Н.В.Халина
Алтайский государственный
университет
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В АСПЕКТЕ БЕЛЛЕТРИСТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Лингвистический либерализм представляет собой поиск среднего пути между
логическим мышлением и эстетическим восприятием. Одним из вариантов согласования
логики и эстетики в языковой фразе следует признать беллетристическую историю.
Последняя, субстанционально используя средства коммуникации разрабатывает
собственные семантические (на основе
эстетических) конвенции, способствующие обнаружению исторического предмета.
Предмет истории (факт, объект) может
быть обнаружен лишь после его
реконструкции, так что основным методом изучения исторической реальности
становится парадоксография – выявление
парадоксографических мест истории, а при их отсутствии – самостоятельное их
созидание. Парадоксография направляет свое внимание на занимательность того или
иного сюжета, на то, что будоражит воображение воспринимающего, подключает к
работе его фантазию. «Именно все человеческое и становится предметом фантазии –
неизведанное множество всех возможных связей между человеком и его чувствами, с
его восприятием мира и его «взглядами» (А.Михайлов). Беллетристическая история
достоверна в убеждении. Знать в таком случае историю – знать, как она выглядит,
и знать, что знание истории есть опыт видения, в котором и схватывается
видимое.
Выявление парадоксографических мест в истории производится в
телевизионном проекте «Имя России», начало же их созиданию положено в «Послании Президента РФ Федеральному Собранию».
Переход к экономике нового типа предполагает решение основного труднейшего
вопроса – укрепления демократических институтов и поддержания стабильности в
условиях противодействия глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы,
модернизации армии и управления страной. Именно укрепление демократических
институтов и поддержание стабильности в условиях управления страной предполагает расширение конституционных прав
Федерального собрания (отнесение к предметам ведения Государственной Думы
контрольных функций в отношении исполнительной власти и установление новой
конституционной нормы, обязывающей Правительство России ежегодно отчитываться в
Государственной Думе) и увеличение конституционных полномочий Президента и
Государственной Думы. Изменение предметов ведения, установление новой
конституционной нормы, увеличение конституционных полномочий должно укрепить
решающую роль Конституции в становлении российской демократии (i); определить значение Конституции для формирования
качественно новой правовой системы и независимого суда (ii), содействовать дальнейшему расширению экономической,
предпринимательской свободы, реализации социальных гарантий, закрепленных
Конституцией (iii); состыковать действия
государств на мировой арене с международно-правовыми нормами (iv). Таким
образом, Конституция отождествляется с перечнем дискурсивных ресурсов, которые
доступны людям и ограничивают производство значений, а, следовательно,
конструкции идентичности.
Принципиально важным мотивом
лингвистического либерализма в аспекте беллетристической истории (что и
представлено в «Послании») становится ориентация на дискурсивную психологию,
которая, по утверждению Л.Филлипс и М.В.Йоргенсен, базируется на
социально-конструктивистской посылке: самость человека – это не изолированная,
автономная сущность, она скорее находится в постоянном динамическом взаимодействии с социальным миром». Отсюда
одной из мотиваций некоторой модификации Конституции («расширить»; «отнести к
предметам ведения, установив конституционную норму»; «увеличить сроки») является
ориентация на изменяющуюся самость человека Новой России, степень его «предпринимательской свободы» в
общественной жизни и жизни мира.
В качестве комментария к «прописанным»
условиям функционирования Конституции в пространстве связей российских территорий
на конференции, посвященной пятнадцатилетию Конституции суверенной России, дает
новое толкование этого документа – результат общественного договора.
Конституция, будучи результатом
общественного договора в контексте лингвистического либерализма, с позиций
беллетристической истории жанрово модифицируется: из культурообразующего
текста-мифа – текста-эталона, в соответствии с которым прочитываются тексты
дискурса существования человека и осуществляется его дискурсивизация
(приглашение в дискурс государственный через высказывания конституции),
конституция превращается в «фикшин» - жанровую литературу, литературу, тексты
которой, в том числе и конституция, обслуживают функционирование политического,
узко профессионального, дискурса. Идеологически конституция становится
художественным произведением, в котором, согласно позициям русской натуральной
школы, автор должен дать читателю почувствовать мыслимую им систему связей,
изображая только избранный им кусок жизни. Такая форма коммуникации способствует
постижению механизма общественной жизни (согласно «Посланию», существа
общественной жизни), а при отсутствии оного берет на себя ответственность за
его формирование: «твердо нужно знать – есть вещи, которыми нельзя поступиться,
есть вещи, ради которых нужно бороться и побеждать. Это то, что дорого вам,
дорого мне, дорого нам всем. То, без чего мы не можем себе представить нашу
страну».
Изменение места положения Конституции в
функционально-дискурсивной иерархии – перемещение из аксиолого-теологического
для России в историко-беллетристический дискурс – свидетельствует о некоей
цикличности коммуникационного процесса истории. В принципе аналогичная судьба
постигла и «Манифест коммунистической партии» (авторы К.Маркс и Ф.Энгельс),
когда в 90-ые гг. прошлого столетия в Великобритании он был признан
художественным произведением.