Ибрайшина Г. К.
Казахская
Головная архитектурно-строительная Академия
Основы мировоззренческих концепций
декоративно-прикладного
искусства
Переосмысление методов изучения
произведений декоративно-прикладного искусства на современном этапе научного
развития просто необходимо, так как уже давно чувствуется потребность анализа
произведений художественного творчества не как автономных объектов, а с учетом
всего исторического, этнологического и культурологического контекста. Назрела
необходимость в преодолении стереотипов оценки декоративно-прикладного
искусства с привлечением достижений социально-гуманитарной мысли по проблемам и
вопросам декоративного искусства для объяснения его роли в художественной
культуре этноса.
Народное искусство отличается от других видов
искусства по своему генезису. Будучи не самовыражением отдельных художников, а
отображением представлений народа в веках, гуманистические идеи приобретают
традиционность. Отображенные творчеством бесчисленных поколений народных
мастеров, они приобретают недоступное отдельному художнику совершенство. В этом
заключается одно из основных отличий изобразительного искусства от
декоративно-прикладного искусства.
Выявляя
основы мировоззренческих концепций,
определяющих эстетические
закономерности декоративно-прикладного искусства в целом, можно
обнаружить, что основополагающие космологические представления настолько
универсальны, что обнаруживаются даже в обществах, не имевших культурных
контактов. Так можно объяснить функциональное
единство отдельных этнографических фактов в разных культурах.
Орнамент – ярчайший пример невербального языка
культурного текста, носитель комплекса информации, его можно «читать» как
осмысленный текст, это основной язык декоративно-прикладного искусства,
средство сжатого и краткого обозначения мира, он древнейший логический,
формальный язык, несущий определенную информацию и выполняющий многообразные
функции. Изучение образного языка орнаментов позволяет выявить наиболее
существенную часть «языковой картины народа». Культурологическое описание
орнаментального языка может быть показательным при определении некоторых
особенностей национального мировоззрения.
Рассматривая природу и структуру ценностных ориентиров казахов, можно выделить основные художественно-эстетические принципы,
связанные с мировоззренческими концепциями мифологического сознания, характерные
для всех видов казахского декоративно-прикладного искусства. А именно:
1)
Космическая модель мира – стержень композиционной структуры.
Структурное членение происходит на уровне мировой модели, состоящей из
верхнего, среднего и нижнего миров. Космическая трехчастная структура очевидна
практически во всех видах декоративно-прикладного искусства.
2)
Принцип замкнутости. Композиции древнего
искусства отличает предельная вписанность, они построены так, что невозможно
развитие действия за ее пределами – в ней заключается все пространство. Этот
принцип прекрасно отражает в скифо-сакском искусстве распространенное положение
животных – «утробная поза», смысл которой в нейтрализации идеи времени, в бесконечности.
Этот принцип композиции без сомнения отражает происхождение S-образного
мотива в казахском искусстве.
3)
Принцип тождества. Механизм абстрагирования
в мифологическом сознании осуществляется путем замены одного объекта другим.
Моделью мира может служить и гора, и дерево, и человек.
4)
Принцип
бинарности. Двоичная символика – наиболее ранняя особенность,
сформировавшаяся еще до возникновения зачатков искусства. Противопоставления –
мужское и женское, свой и чужой, добро и зло; в мифах – верхний и нижний миры. Здесь
подразумеваются контрастные, но не существующие отдельно или сменяющие друг
друга понятия: луна и солнце, день и ночь, рождение и смерть, черное и белое и
т. д.
Несомненно, количество
рассмотренных композиционных структур можно увеличить. Мы не претендуем на
исчерпывающую полноту, главное здесь – желание показать сам принцип воплощения
мировоззренческих концепций в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Почему необходимы такие исследования? Часто
элементарное незнание мировоззренческих концепций декоративного искусства и
неумелое использование традиций народного творчества приводит к прямому
недоразумению. Напимер, некоторые современные дизайнеры костюма, могут,
воссоздавая костюм невесты, на саукеле (свадебном головном уборе) или камзоле
использовать мотив «қошқар мүйіз» («бараньи рога»), что вызывает не только недоумение. Выявляя идею мироустроения, мы видим, что сакральная
символика костюма казахской невесты выражается в иерархии мироустройства,
характерной для всего декоративно-прикладного искусства. На языке космогонии –
рождающее лоно Земля-Мать, и ее космический партнер – Небо-Отец. Комплекс
костюма невесты можно разделить на две зоны, а именно: головной убор саукеле,
символизирующий Верх – Небо, и сам костюм, символизирующий Низ – Землю. Подвески
«жақтама»,
композиционно связывают саукеле и костюм невесты. Эти, как бы «свисающие»
дополнения, олицетворяют дождь и провозглашают идею совокупления Неба и Земли.
Анализ традиций декоративно-прикладного
искусства, приводит к выводу о том, что отличительной чертой произведений
традиционного прикладного искусства являлась их полифункциональность – предметы сочетали в себе практическое,
эстетическое и знаковое значение.
В каждой
из мировых культур есть какой-то один вид искусства, наиболее полно
представленный, наиболее характерный и характеризующий ту или иную этническую
выраженность. Наиболее точно характеризует казахскую культуру искусство
орнамента. На казахской орнаментике базируется целостность мировосприятия
номада, существо же декоративной организации казахского декоративного искусства
составляет народное мировоззренческое чувство. В восточной орнаментике именно композиция выполняет основную
семантическую функцию. Принимая во внимание символическую и
идейно-образную основу орнамента, можно привести множество примеров. Например,
как меняются
смысловые нагрузки при повторении одного и того же элемента, или, как при комбинации и сочетании двух разных элементов могут передаваться
разные понятия. В казахском народном декоративно-прикладном
искусстве орнамент – наиболее характерная и ясно
сложившаяся форма художественного творчества народа. Устойчивость
орнаментальных форм является как бы фокусирующим элементом на фоне всего
художественного творчества народа.
Развитие культуры выступает сейчас не столько
процессом сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, а скорее
процессом открытия нового в старом. Значение исследований такого рода видится в
возможности их использования в ходе возрождения художественных национальных
традиций и культурного наследия прошлого,
при проведении историко-культурных исследований, при анализе специфики
традиционного менталитета. Теоретические обобщения таких исследований
могут быть полезны не только в качестве культурологического и
искусствоведческого материала, но и, что особенно важно, для современной
художественной практики. Они могут использоваться в новых моделях образования, при
формировании научной методологии и выработки концепции в различных сферах
духовного производства, в программах лекционных курсов по культурологии, эстетике,
истории изобразительного и орнаментального искусства, этнической и социальной
психологии и других сферах гуманитарного знания, в составлении реальных план-прогнозов
дальнейшего социокультурного развития.
Изучение и анализ народного искусства не только углубляет и развивает понимание традиций, но и обеспечивает становление культурной компетентности и социальной адекватности личности.