Направление: философия / 6.
Философия науки
Синергетика
и философия
Лебедев Э.В., доцент кафедры
социально-гуманитарных наук СГГУ
Белова Галина,
студентка
Севастопольского городского гуманитарного университета
Актуальность темы заключается в том, что синергетика
выступает в качестве основы междисциплинарного синтеза знаний, а в связи с этим
позволяет выработать новое виденье мира, новые способы мышления с целью
получения новых знаний в результате
синтеза естественных и гуманитарных наук.
Сегодня мы наблюдаем целую серию фактов,
выходящих за пределы научных поисков, таких как: непрерывное истечение нового
вещества из недр галактики, обнаружен «срез» Вселенной, на котором размещены
галактики, открыта новая нейтральная частица глюон и др. Ответы на эти и другие
вопросы не дает ни одна наука. Такую задачу поставила перед собой синергетика.
Она же претендует на место «науки наук». Возможно ли существование «науки
наук»? Если нет, то что же представляет из себя синергетика (или Х-наука)?
Термин предложен Хакеном. В переводе с
греческого «синергена» означает содействие, сотрудничество. Этот термин
обращает внимание на согласованность взаимодействия различных частей при
образовании структуры как единого целого. Синергетика (от др. греч.
συν- — приставка со значением совместности и ἔργον — «деятельность») —
междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является
изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации
систем (состоящих из подсистем).
Одна из основных задач синергетики -
выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности. Другая
задача – анализировать сложные процессы различной природы, при решении задач
науки и техники, используя при этом новые математические методы.
Исходя из этого, синергетика отличается от
новых наук, возникших на стыках наук, следующим образом:
1) новые науки, возникшие на гранях наук (физическая
химия, химическая физика, астрофизика), опираются на граничные стороны в
исследованиях;
2) синергетика опирается на внутренние стержни
различных наук, с которыми она имеет не нулевые пересечения.
В изучаемых Х-наукой системах и физик, и
химик, и биолог, и математик – видят свой материал, но, изучая его, они
обогащают общий запас знаний х-науки. Т.е. синергетика – это новая область
науки и связана она с другими науками по крайней мере двояко: а) изучаемые
синергетикой системы относятся к другим наукам; б) другие науки привносят в нее
свои идеи.
В настоящее время Х-наука делает первые
шаги, но они очень важные, ибо есть вопросы, ответы на которые требует жизнь.
Так, например: Откуда возникла сама материя? Какая причина привела к «Большому
взрыву» в пустоте, в результате которого за много-много миллиардов лет
образовалась Вселенная? Наука эти вопросы игнорирует. Ответы на них искать не
принято, ибо возможные ответы выходят за рамки научных поисков.
Между тем, имеются факты, подрывающие
правомочность принятых гипотез. Так, известно, что существует непрерывное
истечение нового вещества. Только из ядра галактики истекают массы газа, равные
полутора солнечным массам в год; обнаружено не хаотическое, а упорядоченное
размещение галактик на наблюдаемом «срезе» Вселенной длиной в семь миллиардов
световых лет. Обнаружена ось Вселенной. Следовательно, возникают новые
представления о мире. Об этом идет речь в «Синергетике».
Но и здесь нет ответа на вопрос о
происхождении материи и Вселенной.
Обратимся к Библии – источнику зашифрованных знаний о
мире и о нас.
В книге Притчей Соломоновых (Прит. 8.26) текст, из
которого можно сложить фразу: «Прежде всего создатель сотворил своей Мудростью
начальные пылинки Вселенной». Что это за начальные пылинки Вселенной? В
«Калагии», опубликованной под названием «Синергетика» мы читаем: «Вселенная
была рождена Предвечным духом (Абсолютом) из Своего тела, которое на санскрите
носит имя Шунья, в переводе «Святая пустота» (по-научному – Физический вакуум.
По эзотерическим представлениям - Предвечный дух). Интересно, что по размеру
Шунья меньше Вселенной, но вмещает в себя гораздо больше, чем может вместить в
себя Вселенная.
Учение Высшего говорит, что Шунья ни есть
отсутствие всего или совершенная тьма. Она есть «ничто» являясь «не ничто».
Физики подсчитали, что энергией Физического вакуума, сосредоточенной в объеме
100-ваттной лампочки, можно вскипятить весь Мировой океан. Поль Дирак говорил,
что вакуум есть неисчерпаемая кладовая энергии. Сравнивать с ней энергию
атомного ядра все равно, что поставить газонокосилку рядом с паровозом.
Посмотрите как великолепно используются материалы
Абсолюта при творении Вселенной. Он владеет Шуньей, Огнем и Светом, рожденными
в другом месте и принадлежащими Абсолюту Абсолютов. Первая элементарная частица
глюон состоит всего из пузырьков Огня и Света с нанесенной на его поверхности
голограммой всей Вселенной в соответствии со свойствами голограммы. Может ли
какая-либо наука это объяснить не ссылаясь на Учение Всевышнего? На данные
многих наук? Нет. Или, давайте посмотрим на принцип «трансценденции» (или
самоактуализации). Он означает способность человека переступать границу между
природным, опытным и внеприродным. Выходить за рамки любого возможного опыта.
Так для К.Поппера самотрансцендентность означает нашу способность переступать
границу между природным и внеприродным.
Таким образом синергетика понимается: как
парадигма – как система идей, принципов, образов, из которых, возможно,
вырастет фундаментальная теория или даже мировоззрение; как ряд частнонаучных
теорий (в физике, химии, биологии, психологии, социологии и др. науках)
объединяемых идеями нелинейности, переходности, неоднозначности процессов,
идущих в системах; как общенаучная теория (ее пока нет), т.е. как теория
переходных процессов, взаимопревращения хаоса и порядка и т.п.; а
следовательно, как и новое мировоззрение, основанное на переходных,
нестабильных, фрактальных формах и образах, и если смотреть оптимистически, то
со временем это будет и новая общенаучная теория и мировоззрение
Уже сегодня можно выделить три уровня
синергетического знания:
1. Частные теории.
2. Общенаучная синергетика.
3. Философский уровень.
В нём элементы науки соединены с элементами веры. Такое знание не может быть фальсифицировано.
Предметом
синергетики являются нелинейные процессы в
различных средах (физических, химических, биологических, социумных),
находящихся в состоянии, далеком от равновесия.
Основными
принципами синергетики выступают: нелинейность; неустойчивость; открытость;
подчинённость.
Исходя из
сказанного синергетика и претендует на место «науки наук». А как же соотносится
синергетика и философия? Это вопрос не праздного любопытства, ибо синергетика
претендует быть философией.
Сложны сегодня взаимодействия,
"отношения" синергетики с философией. Судя по функциям или
проявляющимся ликам синергетики, она со своей проблематикой мощно вторгается в
компетенцию философии, экспансируя и потесняя ее. Однако синергетика (даже на
теперешнем уровне развития) не в состоянии заменить всю философию, ибо она лишь
ставит философско-подобные проблемы, но не решает и, вероятно, не сможет решить
их.
Ныне существуют различные предположения и
версии о философских трансформациях синергетики. Это, в частности, широко
распространенное противопоставление синергетики диалектике и даже замещение ее
синергетикой. Однако видится больше оснований для того, чтобы синергетика не
только не противопоставлялась классической диалектике, а наоборот, предстала
качественно новой, более совершенной формой в развитии диалектики. Она не
противоречит, а дополняет философские представления о наиболее общих законах
развития. Синергетика раскрывает исследуемые процессы порядко- и
хаосообразования на основе все-таки категорий диалектики.
Потенциальность-актуальность в синергетике идентична паре философских категорий
возможность-действительность. Изменяющийся объект-среда в синергетике
аналогичен внутреннему-внешнему в диалектике.
Детерминированность-стохастичность - необходимости-случайности,
однородность-неоднородность - целому-части, бифуркация и скачок, состояние и
бытие, переходы и становление, а также многие другие понятия выступают
аналогами категорий синергетики и философии. Однако синергетика по сравнению с
диалектикой более приземлена к реальным природным, социальным и духовным процессам.
Синергетика впитала в себя понятия из точных, естественных наук и социологии.
Центральное место в синергетике занимают
понятия "хаос" и "порядок". Однако ни эти ключевые, ни
общенаучные синергетические понятия не получили пока философского осмысления,
не приобрели статуса философских категорий и не вошли в систему философских
понятий и дефиниций. Но так было всегда.
При естественном выходе конкретных наук из
философии усиливалась самобытность, своеобразие этого учения, постижения
объекта философии - Мира как триединства Природы-Общества-Человеческого Духа -
и предмета философии - всеобщих законов развития, точнее, самодвижения,
саморазвития Мира. Отсюда вытекают и философские решения проблем Человека как
выразителя Мира. Отсюда и следует решение проблем определения места, роли,
предназначения Человека в Мире и Мира Человека. При искусственном же распылении
философии на "специальные философии" утрачивается действительно
философское рассмотрение ее всеобщего объекта - Мира - и предмета - наиболее
общих законов саморазвития Мира. В разъединенных "специальных
философиях" философского постижения такого объекта и предмета нет и быть
не может. Однако познание ни в чем не терпит пустоты или пробелов. Свято место
пусто не бывает. Все, что утрачивает современная философия, пытаются восполнить
общенаучные дисциплины и подходы.
Вот и синергетика стремится стать сегодня:
·
основой междисциплинарного синтеза знаний;
·
основой диалога естественников и гуманитариев;
·
основой диалога синтеза науки и искусства;
·
основой диалога науки и религии;
· основой диалога Запада
и Востока - западного и восточного миропонимания.
Кроме того синергетика
выступает как метатеория, т.е. она позволяет предвидеть пути эволюции систем,
пути эволюционных кризисов, угроз катастроф, надёжности прогнозов в экологии, в
экономике, социологии, геополитике.
Список использованной литературы:
1. Болдачев А. «Новации. Суждения в русле эволюционной
парадигмы». Спб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 256 с.
2. Донилов Ю.А.
Кадонцев Б.Б.”Что такое синергетика” Самоорганизация. М., Наука, 1983. – 384 с.
3. Пригожин И. Стенгерс И.
“Время, хаос, квант” М.1994. – 219 с.
4. Пригожин И. Стенгерс
И. “Порядок из хаоса” М.1986. – 432 c.
5. Тишин А.И. «Лики
Синергетики». ВЕСТНИК КРСУ / № 3, 2002 г.
6. Хакен ”Синергетика”
М.1980. – 406 с.