Психология
и социология/8. Педагогическая психология
К.п.н. Безуглая Т.И.
Балтийский федеральный
университет им. И. Канта, Россия
Становление психологического знания в конце
XIX века
К концу XIX века
психология стала развиваться с учетом научных открытий в области биологии и
физиология. Психологическое знание становится научным, опирающимся на опыт и
эксперимент с целью получения объективных научных результатов. Понимание души
постепенно переходит из сферы психологии в сферу метафизики. Этот период в
истории психологии называют периодом становления психологии как самостоятельной
науки.
На
процесс становления психологического знания в конце XIX века большое влияние оказала
эволюционная теория Чарльза Дарвина (1809-1882). В соответствии с этой теорией,
исходными факторами биологической эволюции считаются индивидуальная,
филогенетическая изменчивость и наследование приобретенных в онтогенезе
признаков. В психологию эта теория внесла генетический принцип, оказавший
влияние на дальнейшее развитие психологического знания. Под влиянием Дарвина
психологическое знание обогатилось категорией поведения, а в психологические
исследования были внедрены объективный, генетический и статистический методы.[4,
С. 78]
Опыты
и математические выкладки немецкого физиолога Эрнста Вебера (1795-1878) стали
истоками психофизики. Созданная им таблица логарифмов получила объективную
возможность использования ее в исследовании явлений душевной жизни и поведения
человека. Психофизика Вебера доказывала, что в психологии могут существовать
эмпирически законы, которым подвластны её явления, при отсутствии знаний о телесном субстрате.[3, С. 57]
В это же время, английский
философ Герберт Спенсер (1820-1903), согласно традициям ассоцианизма, в качестве предмета своей
науки обозначил ассоциацию внутренних и внешних форм, а также связь сознания с
внутренним и внешним миром. Он назвал свою теорию позитивной психологией.
В теории Спенсера психика также представлена, как механизм адаптации к среде.
Он утверждал, что, не смотря на постоянное развитие психики, ассоциации
остаются, закрепляются в мозге человека и передаются дальше по наследству. [2, С. 40-52]
Немецкий физиолог Густав
Фехнер (1801- 1887) проводил исследования, на основании которых пытался
выяснить, какие объекты окружающего мира вызывают ощущение красоты, а какие
таких ощущений не вызывают. Эти исследования он назвал «экспериментальной эстетикой». [3,
С. 198]
Другой немецкий
ученый, Герман Гельмгольц (1821-1894), изучая особенности зрительного
восприятия, доказал, что восприятие цвета зависит от длины нервных волокон.
Опыты Гельмгольца указывали на тот факт, что возникающий в сознании образ
внешнего предмета порождается независимым от сознания телесным механизмом.
Таким образом, Гельмгольц настаивал на разделении психики и сознания.
Немецкий физиолог Эдуард
Пфлюгер (1829-1910) подверг критике схему рефлекса. Чувствование, которое
Пфлюгер называл «сенсорной функцией»
является не физиологическим, а психологическим. Пфлюгер доказал, что, наряду с
сознанием имеется огромная область неосознаваемой психики (бессознательного),
которая не сводится ни к нервной системе, ни к системе сознания. [3,
С. 269]
В это время в Европе, благодаря
деятельности австрийского врача Франца Антона Месмера (1734-1815), стали
популярными гипнотические сеансы. Создав собственную теорию об особенной
жидкости - магнетическом флюиде (от лат. fluidus
- текучий), он утверждал, что он может передаваться больным через прикосновения
и излечивать их. Чуть позже, английский врач Джеймс Брэйд (1795–1860) доказал,
что решающая роль в гипнозе принадлежит психологическому фактору. С конца 70-х
годов XIX века явления гипноза стал изучать и использовать французский
невропатолог Жан Мартен Шарко
(1825-1893), который стал учителем и наставником молодого австрийского
врача-невролога Зигмунда Фрейда (1856-1939). [3,
С. 175]
Тем
не менее, возникновение психологии как самостоятельной науки связано с именем немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). В. Вундт создал первую в
мире лабораторию экспериментальной психологии, которая в 1879 году была
преобразована в Институт Экспериментальной Психологии. Вундт создал первую в
мире школу экспериментальной психологии, которую позже прошли многие выдающиеся
психологи. Помимо этого, он способствовал консолидации психологов в научное
сообщество. Психология выделилась из сферы физиологии и стала самостоятельной
научной дисциплиной. [1,
С. 101]
Вундт особое внимание уделял
«психическим образам», которые
представляют собой продукт деятельности органов человека. Поэтому
главные задачи новой науки заключаются в анализе психических образов
(вычленении простейших исходных элементов), анализе существующих связей между
ними и выявлении законов психической жизни. Основным научным методом
экспериментальной психологии он считал интроспекцию (самонаблюдение), что требовало от испытуемого глубокого отвлечения
от всего внешнего и сосредоточения на себе, вплоть до понимания исходной
материи сознания. По его мнению, элементам сознания присущи модальность и интенсивность. Каждый элемент имеет три измерения: удовольствие -
неудовольствие; напряженность - расслабленность; возбуждение - успокоение. [1,
С. 103] Позже он осознал ошибочность и бесперспективность
метода интроспекции. Поэтому стал заниматься исследованием психологии народов,
создав глубокий научный труд, состоящий из десяти томов.
Согласно концепции австрийского
философа и психолога Франца Брентано (1838-1917) область изучения психологии
заключается не в содержании сознания (ощущениях, восприятии, мыслях, чувствах),
а в психических действиях, благодаря которым появляется сознание. [6, С. 72]
Разработкой методов
экспериментальной психологии занимался также и немецкий психолог Герман
Эббингауз (1850-1909). Им были тщательно просчитаны различные варианты времени
запоминания и объёма заучиваемого материала, динамики его забывания и
последующего воспроизведения.[4, С. 231]
Создание первой
психологической лаборатории в США принадлежит
первому американскому профессору психологии Уильяму Джемсу (1848-1910). Им
были заложены основы сразу нескольких направлений в психологической науке: функционализм, бихевиоризм и
гештальтпсихология. Главным предметом исследования в психологии он считал
сознание. В отличие от европейских ученых, он рассматривал сознание в динамике
и развитии. По его мнению, сознание обладает свойством селективности, то есть способностью выбирать из окружающего мира
определенный объект и интегрироваться с ним. [5, С.
423]
Литература:
1.
Зборовский
Г.Е. История социологии. Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 301
с.
2.
Кон И.С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // История
буржуазной социологии XIX начала XX века. / Под ред. И.С.
Кона. - М.: Наука, 1979. - 152 с.
3.
Краткий
психологический словарь. / Под ред. Л.А.Карпенко, А.В.Петровского, М.Г.
Ярошевского - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 457 с.
4.
Полянский Ю.И. Общая
биология. М.: Просвещение, 1993. - 178 c.
5. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Изд. 3. Испр. / Под ред. В.В. Целищева. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. - 521 с.
6.
Твардовский,
К. Ф. Брентано и история философии. /
Пер. с польск. Б. Т. Домбровского // Логико-философские и
психологические исследования. - М., 1997. - 172 с.