Скворцова Ю.С.
К.п.н., волгоградский государственный институт искусств и культуры
Актерская Йога: исторические
предпосылки и современные тенденции.
Вопрос профессиональной подготовки будущих
специалистов в области театрального искусства
в последние десятилетия приобретает все большую актуальность.
Современные запросы, предъявляемые к актерам и режиссерам, зачастую, на
несколько уровней превышают тот объем профессиональных знаний и умений, которым
обладает выпускник творческого вуза.
Требования современного театрального
искусства весьма высоки. Чтобы быть конкурентоспособным современный актёр должен виртуозно владеть всем арсеналом своих выразительных
средств - голосом, телом; обладать незаурядными вокальными способностями; уметь
играть на различных музыкальных инструментах; блестяще танцевать в любых
стилях, в совершенстве владеть разнообразными техниками в области пластики -
акробатикой, искусством сценического боя, фехтованием, пантомимой. К
современному режиссеру требований еще больше: кроме актерской потенции он должен обладать мощным креативным потенциалом, нестандартным
мышлением, харизмой. Кроме того, возрастающий уровень требований к
технологической подготовке, уровень «школы» сочетается сегодня с развитием
индивидуальности Творца, активным личностным началом.
Профессиональная практика по многим
параметрам опережает школу, которая все чаще не успевает за научно-техническим
прогрессом и информационными технологиями. Техническая оснащенность
современного театра, безусловно, позволяет современным режиссерам выйти на
совершенно иной уровень сценической выразительности, создать полную иллюзию
правдоподобия, воплотить самые смелые фантазии. Но, с другой стороны,
наблюдается другая, весьма негативная тенденция.
Зачастую, случается так, что за внешней
эффектностью спектакля кроется несостоятельность актеров, которые, потерявшись
в водовороте выразительных средств, оказываются марионетками, не способными
воздействовать на ум и чувства зрителя силой актерской игры.
Современный театр обладает большим
количеством спецэффектов, возможности которых позволяют влиять на психику
человека, который получает ощущение, что происходящее на сцене вызывает в нем
огромное количество чувств и эмоций.
Для этих целей часто используются световые эффекты или определенные
музыкальные частоты, которые неосознанно вызывают у человека яркие эмоции (ужас
или, напротив, восторг). Авторы спектакля достигают своей цели – спектакль
вызывает интерес у зрителя, но истиной природы театра здесь уже нет.
Театр – это зеркало современности. Именно
поэтому история театральной педагогики свидетельствует о смелых экспериментах,
которые проводились практиками театра в рамках образовательного процесса.
Исследуя наследие
К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Л.А. Сулержицкого, Е.Б. Вахтангова, С.Э. Радлова,
В.Н. Соловьева на себя обращает внимание особый феномен реформ в театре первой трети ХХ века,
который повлек за собой резкие реформы
отечественного театрального образования.
Социокультурная ситуация начала ХХ века и
наших дней, во многом, схожи. Ломка общественно-политической и экономической
систем, изменение нравственной атмосферы в обществе неминуемо привели к
активным поискам новой театральной эстетики.
Как и в тот далекий период, современному
театру нужны новый актер и новый режиссер, обладающие теми возросшими
требованиями, которые предъявляются к психотехнике театрального деятеля XXI
века.
В связи с этой острой потребностью в настоящее время театральными
педагогами-исследователями все чаще
делаются попытки поиска методических путей к глубинным слоям психики
студента, вскрытия подсознательных уровней его психотехники, обучения его
владению своим подсознанием на современном уровне. Психотехнические тренинги,
методики работы с внутренним миром
постепенно становятся частью
театрального образования XXI века.
Одним из путей достижения высокого результата в формировании
актуальных психо-физических
характеристик современного актера
является применение в процессе обучения
Йоги - древнеиндийской системы самосовершенствования, постепенно раскрывающей
колоссальный уникальный потенциал человека через психо-физические и телесно-ориентированные практики.
Йога в отличии от западно-европейской
науки и традиционной светской системы образования и воспитания научно не
обоснована. Имеющая древнюю связь с восточными религиями (буддизмом, индуизмом,
джайнизмом) Йога не является также и религиозным учением. Это, скорее, метод
практического самопознания.
Нужно отметить, что идея применения Йоги в
воспитании будущих актеров имеет достаточно долгую историю. Изучая мемуары классиков театра, исторические
документы можно найти сведения о том, что в
разное время, работая над своей Системой, К.С.Станиславский изучил
трактат, посвященный хатха-йоге, и многое почерпнул оттуда для подкрепления
своих изначальных мыслей о творческой природе человека, способного использовать
тело как "инструмент", посредством которого "проявляется и
действует дух". Вероятно, в связи с устоявшейся трактовкой
понимания сущности Системы Станиславского ее комментаторы весьма неохотно упоминают
о знакомстве ее создателя с методами “самопознания” и “самоосвобождения”,
выработанными несколько тысяч лет тому
назад. Как утверждает немецкий профессор Макс Мюллер, возраст йоги — около 6000
лет, но, если верить другим источникам, она гораздо старше. Сам Станиславский
не скрывал своего интереса к этой древней системе. “Индусские йоги, достигающий
чудес в области под- и сверхсознания, дают много практически советов”,— писал
он. Йоги “подходят к бессознательному через сознательные подготовительные приемы”.
Йогой навеяны слова Станиславского о “неразрывной связи физического ощущения с
душевными переживаниями”. Связь была очевидна, весь вопрос опять же состоял в
том, с чего начинать: с “физического ощущений” или с “душевного переживания”?
В настоящее время, актерская Йога видится
нам как система эмоциональной и физической подготовки к процессу творчества,
собственно, к работе над Системой. Включение в актерский тренинг практик Йоги
позволяет студенту обрести базовые навыки восприятия – расслабление; вхождение
в определенное (рабочее) состояние - творческое самочувствие; остановка
внутреннего диалога; действие «здесь и сейчас»; ощущение малейших нюансов
звуков, запахов; и главное, позволяет научиться сосредоточению – центральному навыку как в актерском мастерстве,
так и в практике Йоги.
Йога -
есть способность ума направлять внимание исключительно на объект и
удерживать это направление не отвлекаясь. Объект наблюдения может быть как
внешним по отношению к нам, так и внутренним – частью нас самих. Александр
Скопцов - практикующий тренер Йоги, руководитель молодежного круга
единомышленников "Согласие" (г.Москва), отмечает, что Йога - это метод постепенного движения от
состояния рассеянного ума к собранному, без напряжения.
Начинать практиковать Йогу он предлагает с
выработки трех базовых навыков:
- работа над асанами - навык превращать обычные позы в
удобные;
- пранаяма - навык направлять/пропускать через себя потоки энергии;
- сосредоточение на каком-либо объекте не отвлекаясь.
В связи с этим можно выделить три типа
упражнений, три взаимосвязанных базовых акцента в практике Йоги, которые
особенно актуальны при обучении будущих актеров
1. Развитие навыка удерживать внимание в одном
направлении, не отвлекаясь. Добиться устойчивого навыка позволяет применение в
тренинге упражнения серии «Трекинг»: нейтральное прослеживание физических
ощущений тела: осязание, обоняние, цвета, вкусы, звуки) и др. Это упражнение
направлено на актуализацию у студентов навыков осознанно слушать, смотреть,
трогать. В результате практики развивается умение не просто слушать, но слышать,
смотреть и видеть, трогать и ощущать.
2. Развития навыка расслабления. Для развития этого
навыка у студентов целесообразно
вводить в актерский тренинг элементы медитации, работать с асанами( в переводе
с санскрита - «удобная поза»). Асаны - статичные физические упражнения, позы тела, которые воздействуют на
определенные группы мышц. После вхождения в позу студент отслеживает какие
мышцы в данный момент напряжены, и, расслабляя (отпуская) их, позволяет своему
телу оказаться в удобной, комфортной позе.
3. Развитие навыка управляться с энергией, праной. На
развитие этих навыков направлены все асаны и пранаямы (дыхательные практики). В
процессе работы над ними развивается умение обнаруживать потоки энергии и
грамотно их перенаправлять без усилий и напряжения.
В целом, Йога - это многогранный комплекс,
который воздействует на все без
исключения области развития человека. Практикующий может осваивать его
систематически и целостно, либо взять только то, что ему нужно в данный момент.
Применение его в театральной педагогике будет способствовать формированию
актера, способного работать над своим внутренним миром, осознанно транслируя
зрителю результат духовного роста. Ибо Путь Йоги – это, прежде всего, Путь
СамоПознания и СамоСовершенствования.