Шейхов М.Ш.
ст.преп.ДГНХА
Процесс формирования, самоидентификации и миграции этнических групп: Бежтинцы в историко-геграфическом пространстве.
Исследование социально-экономического и
административно-политического устройства общества является стержневой задачей
исторической науки. Особенно важно изучение социально-экономической и
политической истории союзов сельских общин, потому что без всесторонней
разработки этой проблемы невозможно описать объективную историю такого
многонационального региона , как Республика Дагестан.
В прошлом
исследователи Кавказа полагали, что «горцы представляют собой ничтожные остатки
множества народов, населяющих в доисторические времена огромные просторы земли
в Азии и в Европе и принадлежавших к одной расе, везде исчезнувшей, за
исключением Кавказа. Кавказ был не путем переселения народов, а убежищем
народов южных и истребляемых на равнине”. Под напором новых и новых
переселенческих волн, тянувшихся вереницею на запад из Азии, через собственные
ворота (между Уралом и Каспийским морем), на склонах накоплялись мелкие народы.
Такую точку зрения современные ученые называют миграционной, которая
практически целиком отвергнута, прежде всего, развитием в Дагестане и на
Кавказе в целом археологической, лингвистической и других исторических наук.
Дело в том, что
Кавказ, особенно Закавказье и Дагестан, с времен еще каменного века плотно
заселен. С тех пор, по данным археологии, плотность, или демографическая
освоенность, горной части Дагестана не уступает, а даже превосходит соседние
области. Равнинная и высокогорная части заселяются много слабее и реже. При
высокой демографической насыщенности теоретически маловероятным является то,
что гонимые народы из Азии и Европы укрывались в горах Кавказа. О том же
говорит единство антропологического типа “кавкасиони”.
Благоприятные
климатические условия, в которых возможно было земледелие и скотоводство,
разнообразие природно-географических зон, усиливших и специализацию этих зон
(животноводство, земледелие, садоводство), усилили обмен, и горная часть
Дагестана оказалось наиболее плотно населенной (значит способной прокормить) с
наибольшим удельным весом. Трудно найти на Кавказе и в Европе более плотно
заселенных гор чем Нагорный Дагестан, здесь на каждый квадратный километр
приходится до 50 человек.
Значительные
изменения в этот период произошли и в материальной культуре капучинцев. В VIII - V вв. появились новые памятники материальной и духовной
культуры, резко отличающиеся от предшествующей эпохи. На наличие дагестанских
племен, в горной части Восточной Грузии в конце II - нач. I тыс. до н.э. указывает, как известно, и анализ
древней топонимики этих областей. В этом отношении большой интерес представляют
исследования и выводы, сделанные академиком И.А. Джавахишвили. На основе
анализа топонимических названий Грузии он установил, что восточные провинции ее
некогда были заселены чеченскими и дагестанскими племенами, и «магистраль
направления передвижения этих племен была с юга на север»[1].
Г.А. Меликишвили пишет, что имеются
многочисленные факты, способствующие признанию гипотезы о южном происхождении
народов Северо-Восточного Кавказа[2].
При этом особое значение он придает топонимике Передней Азии, Северного Кавказа
и Южного Закавказья, указывающей на возможные генетические связи древнейшего
населения этого региона. Все это свидетельствует о длительном оседании
нахско-дагестанских племен на территории Восточной Грузии.
Надо отметить также, что процесс миграции с юга на
север хронологически совпадает с другими событиями, которые произошли в
Закавказье, в связи с чем дагестанские племена, в том числе андо-дидойцы, были
вытеснены с территории Грузии. Исследования грузинских ученых показали, что
племена Северо-Восточного Кавказа в III-II тыс. до н.э. вместе с другими кавказскими племенами
проживали на территории Южного Кавказа. «Наряду с ними, - пишет Г.А.
Меликишвили, - видимо, на территории Южного Кавказа, уже для этой эпохи нужно
постулировать пребывание племен северо-западнокавказского (абхазо-адыгейские) и
северо-восточнокавказского (вайнахо-дагестанские) происхождения»[3].
Большое значение для локализации дагестанских племен в II тыс. до н.э. имеет также состав крупного племенного
объединения Диаухи, сложившегося в XII в. до
н.э. уже на территории юго-западной части исторической Грузии. Эти сведения
ценны тем, что впервые в столь отдаленную эпоху упоминается название одного из
племен, позже оказавшегося на территории Дагестана. В частности, среди других
упоминается и племенное объединение Didi. «В
каппладойских табличках более раннего периода (II тыс. до н.э.), - пишет Г.А. Меликишвили, - встречается название didi, с которым, возможно, связано название
рассматриваемой области (племени)»[4].
Позже о них упоминается также в связи с агрессией урартского царя в северные
страны. «В надписи Аргишти (781-760 гг. до н.э.), урартского царя, - отмечает
Г.А. Меликишвили, - в северо-западном направлении объектами военной экспансии
упоминаются царство Диаухи с находящимися, по-видимому, на его территории
странами Bia, Husani, Didini и др.»[5]
Впоследствии под ударами урарийцев, Мидии союз Диаухи распадается, а племенное
объединение Didi вместе с другими вытесняется с территории юга Грузии.
Интенсивное перемещение дагестанских племен, по мнению
Д.М. Магомедова, с территории Грузии, видимо, началось с IX века до н.э., с усилением Урарту. Следует отметить,
что И. Алиев также придерживается мнения о южном происхождении дагестанских
народов, в частности андо-дидойцев.[6].
В этом плане совершенно прав Д.М. Магомедов, который подчеркивает, что такова
одна из возможных гипотез этногенеза народов (капучинцев) Дагестана, которую
допускают сформулировать находящиеся в нашем распоряжении пока еще
немногочисленные фактические данные.
Конечно, изложенная точка зрения, на первый взгляд, противоречит
общепризнанной в нашей исторической науке, утверждающей автохтонность населения
Дагестана, и что племена Дагестана, якобы, прошли путь непрерывного развития на
данной территории с эпохи верхнего палеолита. Действительно, памятники этого и
более поздних периодов свидетельствуют об освоении человеком территории
Дагестана еще с эпохи каменного века. Но в то же время, данные археологии и
антропологии еще не дают нам полного представления о непрерывности культурного
развития и присутствия в Дагестане одних и тех же антропологических типов, их
органического развития начиная с палеолита. Отсутствие материала,
подтверждающего автохтонность населения Дагестана, приводит А. Гаджиева к
предположению, что в древности на этой территории существовали одновременно
узколицый и широколицый типы, причем в дальнейшем сохранился только последний. "Однако,
- подчеркивает он, - такое предположение можно делать пока только умозрительно,
так как его нельзя документировать»[7].
В исторических описаниях греческих и
римских географов первых веков нашей эры, а
также в старых армянских и грузинских рукописях, говорится о дидойских народностях, куда входили и бежтинцы. В литературе
же их начали дифференцировать с XVIII века. В конце XVIII века появляются первые сведения о бежтинцах, обычно под названием «капучинцы». К примеру на всем
земном шаре живет около трех тысяч народов (этносов), из них в небольшой стране
Дагестан (50 тыс. км) сосредоточено более 60 народностей, среди которых 22
коренных народностей и десятки этнографических групп. Сосредоточение в такой
небольшой стране, как Дагестан, такого большого количества народностей и
этнографических групп (языков и диалектов) является уникальной особенностью
(феноменом) Дагестана
Во всех переписях населения,
проводившихся до 1926 года (включительно), бежтинцы зафиксированы как
народность, а с 1939 года они официально стали проходить как аварцы. Поэтому
трудно назвать их точное количество. В настоящее время общее число говорящих на
бежтинском языке составляет примерно 10 тыс. человек[8].
Бесспорно, очень трудно проследить историю отдельных
этносов с момента их появления на исторической арене тем более, что «откуда
пришли капучи — не знают. Легенды такой не помнят»[9].
Однако по совокупности трудов дагестанских ученых и архивных документов можно
проследить историю капучинцев. Один из известных дагестановедов М. Агларов
пишет: «…в Дагестане народностью принято считать исторически сложившуюся
общность людей, занимающую отдельную территорию, имеющую четко выраженное
самосознание, отразившееся в сознании этой группы (как лакцы, кумыки, агулы и т.д.) и со своим отдельным языком…»[10].
После того как
“миграционная теория” оказалась малоубедительной и опровергнутой прочно и
надолго, ее место заняла не столько теория, сколько объяснение, что все дело в
горном ландшафте[11]. Почти в
каждой котловине, отдельном ущелье, огражденном высокими скалистыми хребтами
выходящими к быстрым рекам, живет особое племя, часто не имеющее малейшего
сходства для родства с соседними племенами, там же, где горы становятся
доступнее, разнообразие племен уменьшается. Зато увеличивается численность
каждого и пространство, на котором оно живет». Горы как фактор разобщения людей
казалось настолько очевидным, не требующих специальных доказательств аксиомой,
что “горная изоляция” стала единственным и убедительным объяснением. Однако,
если взглянуть на проблему внимательно, оказалось, что это объяснение легко
может быть опровергнуто[12].
Итак- этногенез
здесь протекал как культурогенез под непосредственным воздействием
политической системы. Это значит, что дагестанцы
— практически один народ, этнические размежевания внутри которого не затронули
его основного культурного каркаса; другими словами, общность дагестанских
народов исключительно велика, а различия между народами Дагестана носят более
опознавательный формальный характер, или, как говорят этнологи, “знаковые
различия”. В материальной культуре, почти во всех сферах эта знаковая система
легко вычисляется. Например, по женскому головному убору легко можно определить
— из какого народа женщина, из какого общества и, наконец, знатоки могли
сказать, из какого аула. При этом дагестанский женский убор имеет один покрой и
шьется по одному принципу, по деталям имеет все вышеуказанные “опознавательные”
отличия. Таковы шерстяные носки “ц1инда”, по которым можно определить, откуда и
кто есть тот человек, который носит данные шерстяные носки. В языках
различалась лексика, но морфология, фонетика, синтаксис были почти едины и т.д.[13]
Таковы в целом старые
и современные представления об этногенезе, капучинцев-бежтинцев. Это
связано с тем, что средневековые авторы очень редко упоминают малочисленных этносов, поэтому в тени
оставались племена, живущие в глубине, в частности, бежтинцы, хотя они активно
участвовали в политической жизни Дагестана и Закавказья.
[1] Джавахишвили Н.А. Основные историко-этнографические
проблемы Грузии и Кавказа и Ближнего Востока древнейшей эпохи // ВДИ. 1939. №
4. С.47.
[2] Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси,
1959. С.120-122.
[3] Очерки
истории Грузии. Т.I. Тбилиси, 1989. С.180.
[4] Меликишвили Г.А. Дзаухи. ВДИ. 1950. № 1. С.26.
[5] Там же.
[6] Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в
истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С.103.
[7] Гаджиев А.Г. Указ. соч.
С.68.
[8] Халилов М.Ш.
О грузинско-дагестанских языковых контактах: (К постановке проблемы) //
ВЯ. 1991. № 6.
[9] См.: Из
истории права народов Дагестана / Сост. А.С. Омаров. Махачкала, 1967.
[10] Агларов М. Указ.раб.
[11] Там же.
[12] Там же
[13] Там же