Психология и социология/
12.Социальная психология
Аспирантка кафедры социологии и социальной работы, Овечкина
Я.В.
Северо-Западный
институт управления филиала Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации, Россия
Феномен дауншифтинга в России: социально-психологические предпосылки
возникновения
Исследование
и изучение новых социальных явлений и социальных групп является важным и
перспективным направлением в развитии
социально-психологической теории. Положения классической
теории дают возможность анализа, сформировавшегося в современном обществе нового
способа социально-психологического приспособления к жизни в обществе, к
которому прибегает все большее количество индивидов. Сторонники такого способа
предпочитают отказ от социально признанных целей в пользу своих
собственных, индивидуальных интересов и ориентацию на свои внутренние желания,
потребности и «высшие» ценности. Такой способ ухода от действительности носит название – дауншифтинг. Движение
дауншифтинг распространилось на рубеже XX–XXI вв. в странах Запада как
добровольное долгосрочное изменение стиля повседневной жизни, которое может
проявляться в изменении трудовой занятости, повседневных практик, социальной и
географической мобильности [3,с.123]. Дауншифтинг – протест против стереотипности и
однообразия жизни, в которой единственной предлагаемой формой развлечения и
удовольствия является потребление. Cуть российского
дауншифтинга отлична от зарубежных аналогов. Во многом это связано с тем, что
дауншифтинг – явление, которое может возникнуть только на почве тотальной
стабильности и материального благополучия, сохраняющихся на протяжении жизни
нескольких поколений. Сам термин появился в странах с развитой экономикой,
стабильной политической системой и высоким уровнем жизни. В России очень сложно
представить отказ от состояния, карьеры, положения, вызванный серостью,
монотонностью и предсказуемостью происходящего, ужасом того, что в жизни не
случится ничего неожиданного от рождения до смерти.
Чем
выше общий уровень жизни в стране, тем больше вероятность дауншифтинга. Поэтому
длительное время он был прерогативой жителей развитых стран Запада и США.
Российский дауншифтер будет не отличим от западного только тогда, когда
российский средний класс не будет отличаться от западного. Главный внешний
признак дауншифтинга - отказ от карьеры, от демонстрации своего высокого
статуса, уровня и стиля жизни, навязываемых обществом, что не характерно
для России .Тем не менее дауншифтинг
в крупных городах России (таких как
Москва, Санкт-Петербург) существует.
Российский дауншифтинг весьма специфичен
и обладает рядом отличительных особенностей.
Его отличия связаны с менталитетом русского человека и с особенностями
российской бизне-сферы. Прежде всего спецификой русского человека является
позитивное восприятие отказа от карьеры, имеющее чуть ли не генетические корни.
Русский человек традиционно не ищет радости в карьере. В то же время идеи,
заложенные в дауншифтинге, легко находят отклик в его душе. В XIX
веке многие интеллигенты оставляли дела и меняли жизнь в России на Европу, где
надеялись реализовать свои способности полнее. Так поступили, в частности,
Герцен и Бакунин, покинувшие Россию, где не нашли место для публикации своих
идей [1, с.17].
Другая особенность русской души - в
высокой оценке спокойствия и отдыха. Для русского человека это высшее удовольствие
и средоточие желаний. У нас принято работать, чтобы потом отдыхать. Трудная
работа ради будущей, более сложной и напряженной, не воспринимается русским
умом. Наш человек ищет спокойствия и гармонии охотнее и энергичнее, чем удачной
карьеры, денег и положения. Он воспитан в таком стиле русскими народными
сказками. И никакие «ветры перемен» не смогли выдуть из души русского человека
тягу к расслабленной медитации. Поэтому идеи дауншифтинга, сдобренные
философской базой, с такой готовностью были приняты русским бизнесом [1,с.18 ].
Одна
из причин близости идеи дауншифтинга для русского человека – поощряемое из
поколения в поколение идеалистическое мировоззрение. Оно внедрялось в
советского человека везде и всегда, методично прививая терпимое отношение к бедности
и презрение к деньгам. Поэтому для современного русского человека вполне
естественен отказ от перенапряжения и
нежелание воспринимать работу как «жертвенный алтарь».
Сами особенности русского бизнеса также
накладывают отпечаток на формирование личности дауншифтеров. Прежде всего
российский бизнес развивался в тесном симбиозе с криминальными структурами и с
административными ресурсами, т.е. это не столько бизнес, сколько особые
отношения между людьми. Карьера в рамках такого бизнеса кардинально отличается
от карьеры в условиях традиционного бизнеса Запада. Спринтерский вариант
карьеры в России, быстрый и драматичный рост отечественного бизнеса (на десятки
процентов в год, а не на два-три, как на западе) влияет на особенности
дауншифтинга, являясь его косвенной причиной. Человек не может адаптироваться к
своему элитному состоянию, воспринимает его как чужеродное, ненужное. Он его
завоевал, но не овладел им.
В
современной России дауншифтинг в большинстве случаев - результат следования
моде, форма демонстрации своей индивидуальности, отличий от большинства,
оригинальности. Значительная часть российских дауншифтеров просто нуждаются в
отдыхе. Самая частая причина для отечественного дауншифтинга – уход от тяжелых
условий жизни, бегство от трудностей с карьерой, административных и
криминальных препон в ведении бизнеса. Дауншифтер в России убегает не от
хорошего, а к хорошему [1, с.19].
Типичный
русский даншифтер пребывает в возрасте от 35 до 40лет. По разным оценкам, таких
сейчас 25% трудоспособного населения мегаполисов. Согласно исследованиям
проведённым врачом - психотерапевтом
Котляровым В.А.: дауншифтер в Росси
занимает высокий пост в крупной компании, имеет накопления, обеспечивающие
будущее ему самому и его детям. Он обладает чрезвычайно гибким интеллектом и
шрамами в душе, которые возникли в
горячие годы перестройки, когда выбор бизнеса шел только по принципу финансовой
перспективности. Внутри у него руины, так как вопросы смысла остались до сих
пор без ответа. Ничто не приносит радость. Это своего рода исправление для
бизнесмена, заработавшего состояние путём ущерба для своей семьи и своей
системы ценностей. В данном случае нередко возникновение своеобразной ормы
дауншифтинга в виде «настоящего, нового» дела, имеющего, подчеркнуто
благотворительные, экологические или прочие
благородные цели.
Существует
еще одна форма распространенная группа дауншифтеров. Их важнейшая цель –
избегание профессионального стресса. В их дейсвиях нет ни капли идеологии. Они
сделали блестящую карьеру ценой постоянного напряжения и преодоления трудностей
на пределе своих возможностей. За свой статус и состояние они заплатили здоровьем, моральными
компромиссами , личной жизнью. Они постоянно борются со стрессом путём его подавления и сокрытия, с переменным и
всегда сомнительным успехом. Для них дауншифтинг- способ избежать невроза и
средство от трудоголизма.
Движение дауншифтинга в
России набирает обороты и включает в своё сообщество всё больше и больше новых
членов. В сети интернет встречается большое количество сайтов посвящённых
дауншифтингу, интренет- сообществ, где люди могут делиться опытом дауншифтинга
друг с другом, выходят в эфир теле-фильмы посвященные теме «simple
living», hr-менеджеры крупных
компаний всерьёз задумываются о проблеме потери высококвалифицированного
персонала. Безусловно, дальнейшее изучение социальных
изменений в обществе, причин и движущих сил этих изменений является задачей
современной социальной психологии.
Литература:
1. Котляров А.В.
Дауншифтинг без экстрима: кризис на пике карьеры.М.,2008
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура.
М.:АСТ, 2006. 880 с.
3.Ray P., Anderson S. Cultural Creatives. New York:
Harmony Books, 2000.