Н. Б. Смирнова

ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»

 

ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

 ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОГО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 

Проектируя систему непрерывного художественного образования Республики Чувашия, необходимо остановиться на создании модели личностного становления художника-педагога, использующего потенциал народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной деятельности.

Опираясь на исследования учёных в области психологии, акмеологии, профессиональной педагогики (В.С. Агапов, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, И.Е. Елина, Е.А. Климов, К.К. Платонов и др.), мы определили, что модель личностного становления художника-педагога, использующего народное декоративно-прикладное искусство в профессиональной деятельности, включает в себя подсистемы профессионализма деятельности, профессионализма личности, нормативности деятельности и поведения, продуктивной Я-концепции. Она представляется нами как процесс и результат преобразований личности, которые включают в себя взаимосвязанные прогрессивные изменения отмеченных компонентов.

Так, подсистема профессионализма деятельности включает:

·              профессионально-педагогическую компетентность;

·              профессионально-педагогические навыки и умения;

·              общие акмеологические инварианты профессионализма.

Профессиональная компетентность как интегральная характеристика деловых и личностных качеств художника-педагога, отражает уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели профессионально-педагогической деятельности, а также его нравственную позицию и состоит из операционального, мотивационного и рефлексивного компонентов. В составе операционального компонента необходимо рассматривать владение системой знаний:

·              теории и истории народного искусства, определение его места и роли в мировой культуре;

·              педагогических технологий, применяющихся при использовании потенциала народного декоративно-прикладного искусства;

·              технологических приёмов изготовления произведений различных видов народного декоративно-прикладного искусства, алгоритма выполнения предметов ДПИ;

·              общего устройства станков и приспособлений, используемых в процессе изготовления отдельных предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Мотивационный компонент как часть мотивационной сферы личности, определяется характером используемой системы психологических условий и средств включения потенциала народного декоративно-прикладного искусства в педагогическую и профессионально-художественную деятельности. Это предполагает наличие:

·              понимания роли народного декоративно-прикладного искусства в современной культуре, образовании, обществе;

·              понимания необходимости использования народного декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой и педагогической деятельности в рамках сохранения эстетических начал прошлого родного народа.

Рефлексивный компонент включает самооценку и самоконтроль результатов профессионально-педагогической и творческой деятельности по использованию народного декоративно-прикладного искусства. К нему относятся:

·              наличие поэтапного самоконтроля результатов педагогической и профессионально-творческой деятельности с использованием народного декоративно-прикладного искусства;

·              объективная самооценка результатов деятельности.

К составляющей профессиональные навыки и умения подсистемы профессионализма деятельности необходимо отнести:

·              глубокое овладение традиционными приёмами работы по изготовлению изделий народного декоративно-прикладного искусства;

·              наличие навыков проектирования образцов народного декоративно-прикладного искусства;

·              наличие системы умений и навыков по применению изученных традиционных технологий в профессионально-педагогической и творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремёсел;

·              использование современных технических средств в деятельности по конструированию и выполнению изделий с элементами народного декоративно-прикладного искусства.

Составляющая подструктуры профессионализма деятельности – общие акмеологические инварианты профессионализма предполагают наличие у художников-педагогов, использующих народное декоративно-прикладное искусство в профессионально-педагогической и творческой деятельности, определённых качеств, позволяющих:

·              осуществлять точный прогноз как составляющее планирования результата профессиональной деятельности;

·              принимать ответственные и эффективные решения;

·              осуществлять самоконтроль и саморегуляцию на всех этапах деятельности;

·              применять систему специальных умений и навыков по созданию предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Второй подсистемой модели личностного становления педагога-художника, использующего народное декоративно-прикладное искусство, является профессионализм личности, который содержит следующие компоненты:

·              развитие способностей личности, их обогащение;

·              формирование профессионально важных качеств личности;

·              акмеологические инварианты профессионализма.

Профессионализм личности формируется и совершенствуется в процессе развития способностей. Способности человека определяются диапазоном определённых возможностей освоения новых знаний, их применению и творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний [3, с. 136]. Развитие способностей имеет оперативный характер, который может характеризоваться тонким приспособлением свойств личности к требованиям деятельности (как и противоположный процесс – приобретение деятельностью индивидуального лица).

К компонентам профессионализма личности художника-педагога мы относим и профессионально важные качества личности«индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения» [4, с. 349].

Опираясь на исследования А.А. Деркача [1, с. 262], В.Д. Шадрикова [4], к профессионально важным качествам личности художника-педагога относим:

·              интегральные свойства личности (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление, внимание);

·              психологические характеристики (эмоциональность, терпеливость);

·              личностно-деловые качества личности (организованность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, внимательность).

Важной составляющей подсистемы профессионализма личности являются акмеологические инварианты профессионализма. Выделяем акмеологические инварианты профессионализма личности художника-педагога. К ним относятся:

·              способность к предвидению и прогнозированию;

·              способность к саморегуляции и принятию самостоятельных решений;

·              раскрытие творческого потенциала личности через активизацию мотивов самосовершенствования и профессиональных достижений на основе использования народного декоративно-прикладного искусства;

·              развитие инновационного потенциала через использование народного декоративно-прикладного искусства в новых качествах, освоение новых алгоритмов создания художественных объектов на основе традиционных;

·              формирование мотивов профессиональных достижений и профессиональной самореализации посредством опоры на потенциал народного декоративно-прикладного искусства.

Третьим компонентом модели личностного становления художника-педагога, является подсистема нормативности деятельности и поведения. Данная подсистема является одной из важных составляющих модели, так как только сформированный педагог-художник ставит себя в рамки нормативной регуляции, побуждающие его придерживаться выработанных стандартов норм деятельности и поведения. К его компонентам относится:

·              мотивационный компонент (положительное отношение к использованию народного декоративно-прикладного искусства в профессионально-педагогической и творческой деятельности; стремление к самовыражению и самореализации через использование народного декоративно-прикладного искусства; вхождение в круг профессионально-нравственных установок по использованию потенциала народного декоративно-прикладного искусства и формирование интереса его использования);

·              когнитивный компонент (наличие знаний о профессионально-педагогической этике, представлений о нравственности и нравственных нормах);

·              гностический компонент (владение способами и приёмами, необходимыми для понимания смысла профессионально направленных нравственных норм и предписаний);

·              регулятивный компонент (положительное отношение к коллегам и лицам, осуществляющим профессиональное взаимодействие, проявление обязательности и ответственности в процессе профессионально-педагогической деятельности);

·              эмоционально-волевой компонент (способность к нравственному сопереживанию, способность чувствовать удовлетворение от творческого процесса, инициативность);

·              оценочный компонент (способность осуществить нравственную самооценку своей профессионально-педагогической подготовки, результатов творческой деятельности и осуществляющихся при этом отношений).

Один из важных компонентов модели личностного становления художника-педагога, использующего народное декоративно-прикладное искусство в профессионально-педагогической и творческой деятельности, является подсистема формирования продуктивной Я-концепции - «устойчивой, осознанной и переживаемой как неповторимой системы представлений субъекта о самом себе, на основе чего он строит свои отношения и взаимодействия»[2, с. 76].

В основе формирования продуктивной Я-концепции художника-педагога лежат определённые компоненты:

·              когнитивный (осознание образа своих качеств, специальных способностей, социальной значимости и др.);

·              эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение и др.);

·              волевой (стремление завоевать уважение, быть понятым, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и др.).

Представленная нами модель личностного становления художника-педагога, использующего народное декоративно-прикладное искусство в профессиональной деятельности, позволит выявить основные направления его становления в качестве субъекта профессиональной деятельности; специалиста, обладающего определённой квалификацией; зрелой личности; активного участника акме-процесса.

 

Литература

1.    Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

2.    Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Дис… доктора психол. наук. – М.: 2000. 506 с.

3.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В. 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. 488 с.

4.     Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. – 320 с. «МОДЭК», 2004. 752 с.

5.    Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / Гл. редактор С.Я. Батышев. – М.: Российская Академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – Т. 2. 440 с.