Магомедова
Р.М.
Махачкала ДГПУ.
Республика Дагестан
Ремесло и ремесленное
производство в Капуча.
Традиционным промыслом капучинцев в
рассматриваемое время оставалось обработка овчины и кожи была также развита деревообработка. Наличие здесь значительных лесных
массивов, традиции применения деревянных конструкции в домостроительстве.
Широкое употребление деревянных хозяйственно - бытовых вещей и др.,
свидетельствуют о достаточно высоком развитии деревообрабатывающего промысла.
Он в числе многочисленных промыслов являлся одним из древних, развитых и
самобытных.
Достаточно сказать, что капучинцы издавна
покрывали крыши своих домов помимо традиционной формы, по -мастерски
изготовленными небольших размеров буковыми дощечками. Особенно такое
строительство было развито в обществе Тлядал.
Веранда покрывали довольно затейливой
резьбой. Искусство резьбы по дереву у них было сильно развито. Из дерева они
изготовляли домашнюю утварь, сельско - хозяйственный инвентарь. Согласно устной
традиции, в каждом ауле были мастера по изготовлении плугов ,ярма (юкьо),
молотильных досок (мой), мотыга (тохъи), грабель (лъахмади) и др. Изготовлялись
также ткацкие станки, меры сыпучих тел, лары для хранения зерна и муки, седла.[1]
Капучинцы как мастера деревянных дел, были
известны и в Грузии. После завершении сельско - хозяйственных работ они
спускались в Кахетию где занимались выделыванием деревянной посуды,
пользовавшейся у кахетинцев большим спросом. Капучинцы изготавливали из дерева
(липа) корыта, улья, бочки, домашнюю утварь и продавали жителям Кахетии. Кроме,
того капучинцы считались хорошими каменщиками, поэтому их нанимали кахетинцы и
азербайджанцы для строительства домов.
Кроме того капучинцы были известны как кузнецы и мастера ювелирных изделий Женские украшения (бронзовые
кольца, серьги, браслеты, височные подвески, бусы и пр.) встречаются во многих
средневековых памятниках, в частности в Бежтинском могильнике. Некоторые
образцы их повторяются (своим ассортиментом, способами и техникой изготовления,
орнаментом) и более поздние периоды. Во второй половине XІX
– н.XX века женские металлические
украшения, главным образом были серебряные. Они отличаются богатством форм и
разнообразием способов ношения, совершенством художественных и технических
приемов. Видимо, исследуемое время художественные изделия (серьги, браслеты,
пр.) изготовлялись из серебра. Серебряные изделия покрывали чернью и
гравировкой, особенно подвески, перстни, серьги. Зернью и накладкой филигранью,
отделывали браслеты, пряжки поясов. Для украшения использовались и
полудрагоценные камни (чаще всего сердолик) и цветное стекло[2].В
орнаменте встречались геометрические и растительные элементы, изображения
солярных знаков. «Знаки женского
височного серебра в этой части Дагестана, - сообщает Шиллинг Е.М., -
устойчиво воспроизводящие форму диска или круга, являются приблизительно такими
же по своему смыслу образом, как и соляные знаки».[3]Зарождению
и дальнейшему развитию местной металлообработки в этом крае способствовало
наличие на данной территории сырьевой базы. «В обоих округах (Дидо, Унзо), пишет И.А. Гильденштедт, - находятся железные руды».[4]
Другой автор уточняет географию дидойцев
при этом
«Дидо или Дидонли, близ - истока Самуры. Оный изобилен рудниками».[5]
Наличие местной руды способствовало также
развитию другого вида ремесла - кузнечества. В каждой селении были свои
кузнецы, которые выполняли заказы потребителей. Они в основном занимались
изготовлением сельско - хозяйственных орудий. Местные кузнецы производили серпы
женские (ехич|),
коса (харачин), лемеха (хъоь), лопата (аькоь), кирка (боза), топор (ог), ножи
(ц|ит|),
кинжал (балъай) и др. Согласно данным, извлеченным из посемейных списков Анцухо
- Капучинского наибства, в 80 - х годах XІX
века в селении Бежта было 6 именных
кузниц, в Тлядале - 4, менее крупных селениях как в Хашархота - 1, Гарбутль -
1. Свои изделия кузнецы реализовали в собственных и соседних селения. Оплата
осуществлялось натурой.
Таким образом, из вышеприведенных сведений
источников, полевых исследований, а также археологических находок можно
суммировать, что в союзе сельских обществ Капуча достаточно хорошо были развиты
домашние промыслы и ремесленное производство.
Больших успехов они достигли также и в производстве различных украшений,
отличающихся своеобразным декором. Наличие штамповки говорит о массовом
характере их изготовления, продукция реализовывался на рынках Дагестана и
Закавказья. В целом, домашние промысли, и ремесленное производство играли
важную роль в хозяйстве капучинцев.
[1] Лугуев С.А., Магомедов Д.М. «Бежтинцы»
-Махачкала, 1994 г. С 55.
[2] Сергеева Г.А. Женские украшения народов
аварской группы Дагестана II-пол.
XIX-нач. XXвв //КЭС. УП. -М., 1980 г. С. 98.
[3] Шиллинг Е.М. Искусство народов горного
Дагестана. //Доклады и сообщения историч.фак. МГУ. 1950 г. Кн.9. С.53.
[4] Гильденштедт И.А. Указ. соч. С.128.
[5] Исторические записки о странах, лежащих
между морями Черным и Каспийским. СП.б. -1810. С.36. (Перевод с франц.
Шисикович).