Жаксипаева Альмира Саветкановна
магистр педагогики, соискатель кафедры педагогики
Восточно-Казахстанский государственный университет
имени С.Аманжолова, Казахстан
Развитие творческих способностей у
будущих учителей начальной школы на занятиях изобразительному искусству
Одной из актуальных проблем образования на
современном этапе является развитие творческих способностей в подготовке
будущих педагогов на занятиях изобразительному искусству.
В основе любого творческого процесса
находится способность к образному мышлению (Л.С.Выготский, В.Вунт,
Д.Б.Эльконин, А.В.Петровский, О.М. Дьяченко и т.д.) отмечает Д.Ж. Жусупова, а
эффективно развивать творческое воображение учащихся способен учитель, сам
обладающий развитым творческим воображением. В связи с этим развитие творческих
способностей напрямую связано с развитием творческого воображения будущего
учителя.
В работе И.Л. Морозкиной педагог должен
учитывать потребность в свободе самореализации. Под потребностью в свободе
самореализации, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности,
цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода
связана с возможностями и склонностями. И именно в таких условиях рождается
личность. Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая
деятельность. К творческой деятельности относят такую деятельность
человека, которая перерабатывая прежний
опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой
деятельности составляют воображение и фантазия.
Развитие воображения и фантазии - одна из
основных задач художественного образования в школе. Для того, чтобы научить
творчески мыслить, важно как можно больше знакомить его с богатым наследием
искусства. Но главное правило в том, что будущий учитель всегда должен
следовать за учеником, в этом заключается мудрость и такт.
По мнению А.Сагимбаева выполнение рисунков
по воображению основано на активной деятельности фактора и памяти. Благодаря
творческому воображению и прошлому опыту рисующие могут изображать никогда
невидимые образы, события или предметы, применяя образные преувеличения и
преуменьшения.
В трудах казахстанских ученых
Б.А.Альмухамбетова, С.А.Узакбаевой, А.Камакова, Ж.Балкенова
эмоционально-ценностная оценка прекрасного в действительности и в искусстве
вырабатывается в процессе систематического образования и эстетического
воспитания на основе триединства мышления, чувств и практических навыков.
Формированию творчески активной личности предшествует период практического
обучения и оптимального восприятия явлений искусства и действительности. Такая
взаимосвязь видов учебно-творческой деятельности способствует самоутверждению
личности, укрепляет уверенность в силах, готовность к самостоятельным
действиям, способности творчески использовать свой опыт.
Личность – человек как общественное и
природное существо, наделенное сознанием, речью, творческим воображением
(Н.К.Шабанов, М.С.Тарасова).
В профессии будущего одаренного педагога –
развиваться вместе с ребенком, стремиться к его уровню, превосходить его и быть
в творческом поиске. Так, овладение рисованием можно рассматривать как
овладение одним из средств культурного развития личности.
Для
реализации творческих образов у детей, будущие педагоги должны научить
практическим умениям и навыкам, которые накапливаются в длительном процессе
обучения изобразительному искусству (И.Л.Морозкина).
Если следовать концепции Л.С.Выготского,
овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств
культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций.
В этом развитии переплетается присвоение
общих человеческих свойств и способностей, овладение собственно изобразительной
культурой и влияние характера ведущей деятельности. В своем исследовании автор
Л.В. Ламыкина отмечает, что многие
поколения философов, педагогов, психологов, деятелей культуры и
искусства отмечали, что одним из условий успешной человеческой деятельности
является творческое развитие личности средствами искусства (Б.В.Асафьев,
М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, Р.А.Быков, Л.С.Выготский, С.А.Герасимов,
М.С.Каган, А.Н.Карасев, С.И.Миропольский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов,
Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий и другие).
Проблема выдвинулась на первый план в силу
несоответствия между потребностью школы в хорошо подготовленных учительских
кадрах и их недостаточной общекультурной и теоретико-педагогической
грамотностью, отсутствием у многих из них подлинного профессионализма,
готовности к организации художественно-творческой деятельности школьников в
системе непрерывного образования. Будущий учитель на занятиях изобразительного
искусства, подготовленный в условиях вузовского обучения, не готов в полной
мере к организации художественно - творческой деятельности школьников в системе
непрерывного образования. Кроме того, невозможно опираться только на одаренных
студентов. Важно обучать всех, кто желает стать педагогом, а это предполагает
обновление содержания педагогического образования, учебных планов, иную организацию педагогических практик, создание различных спецкурсов,
новых творческих методик.
Подтверждением тому является вузовская
практика, когда деятельность совершается традиционно, когда пренебрегают
формированием творчески ориентированной личности, что приводит к привычке у
студентов формально усваивать знания и формирует у них установку на
репродуктивную познавательную деятельность. Творчеству нельзя научить, но можно
научить работать творчески. Для этого важно воспитывать в студентах характер,
волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к профессии. Чтобы научить
студента творчески подходить к занятиям, педагог должен начать обучать теории
исходя из реалий сегодняшнего дня. Научить умению в будущей профессии ученику
общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность искусства,
воспитывать художественный вкус.
Художественное творчество как процесс,
необходимо правильно организовать, и только при условии эффективной организации
художественно-творческой деятельности можно подготовить будущего педагога,
соответствующего требованиям современной школы.
Подготовка будущего учителя начальной
школы на занятиях изобразительному искусству основана на активизации
динамических процессов в развитии их воображения и создание благоприятной для
развития потенциала среды. Решаемые задачи при развитии творческих способностей
следующие:
-развитие коммуникативных способностей,
умение видеть и ставить задачи творческого развития учащихся в изобразительном
искусстве;
-знание принципов антропоцентрической
педагогики с учетом закономерностей развития творческого воображения;
-обладание необходимыми качествами
эмоционального интеллекта (интуиция, образное мышления, предвидение);
-способность к индивидуальной
художественной деятельности механизмы развития творческого потенциала
(Д.Ж.Жусупова).
Важно отметить, что уроки изобразительного
искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания
школьников. Н.М.Сокольникова считает, что элементы культуры, знания о людях и
окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются
детьми, если педагог грамотно преподнесет на занятиях по искусству.
Будущему учителю рекомендуется
использовать все современные средства активизации творческой деятельности,
коллективные формы работы, применять разнообразные художественные материалы и
техники. Большое значение придается художественно-дидактическим играм, игровым
формам обучения. Таким образом, при целенаправленном развитии творческой
деятельности, наблюдается уровень творческого педагога.