Аспирант Мальгина А.В.

Российский государственный педагогический университет им. А.Герцена,

г. Санкт-Петербург, Россия

Актуализация смысла жизни молодых людей

 

Современное общество быстро меняется, появляются новые технологии, которые позволяют человеку жить более насыщенно и активно, возникают новые сферы деятельности, где молодые люди могут реализовать себя. Перед молодыми людьми открывается множество возможностей и перспектив, но в то же время снижается осмысленность жизни и возникают затруднения, связанные с поиском смысла жизни, или по определению В.Франкла, «…возникает экзистенциальный вакуум в сердце общества изобилия, которое ни одну из базовых потребностей по А.Маслоу не оставляет неудовлетворенной» [1, 15].

К. Обуховский указывает, что «понимание смысла жизни – есть необходимое условие нормального функционирования: как свойством птицы является потребность летать…, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл своей жизни» [2, 183]. Исходя из этого возможно предположить что, если человек, длительное время испытывает ощущение бессмысленности жизни, то это способствует формированию у него психологических защит и деструктивному поведению в обществе.

В психологической литературе исследованием смысла жизни занимались К.А.Абульханова-Славская, А.Адлер, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Р.Мэй, К.Обуховский, С.Л.Рубинштейн, В.Франкл, В.Э.Чудновский, которые по разному рассматривали актуализацию смысла жизни, его содержание и пути формирования.

Так В.Э. Чудновский считает, что каждый период в жизни человека в разной степени оказывает влияние на процесс поиска и становления смысла жизни. Детство и подростковый возраст являются периодами подготовки «психологической почвы», для дальнейшего «смыслостроительства». Юность, время активного выбора жизненного пути, определения смысла жизни, но в тоже время недостаток опыта и знаний провоцирует большое количество неудач и ошибок. В.Э. Чудновский назвал этот период «зоной особой чувствительности», так как одной из особенностей юношеского возраста является актуализация стремления «найти себя» [3, 21]. И.С. Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспектив развития [4, 187]. Молодой человек находится в жизненной ситуации выбора профессии, спутника жизни.

Зрелый возраст – период относительной стабильности, когда присутствует жизненный опыт и перспектива будущего, основные ситуации, связанные с жизненным самоопределением пройдены и поэтому с возрастом смысл жизни становится более осознанными и дифференцированным. Старость – период, в котором, по мнению В.Э. Чудновского вопросы смысла жизни приобретают иное значение и связаны с анализом и обобщением прошлой жизни и не имеют выраженной направленности в будущее, как в других возрастных периодах. Основная функция смысла жизни в этом возрасте заключается в том, что происходит преобразование представлений субъекта о собственной жизни, как совокупности отдельных возрастных этапов в единую уникальную линию жизни [3, 23].

Вопрос о смысле жизни встает перед личностью в любом возрастном периоде но, прежде всего, он актуализируется в процессе проживания сложных жизненных ситуаций, которые требуют от неё изменения ориентации в жизни. Это могут быть ситуации, связанные с утратой психического или физического здоровья, резкими изменениями в социальной среде: осознание и переживание одиночества, потери близких людей, в ситуации выбора или самоопределения жизненного пути. По мнению Л.И.Анцыферовой, личность постоянно находится в ситуации выбора себя и своего способа жизни, и если это выбор сделан неверно, без учета внутренних и внешних обстоятельств, то она теряет свою идентичность, целостность, интегрированность [5, 35]. С.Кьеркегор первым выделил, что переживание отчаяния связанно в первую очередь с тем, что человек в реальной жизни не является тем, кем он есть на самом деле, то есть он совершил «не правильный» выбор [5, 404]. Поэтому оказание психологической помощи в юношеском возрасте в ситуациях, предполагающих активный выбор жизненного пути, должно быть связано с актуализацией смысла жизни личности.

Одним из значимых выборов на жизненном пути молодого человека является профессиональное самоопределение, которое Д.А. Леонтьев относит к экзистенциальному типу выборов. Важными задачами для него становятся выявление своих способностей и поиск сферы профессиональной деятельности, в которой он сможет себя наиболее эффективно реализовать. Экзистенциальный выбор требует от личности принятия на себя ответственности за его реализацию, и предполагает, по мнению Д.А.Леонтьева, «готовность к действию, внутреннее согласие затратить ресурсы и усилия, заплатить некоторую цену, например, отказавшись от других привлекательных возможностей» [6, 239]. Молодой человек, поступая в вуз, не всегда осознает степень значимости своего выбора или его выбор в большей степени зависит от воздействия факторов жизненной ситуации, в которой он находится. В связи с этим мы имеем низкий процент выпускников вуза, кто готов и желает работать по выбранной специальности. 

Таким образом, актуализация вопроса о смысле жизни зависит от учета следующих факторов: возрастных особенностей, индивидуального развития и конкретной жизненной ситуации личности.

По мнению З.Фрейда ответить на вопрос в чем заключается смысл жизни не возможно. В его концепции смысл жизни приравнивается к достижению наслаждения или счастья[7]. Но В.Франкл опровергает это, по его мнению, счастье является лишь сопутствующим элементом нахождения и реализации смысла жизни [1, 83].

Он рассматривает смысл, как жизненную цель и задачу, стремление к поиску и реализации смысла относит к базовому стремлению человека. Именно оно присуще всем людям и побуждает человека к поведению. Это стремление врожденное и выступает в качестве основной движущей силы развития личности. В нашей работе мы будем придерживаться, более позднего определения В.Э. Чудновского, основное отличие которого заключается в том, что он не рассматривает смысл жизни, как цель, задачу или ценность. Он понимает под смыслом жизни «особое психическое образование, которое приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших её условий, может существенно влиять на жизнь человека и его судьбу, действовать как “буферный механизм”, как “система сдержек и противовесов”, не допускающих одностороннего подчинения внешнему и вместе с тем, препятствующих, превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, сиюминутных увлечений» [3, 25]. 

Единого смысла для молодых людей не существует, каждый смысл уникален и индивидуален, зависит от личностных особенностей, прошлого опыта и жизненной ситуации, в которой они находятся. В.Франкл подчеркивает уникальность смысла каждого человека, но в то же время выделяет смысловые универсалии, которые делают жизнь человека осмысленной: творческие ценности, ценности переживания и ценности позиции. «Во-первых, с помощью того, что мы даем жизни, во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира, и в-третьих, по средствам позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить» [1, 44].

Ценности творчества, или «созидательные ценности» относятся, к трудовой деятельности личности. Смысл заключается в личном вкладе человека в жизнь общества, который возможен в том случае, если человек проявляет в работе свое индивидуальное своеобразие. По мнению Л.И. Анцыферовой, Д.Н. Завалишиной, если профессиональная деятельность становится смыслом жизни, основной ценностью, то человек достигает в ней высокого мастерства, благодаря, своей «вовлеченности». В этом случае профессиональная деятельность становится основанием жизненного самоопределения, источником самоуважения и способом самоакутализации личности [5, 32].

Ценность переживания заключается в чувствительности к окружающему миру, в интенсивности переживаний каждого момента жизни. Это переживание интересного, захватывающего, глубокого, воодушевляющего, например, при восприятии произведений искусства, музыки, литературы и других людей, но прежде всего он считает, что это чувство любви к другому человеку. «Любовь – это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или лучшим вариантом осмысленности жизни» [1, 46].

Ценность позиции заключается в поиске смысла в факторах, ограничивающих человеку жизнь. Изучение данной ценности легло в основу логотерапии, которая направлена на помощь людям, попавшим в безвыходную, критическую ситуацию. По мнению В. Франкла, «жизнь никогда и ни для кого не перестает иметь смысл. Основанием для этого служит то, что человек в состоянии даже безвыходную ситуацию превратить в победу, если рассматривать её под человеческим углом зрения. Поэтому даже страдание заключает в себе возможность смысла» [1, 46]. В сложных жизненных ситуациях происходит формирование личной позиции по отношению к жизни, которая проявляется в том, каким образом человек справляется с затруднениями, позволяющим преодолеть её. Именно в таких ситуациях необходима психологическая помощь.

Нами был проведен опрос с помощью социальной сети «Вконтакте», с целью выявления основных жизненных смыслов современной молодежи. В нем приняли участие 366 человек в возрасте от 16 до 35 лет. Респондентам был предложен один вопрос «В чем, по Вашему мнению, заключается смысл жизни?» и предложены варианты ответов. Варианты ответов нами были поделены в соответствие со смысловыми универсалиями, выделенными В.Франклом.

         По результатам опроса выявлено, что основной сферой направленности смыслов являются ценности переживания (42,6 % опрошенных), в эту категорию мы отнесли ответы, в которых заключалась ценность отношений в семье, в переживании чувства любви и заботе о детях. На втором месте ценности творчества (41,7% опрошенных), к ним отнесены ответы: профессиональная самореализация, получение материального достатка и творческая самореализация личности. Третья категория ценности позиции (9,5% опрошенных), к ней были отнесены помощь другим людям, поиск острых ощущений и ценность религиозных переживаний.

Одним из вариантов ответа была ценность - «другое» (6% опрошенных), ответ который необходимо прокомментировать. По мнению респондентов, смысл жизни – «в самой жизни», «в ярких событиях и приключениях», «в поиске», «оставить память о себе», «в познании мира», «в саморазвитии» и т.д. Таким образом, у молодых людей доминируют жизненные смыслы, где на первом месте находятся ценности переживания  Это связано с тем, что в юношеском возрасте, эмоциональная сфера имеет большое значение для человека. Значимость профессиональной самореализации, обусловлена современной экономической ситуацией, когда большое количество молодых людей работают и обучаются одновременно, от их выбора профессии зависит дальнейшее планирование личной жизни. То, что ценность личной позиции еще недостаточно осознана, возможно, связано с тем, что молодые люди не могут самостоятельно анализировать личные блокирующие факторы развития, именно здесь необходима психологическая помощь.

Стремление к поиску смысла основано на «самотрансценденции человеческого существования – постоянной ориентированности человека вовне, на нечто, что не является им самим, на что-то и кого-то, на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека» [9, 199]. Смысл жизни как осознанное переживание ценности жизни, происходит благодаря «выходу» из самого потока жизни, и тогда он дает возможность человеку наметить и спланировать «основную линию» жизни. Отсутствие смысла жизни у человека влияет на его поведение, цели, ценности, он становятся подвластным влиянию ситуаций.

С.Л.Рубинштейн выделил два способа существования человека, или два варианта отношения к жизни, согласующихся с точкой зрения В. Франкла. В первом случае жизнь человеком воспринимается ограничено, она не выходит за пределы непосредственных условий, в которых живет человек, его непосредственного социального материального окружения, он выступает объектом жизни. Отношение человека распространяется на отдельные явления, а не на жизнь в целом. Во втором случае жизнь воспринимается в целом, за счет рефлексии, которая позволяет приостановить непрерывный процесс жизни и вывести человека мысленно за её пределы, он становится субъектом собственной жизни [10, 247].

Е.Ю.Коржова выделила базовые жизненные ориентации личности, которые «характеризуют степень зависимости внутреннего мира человека от мира внешнего, заключающуюся в “выстраивании” собственного бытия, т.е. субъективной включенности в жизненную ситуацию. Субъект-объектные ориентации являются основой проявления потенциала субъектности, которым обладает каждый человек» [11, 47]. Потенциал субъектности может проявляться в двух формах: «субъективной» и «объективной», по мнению В.Н.Панферова, «субъектная активность человека проявляется в произвольности его действий, поступков, поведения, деятельности, а так же в субъективности психических образов и личного отношения к миру вещей, людей и самому себе» [11, 48]. К объективной форме проявления потенциала субъектности можно отнести действия, поступки, поведение и деятельность человека, к субъективной форме: психические образы и личное отношение к окружающему миру, людям и представление о самом себе. В зависимости от типа ориентаций, можно предположить, что молодые люди с преобладанием субъектной ориентации имеют более выраженные и устойчивые смысложизненные ориентации и ценности чем с объектной ориентацией. Оказание психологической помощи молодым людям в ситуациях жизненного выбора должно быть связано с актуализацией, а именно осознанием, пониманием и принятием личного смысла жизни. Поиск ответов на данные вопросы мы продолжим в дальнейшем исследовании

Ссылки

1.     В.Франкл Человек в поисках смысла: Сброник: пер. с англ. И нем. / общ. ред. Л.Я.Грозмана, Д.А.Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

2.     Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1971. – 247с.

3.     Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска / Г.А.Вайзер, В.Э.Чудновский. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. – 72с.

4.     Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

5.     Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», издание 2-е, испр. и доп., 2006. - 512с.

6.     Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007. – 511с.

7.     Фрейд З. Недовольство в культуре // перевод А.М.Руткевича; M.,1974.URL: http://bookz.ru/authors/zigmund-freid/nedovol__330/1-nedovol__330.html (Дата обращения 9.10.2012)

8.     Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Э.Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. – 532 с.

9.     Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет / под нау.ред. В.К. Загвоздкина. – М.: Российская политическая энциклопедия: Институт экзистенционально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. – 247с.

10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,  1973. – 416 с.

11. Е.Ю.Коржова Психологическое познание судьбы человека / Коржова Е.Ю. – СПб: Союз, 2002. – 334 с.