Филологические науки/8. Родной язык и литература

Ватченко С.А., Владимирова М.С.

Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара, Украина

Ведущие поэктикальные характеристики тривиальной литературы и её субформы

Словосочетание «тривиальная литература», иными словами - «массовая литература» имеет разные значения. В широком смысле это все то в литературе, что не получило высокой оценки художественно образованной публики: либо вызвало ее негативное отношение, либо осталось ею незамеченным.

Массовая литература с ее клишированностью и «безавторством» вызывает к себе сугубо негативное отношение у большинства представителей художественно-образованных слоев, в том числе у литераторов. Вместе с тем предпринимаются опыты ее рассмотрения как явления культуры, обладающего и позитивными свойствами.

В последнее десятилетие прошлого века и особенно в начале нынешнего гуманитарное знание, интегративная природа которого изначально побуждала исследователей к междисциплинарному диалогу, существенно расширило границы научного осмысления мира. Рубеж XX—XXI вв. в гуманитарных науках отмечен важнейшим событием - «перефокусировкой» научной оптики, переключением внимания ученых на феномены культуры повседневности, практику жизни «обычного» человека. Опыт человека, получаемый в повседневной жизни, стал значимой проблемой и одной из наиболее бурно и перспективно развивающихся тем в современной культурологии. Такая «смена оптики» характерна не только для зарубежной культурной антропологии, в которой подобные исследования стали проводиться значительно раньше, но и для отечественной науки.

В англоязычной же гуманитарной науке было зафиксировано появление нового феномена — стиля жизни, обозначаемого как гламур. Несмотря на то, что гламур представляет собой достаточно молодой феномен в проблемном поле современных гуманитарных наук, к настоящему времени уже накоплен довольно обширный материал по этой тематике в современной публицистике и научной литературе.

Таким образом, гламур в современном русскоязычном употреблении неразрывно связывается с клиповым мышлением, нерасчлененностью на визуальный и вербальный ряды. Показательно, что значение слова «гламур» в русском языке приобретает оценочную роль, и на первый план в толковании выходят не «очарование» и «шарм», а «поддельность», «искусственность», подчеркивается симулятивная природа гламура.

В проблемном поле современной гуманитаристики изучение гламура представлено с различных методологических позиций. В частности, этот феномен изучается на основе базовой категории стиля жизни, который понимается как одна из наиболее важных, константных характеристик жизни современного человека. Понятие стиля, использовавшееся ранее только как исторически ориентированное и отсылающее к определенному времени в истории искусства, распространяет свое влияние и на жизнь современного человека.

Гламурную прозу как явление женской беллетристики Украины и России, часто сравнивают с англо-американским жанром «чиклит» - разновидностью женской прозы, основанной на романтическом сюжете и написанной легко и с юмором.

Термин «чиклит» является транскрипцией английского словосочетания «chick lit», что в переводе на русский язык означает «литература для цыпочек». Отсюда видно, что изначально термин обладал определенной отрицательной коннотацией, в которой крылся намек на отсутствие истинной литературной ценности «женских» произведений. На данный момент существуют различные направления чиклита, а именно книги, посвященные проблемам полных девушек и женщин (Bigger Girl Lit); литература для карьеристок (Career Chick Lit); для одиноких женщин, живущих в мегаполисе, (Single City Girl Chick Lit); а также книги для женщин предпенсионного и пенсионного возраста (Hen Chick Lit); для шопоголиков (Shopping Chick Lit); для женщин с детьми (Kids Chick Lit) и т.д. Современная «женская литература» позиционирует себя как своеобразное и независимое культурное явление, подчеркивающее иной подход женщины к литературной деятельности. Как известно, истинное место женщины в литературе всегда оспаривалось. Женщины современного прогрессивного общества стремятся представить и утвердить собственную модель видения и понимания мира.

Существует мнение, что «чиклит» представляет собой псевдолитературу, побочный продукт литературного процесса, поскольку героини произведений «женской литературы» примитивны, так называемые «гламурные дурочки», или «глянцевые пустышки», а сюжетные линии – предсказуемы. По этой причине «чиклит» был низведен в статус «пляжного чтива» («beach reads»), то есть литературы, пригодной только для развлечения и исключающей какую-либо рефлексию.

Критики настаивают на том, что истинно современный литературный образ женщины должен быть противопоставлен лживой пропаганде СМИ. Этот аргумент имеет определенное значение в начатой полемике, однако он не принимает во внимание тот факт, что женщины XXI века, вероятно, более не заинтересованы в отстаивании позиций ярого феминизма. Возможно, критики еще не готовы признать, что чиклит гораздо ближе к реалиям жизни современной женщины, чем теория феминизма. Женщина XXI века не слепо следует догмам, а просто стремится быть собой, независимо оттого, вписывается ли это в феминистскую концепцию. В центре внимания всех произведений, которые относятся к жанру чиклита, - жизнь современной женщины, и именно это является наиболее глубокой причиной головокружительного успеха «женской литературы» среди женской читательской аудитории. Веб-сайт chicklit.com сформулировал определение для рассматриваемого в работе литературного жанра: «Это классно! Это забавно! Это весело! Это все о тебе!» (“It’s hip. It’s smart. It’s fun. It’s all about you”). Создатели сайта убеждены, что читательницы хотят «видеть их собственную жизнь в самых мельчайших деталях, отраженную в современной художественной литературе». При сравнении с любовными романами, сюжеты и проблематику которых достаточно трудно соотнести с жизнью и деятельностью современного общества, произведения, относящиеся к жанру чиклита, отличаются большей реалистичностью и приближенностью к современной жизни. В то время, как любовные романы традиционно заканчиваются счастливым соединением влюбленных, чиклит предлагает читателю более реалистический взгляд на романтику и одиночество. Кроме того, героини произведений «женской литературы» наделены, как правило, умением посмеяться над собой. Традиционная для этого жанра форма повествования - от первого лица или же форма исповеди или дружеского признания. Подобная форма изложения еще больше сближает читательницу и героиню.

Литература:

1.     Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема//Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 3.

2.     Михайлова Е. В. О слове «гламур» и его производных // Рус. яз. в шк. 2005. № 4. С. 83—84.

3.     Руссо М. От «грамматики» до «гламура» [Электронный ресурс].          URL: http://www.mith.ru

4.     Deborah Cohler. Transnational Feminist Cultural Studies [Электронный ресурс] // Deborah Cohler, Associate Professor Department of Women & Gender Studies, C. 15-18

5.     McNay, Lois. 2000. Gender and Agency. Reconfiguring the Subject in Feminist and Social Theory. Cambridge: Polity Press.