Философия/2.Социальная философия

К.ф.н. Шманева Л.В.

Орловский юридический институт МВД России, Россия

Условия возникновения нетерпимости и основы воспитания

толерантности 

В ситуации серьезных социальных потрясений в обществе, которые разрушили концептуальные основы сложившейся за десятилетия системы воспитания, отмечается резкая смена образа жизни и моделей социального поведения, принятых ранее. Одновременно наблюдается затухание воспитывающей функции и внутри семьи, и в образовательных учреждениях, а также сворачивание воспитательной работы. Переориентация ВУЗов на «чистое» обучение произошла на фоне обострения социально-нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом. Эти социальные потрясения не прошли для людей бесследно.

Имитация воспитанности, в том понимании, которое ранее закладывалось социумом, стала ненужной. Вместо этого обнажилась внутренняя суть человека, его естественные потребности, право быть самим собой, многое из чего привело к формированию явной нетерпимости к «иным», «непохожим» представителям других логик и взглядов. К сожалению, такая позиция, в конце концов, выливается в создание в том числе и экстремистских организаций, в настоящее время из которых действует множество. Одни из них сепаратистского толка, как, например баскская организация ЕТА или ирландская ИРА, другие организации левого толка, как например греческая группировка «17 Ноября», недавно возрожденная итальянская организация «Red Brigads», но существуют и другие, формирующие целый пласт молодежной субкультуры, стремительно распространившиеся по всему миру, не менее опасные, а может быть и более, если рассматривать их через призму исторических явлений и процессов, - течение Skinhead. В их основу положена идеология нацизма. Эти группировки сосредотачивают в себе огромный потенциал для будущей внезапной агрессии. Именно они являются одним из катализирующих элементов, дающих процессы тяжело обратимые, вызывающие ужасные последствия для всего человечества.

Вторая Мировая Война воочию показала нам как идеология, основанная на мистицизме и на научных трудах, почти в мгновение может поглотить целую страну, при этом вызвав необычайный резонанс в сердцах многих потомков. Наши историки целомудренно облачают живую фантастику нацисткой Германии в одежду механических объяснений. Но как же так? Разве Германия в дни зарождения нацизма не была страной точных наук? Разве не повсюду в мире уважали германскую методику и логику, научную строгость и честность? И вот именно в этой стране, именно в этой среде свинцового картезианского позитивизма, ничтожный крохотный очаг вызывает общую эпидемию безумия. Несвязные, «безумные» доктрины стремительно распространяются. В стране Эйнштейна и Планка  появляется «арийская» физика! На родине Гумбольдта  и Геккеля создают «расовые» науки и говорят о расах! И все это выливается в величайшую катастрофу ХХ века – II Мировую Войну.

Процесс реформирования тоталитарного советского государства в свободное демократическое оказался очень сложным и неоднозначным. В мясорубку преобразований были затянуты все сферы общественной жизни. Коммунистическая идеология разрушена, взамен ничего не создано.  Коррупция в высших эшелонах власти привела к политическому и в дальнейшем к экономическому кризису в стране. Следствием чего явилось свертывание социальных программ и появления огромной армии безработных – в результате резкое снижения уровня жизни и как итог – не способность родителей, обремененных своими заботами, реагировать на проблемы своих детей. Таким образом, дети не только из неблагополучных семей в прямом и переносном смысле оказались выброшены на улицу. Практически двадцатилетний идеологический вакуум, отсутствие патриотического и морального воспитания не могли не сказаться на молодом поколении. И вот предоставленные сами себе в процессе становления их как личностей, они впитали в себя все отрицательные явления перестроечного мира, а агентами их социализации стали не семья и государство в лице учреждений, в которых проявляется патерналистическая забота о молодежи, а СМИ со своей подчас деструктивной информацией. Распространение проституции, порнографических и иных нецензурированных материалов сильно повысило уровень социальной дезорганизации, а смерть и насилие стали некой естественной нормой в период постоянных военных действий в Чечне и других конфликтных регионах. Вскоре по месту жительства или совместного проведения досуга стали складываться хулиганские группировки. Именно в них эта молодежь нашла некую социально-психологическую отдушину, а единственным способом сублимации своей внутренней пустоты стали наиболее дерзкие формы и способы преступного поведения.

 Этот вопрос, требующий внимательного и глубокого изучения, не может быть решен в рамках закона о противодействии экстремизму без иных социальных реформ отдельных сфер жизни общества. Но пока власти медлят и отказываются обращать внимания на иррациональный экстремизм молодежи, во дворах своих домов, новое подрастающее поколения создает себе новых  кумиров – «борцов  за  правду и чистоту нации».

Проблема толерантности и способов ее воспитания в настоящее время является достаточно актуальной и стоит очень остро. Она обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Современный человек живет в открытом, быстро изменяющемся мире, в котором национальные культуры вступают в плодотворное взаимодействие, происходит взаимопроникновение достижений из одних в другие. Он общается с представителями  различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научить его уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии и т.д., научить находить общие точки соприкосновения. В противном случае на национальной почве в результате неприятия языка, традиций, обычаев, обрядов и т.д. возникают различного рода конфликты, в том числе и межкультурные, и межнациональные. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций, которые в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, усиливающем деструктивные процессы в обществе. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, так как её в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Недостаток внимания к данной проблеме и сегодня продолжает усугублять данное положение. В результате проводимых социологических исследованиях, ученые пришли к выводу, что так называемый иррациональный экстремизм - итог неграмотных преобразований большинства сфер жизни общества и отсутствие объективной информации.

Что бы не допустить повторения ошибок прошлого, и не сожалеть о настоящем, необходимо воссоздать целостную систему воспитания, в основу которой будет положено формирование толерантности сознания в духе отрицания насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Главное, воспитать современного культурного человека – не только образованного, но человека, обладающего чувством самоуважения и уважаемого окружающими.

Современная ситуация выводит педагогику  на необходимость работы с Человеком, с его внутренним миром. Феномен воспитания в этой логике можно определить как целенаправленное порождение в педагогическом процессе динамики смыслов и бытия Человека, актуализации человеческого начала в новом складывающемся пространстве воспитания, выражающемся в воспитании культуры толерантности

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии. Толковать её можно в различных контекстах и ни в одном из них не уменьшается ценность.

В социальном контексте толерантность воспринимается как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.

В повседневной жизни – невмешательство, терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение – все эти термины предполагают пассивную реакцию на события и поступки.

В эволюционно-биологическом плане  понятие толерантности опирается на представление о «норме реакции» - допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции.

В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания. На наш взгляд, сегодня на первый план должны выдвигаться ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.), формирования способности принимать, понимать, признавать, быть терпимым к чужой вере, чужой идеологии, языку, культуре, внешности, недостатку.

Толерантность предполагает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Под толерантностью понимаем реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Причем все это  не означает отказ от ценностных  ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Корректировать процесс вырабатывания таких представлений подсилу педагогу. Ему необходимо создать такое пространство воспитания, где толерантность была бы нормой жизни, общения, поведения и межличностного взаимодействия.

Поэтому главной задачей любого образовательного учреждения, и особенно ВУЗа, является формирование у обучаемых умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть, что приобретает особенное значение в ВУЗах МВД России, где готовятся высококвалифицированные специалисты правоохранительной сферы.

Литература:

1.     Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.

2.     Вовк Л. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. -2003. -3. -С. 51

3.     Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

4.     Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

5.     Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

6.     Habermas J. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 45-53.

7.     Шипилов А.В. Оппозиция "мы - они" в социокультурном развитии // Философская и правовая мысль: Альманах. Вып. 5. Саратов; СПб., 2003. С. 280-304.

8.     http://www.dronevil.ru/rasizm/enter.htm [10.01.2004]