:
Теплые –
цвета в красно-оранжево-желтой палитре;
Холодные –
фиолетово-синевато-зеленые;
Легкие –
светлые цвета, особенно светлые оттенки холодных цветов;
Тяжелые –
темные цвета, особенно темные теплые цвета;
Сухие –
теплые цвета, особенно темно-охристый и
темно-коричневый;
Пассивные –
ненасыщенные цвета холодной части спектра;
Громкие – яркие, чистые и теплые
цвета;
Тихие –
холодные, ненасыщенные;
Близкие –
теплые цвета, все яркие, чистые и насыщенные при дневном освещении.
В современном
костюме применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков и тонов. Создано
целое учение о правильном выборе цвета и влиянии его на человека. При создании
костюма обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые, теплые цвета,
как бы приближают и увеличивают предмет,но в то же время делают его легче.
Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.
«Решая вопрос
о выборе цвета для костюма, нельзя забывать о том, что всякий человек имеет
внешние данные, в том числе индивидуальное сочетание оттенков кожи, глаз,
волос. Цвет одежды может повторять, как бы усиливать эти оттенки или, наоборот,
подчеркивать их контрастами, противопосталениями – но обязательно гармонично,
т.е. красиво, не кричаще»2. если вам лично какой-то цвет приятен,
это еще не значит, что он вам к лицу и, что он создаст вам ощущение физического
и психологического комфорта. Неизвестно как будет выглядеть на конкретной
фигуре платье из ткани, которая понравилась вам в виде большого полотнища на
магазинном стенде.
Нельзя дать
совет, готорый годился бы для всех. Но каждый должен знать, что существуют
цвета родственные и контрастные. Например, всегда хорошо смотрятся и
положительно влияют на эмоциональное состояние человека такие проверенные сочетания, как коричневый –золотистый-оливково-зеленый;
коричневый-бежевый-кремовый; синий-красный-белый; черный-белый-любой яркий;
серый различных тонов с белым, цветным.
Некоторые
цвета «не терпят» взаимного соседства. Не стоит располагать рядом холодные и теплые оттенки одного и того
же цвета: желтовато-зеленый и
синевато-зеленый; красный с оранжевым оттенком и красный лиловый. Такие
сочетания утомляют зрение и способствуют дипрессии. Очень грубо выглядят рядом
желтый с бордо, лиловый с оранжевым; синий, зеленый, красный с желтым. Желтый
цвет вообще должен вводиться в костюм с большой осторожностью, так как полярное
воздействие этих цветов на зрительные и
кожные рецепторы может вызвать у человека физическое недомагание.
Все пестрые и
яркие расцветки требуют большой осторожности. Излишне яркие цвета одежды, ткани
с крупным рисунком орнамента или цветов, часто раздражают окружающих, особенно
в рабочей обстанове, мешают сосредоточиться, дистабилизируют тонус и логику
мышления. Именно при использовании ярких цветов требуется чувство меры и тонкий
вкус. Кроме того, есть неписанные, но хорошо известные возрастные ограничения:
яркое, цветоное к лицу юности; зрелый возраст выражает себя более сдержанной
гаммой.
Литература:
1.
Сорины. «Имидж женщины
и ее одежды». Ростов на Дону, Феникс, 2004.
2. Волкова Н. Очень модные костюмы. Ростов на Дону, Феникс, 2006.