Психология и социология/8.Педагогическая
психология
Магистр педагогики Черных Т. В.
Дальневосточный государственный
университет, Россия
Психолого-педагогические
условия развития этических переживаний старшего дошкольника.
Актуальность осмысления развития этических
переживаний старшего дошкольника связана с пониманием дошкольного возраста как
временем активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения
со взрослыми и сверстниками, пробуждения интеллектуальных, эстетических и
моральных чувств. Поэтому так важно включать ребёнка в специально
организованный процесс воспитания, частью которого является нравственное
воспитание.
В процессе нравственного воспитания
возникают этические переживания, поэтому важно создавать условия для их
благоприятного протекания в результате эмоциональной поддержки. Однако
педагогам не всегда ясно, какие объекты могут вызывать этические переживания и
какие критерии являются приоритетными.
Анализ и обобщение различных подходов в
философии и психологии к понятию «переживание» позволил нам представить
категорию «переживание» в различных аспектах: генедоническом, деятельностном, адаптационном, ценностном.
Генедонический аспект рассматривали: Ж-П Сартр, С.Л. Рубинштейн, Ф.Е. Василюк,
Л.И. Божович, С.К.
Бондырева, Д.В. Колесов; деятельностный аспект: Ф.И.
Василюк, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский; адаптационный:
Л.С. Выготский., С.К. Бондырева, Д.В.Колесов; ценностный аспект: Е.С. Ячин;
Б.М.Теплов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл.
В нашем исследовании этические переживания
связаны с категориями этики, это есть «душевная работа» [1, с. 5] в понимании и
действовании, в умении сопереживать, сочувствовать «Другим», в ценностном
отношении к целостного миру.
«Отношение к миру очень ценно, как и отношение человека к человеку. Необходимо, чтобы человек и ощущал и осознавал себя как эту
часть природы. Эти связи с природой должны жить как «подоплека» всего
остального в его чувствах, его сознании, в его отношении к другим людям ко
всему на свете». [2, c. 364].
Философско-психологическое
осмысление категории «переживание» указывает на возможность создания условий, которые могут вызывать этические переживания и
определить какие критерии являются приоритетными. Опыт работы в детском
дошкольном учреждении помог выявить ниже перечисленные условия.
В процессе реализации воспитательных
программ педагог уделяет особое внимание развитию этических переживаний.
Воспитатель демонстрирует пример в
проявлении сопереживания «Другому»- ребёнку, родителю; в ценностном отношении к
целостного миру.
Создаётся возможность ребёнку проявить
себя через осознание и переживание в новых отношениях со сверстниками и со
взрослым: использовать специально-подобранные игры с разыгрыванием этических
моментов проживания опыта.
Используются игры как средство,
направленное на развитие этических переживаний к природе, через сопереживание,
сочувствие к живым существам и игры на проявление личных качеств в различных
игровых ситуациях;
Организуется предварительная работа по
обогащению содержания воспитательно-образовательного процесса через тесное
соприкосновение с Природой (объектами живой и неживой природы).
Ребёнок с родителями участвует в
деятельности по сохранению природных объектов.
Реализация условий развития этических переживаний
старшего дошкольника проходила в детском саду № 28 г. Приморского края
г. Владивостока. Цель эксперимента: определить уровни
и критерии этических переживаний старших дошкольников в общении детей 6 лет, в отношениях к «Другим» (взрослые, дети,
природные объекты). Методы исследований: эмпирические: - наблюдение; беседы с
детьми; анкетирование воспитателей и детей детского сада;
опытно-экспериментальная работа.
Для диагностики, были выделены критерии
сформированности этических переживаний: сопереживание, дружелюбие, предложение
и принятие помощи, чувство стыда за неблаговидный поступок. Уровни проявления
этических переживаний: 1) знает, понимает, различает, делает; 2) знает,
понимает, различает, но не делает; 3) не знает, не понимает, не различает, не
делает.
Низкий уровень проявления критериев
этических переживаний по отношению к «Другим» (воспитатель, ребёнок, объекты
живой и неживой Природы): ребёнок не знает и не понимает, как вести себя в
определённой ситуации, не проявляет понимания этических норм в жизненных
ситуациях.
Средний уровень: ребёнок понимает и знает,
как нужно себя вести, но в реальной ситуации не поступает в соответствии с
пониманием происходящих событий.
Высокий уровень: ребёнок понимает и знает,
как вести себя в определённой ситуации, и поступает в соответствии с пониманием
этических норм.
Для отслеживания вышеизложенных критериев,
зачитывались ситуации-рассказы с предложением продолжить их по своему
усмотрению, велись наблюдения в реальной жизненной ситуации по отношению к
«Другим» (воспитатель, ребёнок, объекты живой и неживой Природы).
Проанализировав результаты анкетирования,
проективной методики, наблюдений, мы пришли к выводу, что знания детей, как
надо поступать при проигрывании ситуации с завершением, и того, как поступают в
реальной жизни – в обеих группах находится на различных уровнях: дети либо
знают, как поступать, но не поступают должным образом, либо поступают в
соответствии с ситуацией, но не могут объяснить своего поступка. Количество
детей с высоким, средним и низким уровнем проявления критериев этических
переживаний по отношению к «Другим» в экспериментальной и контрольной группах
примерно одинаковое. Выявленные уровни этических переживаний у детей заставили
нас обратиться к проверке предложенных нами условий развития этических
переживаний по отношению к «Другим» (воспитатель, ребёнок, объекты живой и
неживой Природы) у старших дошкольников (6 лет).
В своей работе
мы наметили два направления.
Первое направление: развитие у детей
способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать
способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать. Содержание
предварительной работы: чтение художественной литературы, в которой описывается
какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим
обсуждением описанных в них поступков; рассматривание картин, отражающих
разнообразные ситуации их жизни детей, на которых ребёнок испытывает тревогу,
боль, огорчение, обиду. Игры – упражнения, в которых детям предлагается решение
ситуаций, содержащих в себе моральный смысл. Подбор картин, художественных
произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут
играть дети.
Второе направление: формировать опыт
высокого уровня развития этических переживаний посредством сюжетно-ролевой
игры; русских народных сказок, где главные герои животные; экологических
прогулок; игр, которые направлены на развитие сопереживания, сочувствия и
содействия живым существам из опыта работы В.А. Ясвина [3] и упражнения,
направленные на контакт с живым существом М.Ф. Пупиныша [4], участия детей с
родителями в природоохранных акциях.
Результаты исследования: созданные нами условия, могут вызывать этические переживания, способствовать
их развитию до высокого уровня. В этом мы видим перспективы дальнейшей работы
по развитию личности дошкольника в целом. Эффективность развития этических
переживаний дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного
учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Литература:
1.
Бондырева С.К. Переживание (психология, социология, семантика): Учеб.
пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж.: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 160 с. -
(Серия «Библиотека студента»), с.5.
2. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические
труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.- 463 с.364
3. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр. М.,
Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998. - 40 с.
4. Пупиныш М.Ф. Животные в мире человека. М.: Эколого-просветительский
центр «Заповедники», 1999.- 38 с.