Лазарева Анастасия Николаевна
учитель национальной культуры
Бетюнской СОШ им. Н. Е Иванова
Амгинский улус, Республики Саха (Я)
Олонхо и театральное искусство
Менее чем за вековую историю, якутский театр
завоевал право быть неотъемлемой частью культуры и представлять ее на
международной арене. Последние десятилетия культурная жизнь Республики прошли
под знаком Саха Академического театра
им. П.А.Ойунского под руководством Андрея Саввича Борисова, успешно
реализующего новую концепцию создания самобытного оригинального театра –
олонхо, работающего на стыке и
преломлении древних традиций народа Саха с эстетикой европейского театра. Театр
олонхо призван синтезировать достижения современности с древними элементами
театральности, заложенными в обрядовых действиях, в ритуалах шаманизма и в
исполнительном искусстве сказителей олонхо. В творческом поиске своеобразия
якутский театр в начале ХХI века обращается к своим
истокам – олонхо, завершив тем самым полный оборот в своей истории. Поэтому
научное осмысление культурного диалога сказительства и театра начало ХХI века,
оказавшего столь плодотворным помогло бы в формировании новой парадигмы
театрального искусства.
Якутский театр перенял от искусства
сказительства не только свой первый репертуар и вместе с ним подготовленную и
благодарную публику, но и набирал из его среды первых своих служителей –
актеров. Искусство сказительства в лице многих своих именитых исполнителей
олонхо принимало непосредственное участие в становлении молодого театра,
представила первые образы, персонажи и художественные приемы. В данное время
подобное невозможно. Упадок сказительской культуры, со всей очевидностью
констатируемая в данное время, лишает театр непосредственного культурного
диалога и вынуждает обращаться к письменным текстам, заведомо не отражающим по
своей природе всю полноту театральных элементов традиций сказительства и его
эстетику.
Сказительство,
которое могло заполнить собой образовавшийся информационный вакуум, как
достояние культуры большей частью является принадлежностью науки, нежели в
повседневной культурной жизни. Воссоздать культурную среду и ее эстетику,
сформировавшуюся в период становления театра возможно только с участием науки,
изучая деятельность сказителей, принимавших непосредственное участие в работе
театра в начале ХХ века.
Истоком зарождения
якутского театрального искусства явилось устное народное творчество. Якутский
музыкальный фольклор бережно передавалось в виде устного народного творчества –
олонхо, танцев, песен. Музыкальная культура Саха необычайно самобытна,
многообразна. Возьмем героический эпос – олонхо. Его создавали и исполняли
отдельные олонхосуты, одаренные от природы импровизаторы. Олонхосут был не
только сочинителем, требовалось от него еще и владения искусством певца,
драматического артиста, даже танцора. Вековыми
традициями народа формировался единый лик творческого озарения. Дух его
пронизан жизнеутверждающей философией,
постоянной ориентированностью на воссоздающую, преображающую сторону
деятельности, на мощь создания и на
поиск истины, на веру в добро и в красоту. С выбросом творческого потенциала
народа можно связать появление олонхо.
Инсценировки олонхо были первыми якутскими спектаклями. В
январе 1906 года в клубе общества приказчиков был поставлен спектакль по олонхо
«Удалой добрый молодец Бэриэт Бэргэн», исполнителями были олонхосут П.А.
Охлопков (Наара Суох), народная сказиетльница, жена политссыльного М.Н. Ионова,
А.Е. Кулаковский и другие. В 1907 году инсценируется олонхо «Богатырь Кулантай
на резвом рыжем коне». Все это описывает
в своей работе известный театровед Дмитрий Кузьмич Максимов.
Якутское олонхо – высокохудожественное эпическое
произведение со своим кругом идей и образов, тем и сюжетов, со своим стилем,
композицией и выразительными
средствами.
В якутском
народном творчестве нет собственно театральных жанров, но в олонхо и в коллективных танцах все же театральные элементы присутствуют.
Следует подчеркнуть, что олонхосут соединяет в себе черты и поэта –
импровизатора, и музыканта, и актера.
П.А. Ойунский оставил нам свой научный труд, где выступает как
оригинальный исследователь олонхо. У него есть примечательные строки: «Значение
«олонхо» неизмеримо. «Олонхо» определило мировоззрение древнего якута; оно же
освещает нам и весь древний период жизни якута, его доисторию» [Ойунский П.А
Айымньылар-7 Т.-Дьок,62.- С. 194]. Создателем и родоначальником сказительного
искусства считается эпический образ «Cээркээн-Cэсэн» [В.В. Илларионов Ис. Як .
ол.-Як, 82.- С.15]. Основой драматических представлений служил преимущественно фольклор.
Якутские народные бытовые и обрядовые песни, игры и танцы, свадебные
празднества содержат элементы драматического действия. Например, такой
обрядовый праздник, как, ЫСЫАХ
старинный культовый обряд «Проводы богини родов», возникшие при родовом
строе, носили ярко театрализованный характер. В монументальном героическом
эпосе олонхо, выражавшем народное миропонимание и идеалы, заложены реалистичный конфликт добра и зла, единство
динамичного действия. Герои, несмотря на их мифологически гиперболизованную оболочку – вполне земные люди, с реальными
человеческим страстями. Их взаимоотношения остро конфликтны, психологичны,
реплики и монологи носят драматизированный характер. Наглядность образов,
афоричность, органичное сочетание житейской приземленности и одновременно
поэтической возвышенности художественного языка – все это предает эпическому
действию яркую театральность.
Народное творчество играло важную роль в жизни якутов. Героический эпос
«олонхо» и сказки заменяли театр и книги, пословицы и поговорки являлись
неписаным моральным кодексом народа, исторические предания рассказывали о
переломных моментах в жизни народа, в песнях изливалось народное горе и
радость.
По исследованиям в области якутского сказительства выделены две формы исполнения: сольная и коллективная. В современном понимании коллективности фольклора предполагает, что из целого коллектива всегда выделялась одаренная личность, который своей деятельностью привлекал внимание окружающих его людей. Более высокой формой коллективного выступления было драматизированное исполнение. В этом немаловажна заслуга знатока олонхо известного сказителя-олонхосута, народного певца Устина Гаврильевича Нохсорова, который был помощником режиссера, пел тексты песен олонхо и исполнял движения каждого персонажа олонхо. Премьера состоялась 22 марта 1940 года. В спектакле были заняты лучшие силы театра – М.В. Жирков, А. Ф. Новгородова, Т.П.Местником, В.А.Саввин, М.Н.Белолюбская, У.Г.Нохсоров, Е.Н.Скрябина, П.М.Решетников. Успех спектакля был столь велик, что уже в первый сезон он выдержал 40 представлений.
Исполнительское
искусство сказителей раскрыло многие средства актерского мастерства:
воображения, внимания, характерность, перевоплощения, раскрытия образа и
поддержка зрительного внимания. Сказители имели в своем распоряжении
устоявшиеся комплексы движений, мимики, поз, жестов, мелодий, интонаций,
речевых оборотов и т.д. для обрисовки того или иного образа. При этом
творческий поиск новых штрихов и красок в воплощении образа всегда находила
живой облик слушателей.
Традиции
коллективного исполнения олонхо органично переросли в первые театрализованные
исполнения олонхо в виде спектаклей путем нанизывания отдельных эпизодов на
единый стержень из популярного и всем участникам хорошо известного олонхо.
Форма, коллективного исполнения олонхо постепенно, обрастая театральными
атрибутами – распределение ролей в соответствии с персонажами, реквизитами,
костюмами и т.д. – трансформировалась в полноценный спектакль, т.е. из
традиционной формы естественным путем родилась новая театральная форма
бытования произведений. И на протяжении этой трансформации материалом служил
олонхо, неразрывно связанный с этой
формой исполнения силой традиций. И как наиболее удобный жанр.
Министр
культуры и режиссер А.С. Борисов в
статье «Олонхо - это мы»[с. 77] отмечает, что он сформулировал свой творческий
поиск как стремление создать в Якутске наряду с действующим традиционным
драматический театром новое направление, синтезирующее достижения современного
театра с древними элементами театральности
заложенными в обрядовых действиях, в ритуалах шаманизма и особенно
исполнительском искусстве сказителей героического эпоса олонхо с их
своеобразной песенной культурой. Одним словом А. Борисов ищет национальное
творческое лицо современного якутского театра и уверен что его можно найти
через создание театра Олонхо.
Можно сказать, что многое в творческой деятельности последнего
десятилетия направлено именно в эту сторону. Путь избранный им оказался очень
даже не простым. Не все подчиняется новой эстетике, который пытается
А.С.Борисов утвердит на якутской сцене.
Творческий поиск А. Борисова, направленный на создание самобытного
оригинального театра, работающего на стыке и преломление древних культурных
традиций саха народа с эстетикой современного театра и высекаемые из этого
сочетания совершенно неожиданные искры творчества, увенчался в данном случае
несомненном успехом.
.