Бимагамбетова Жибек Тобулбаевна,

                                                         кандидат филологических наук, доцент

                                                         КазНУ им. Аль-Фараби

                                                         Казахстан, г.Алматы

 

                                 Жанр путешествий в казахской литературе

 

Идея свободы как ведущая и основополагающая определяла и детерминировала развитие путешествий как литературного жанра. Отсюда  проистекало понимание путешествия как литературной формы, обладающей максимумом возможностей для ничем не ограниченного выбора предметов изображения и столь же свободного, по воле автора, перехода от одного такого предмета к другому, вне зависимости от места, которое тот занимает в любой условной иерархической  системе: будь то система литературная или  социальная. Идея жанровой свободы пронизывает все уровни художественной структуры  «путешествия» и закрепляется в его конструктивной основе  как принцип свободного, бессюжетного повествования. С другой стороны, она подспудно разрушает «замкнутость» путешествия как автономного художественного  текста, «стремится вывести произведение за пределы литературного ряда как такового» [1, с.141].

       Путешествия как реальный биографический факт и как духовно-эмоциональный опыт и литературный жанр имели огромное значение в творчестве аль-Фараби. Выдающийся ученый-энциклопедист побывал в Шаше (Ташкент) и Самарканде, в Бухаре и Иране, Багдаде, Халебе и Дамаске. Именно странствия и путешествия обогатили его ум и сердце, привели к раздумьям о различных типах государственного устройства, о просвещенном мудром правителе, к поискам путей и способов познания и достижения всеобщего счастья. 

        Наиболее многогранно и разнопланово представлен жанр путешествий в творческом наследии ученого-просветителя Ч. Ч. Валиханова. Путешествия в его жизни сыграли решающую роль. Они  были для него возможностью познания и свидетельством его роста как личности. Они способствовали проявлению его способностей  исследователя и ученого, проявлению его творческой личности, сочетающей в себе национальные и европейские традиции. Все это тесно переплелось в его необычайно яркой личности и судьбе и обусловило одаренность, разнонаправленность и яркую индивидуальность его личности.

        По мнению Ш. К. Сатпаевой, Ч. Ч. Валиханов «вобрал в себя лучшие черты своего народа, с удивительной настойчивостью и дерзновенной умственной энергией не только читал страницы мировой культуры, пропуская сказанное через свое сердце и ум, но и сам встал вровень со своим веком, а затем и творчески перерос его» [2, с.3]. Недаром  русские исследователи отзывались о нем как о «способной, развитой и дельной личности». 

        К сожалению, недостаточная разработанность жанра путевых очерков представляет довольно весомую проблему при разработке методологической основы его исследований в творчестве казахских писателей второй половины ХХ века. Определение своеобразия жанра произведений  Ч. Валиханова также представляет серьезную проблему, так как его работы долгое время рассматривались как научные труды по этнографии, филологии, истории и т.д. Что касается литературоведческой интерпретации творчества Ч. Валиханова, то данный аспект еще недостаточно разработан, хотя имеется ряд значительных работ в этом направлении. Определенную ценность представляет для нас свидетельство Г. Н. Потанина о том, что еще в стенах кадетского корпуса «Чокан мечтал о путешествии по Средней Азии…  Мечта уносила Валиханова в загадочную даль, в закиргизские страны, к подошве Тянь-Шаня, в Тибет… Он еще на школьной скамье готовился к роли путешественника» [3, с.313].

        Для казахской  культуры  фактор путешествий был исконным и определяющим мировоззрение кочевников. В нем наиболее точно отразилось понимание пути как движения к постижению истины. Для казаха путешествие притягательно в силу движения не только физического, но и, в первую очередь, духовного постижения чего-то нового. Не случайно, в казахском устном народном творчестве закрепилось понятие о жизни  как системе знаний: "Омiрдiң бәрi оқу" ("Вся жизнь - учеба"). Все это не могло не отразиться на жанре путешествий Ч. Валиханова, на специфике его письма и манере изложения материала, на его точке видения описываемых событий.

        На наш взгляд, жанр путешествий в творческом наследии Ч. Валиханова тяготеет к жанру научной публицистики и научного исследования. Он расположен на стыке жанров путешествий  западной и восточной литератур, так как сам автор  освоил ценности культур Востока и Запада. Более того, даже отчеты Ч. Валиханова носили характер научного исследования. К их числу относится «Выписка из отчета о путешествии в Кашгар поручика Валиханова» [4].

      Особое развитие путевой очерк получает в казахской литературе  второй половины ХХ века в творчестве М. О. Ауэзова,  С. Муканова, Г. Мусрепова,  А. Алимжанова, А. Шарипова, Т. Ахтанова, Ш. Муртазы, Г. Бельгера, Ф. Байгельдинова и др. Идея жанровой свободы пронизывает все уровни художественной структуры очерка и получает свое конкретное воплощение в свободном, бессюжетном принципе повествования. Достоверность, образность впечатлений, связь с реальной жизнью - отличительные черты поэтики данного жанра.

 Своеобразие роли автора путевого очерка состоит в том, что именно он вносит организующее начало в жизненный хаос, преобразуя его в определенную картину мира. Путешественник становится по отношению к действительности в зафиксированную позицию наблюдателя, что обуславливает возникновение особых отношений, которые со стороны субъекта – путешественника  имеют творческий характер выбора и оценки.          Автор путевого очерка отделен от воссоздаваемого в его произведении мира своей позицией наблюдателя. Повествование чаще всего ведется от первого лица.   

       Главное жанровое требование путевого очерка – новизна информации, впечатлений, фактов и сведений. Фактор времени – характерная черта хронотопа путевых очерков. Отличительными чертами композиции путевого очерка в казахской литературе второй половины ХХ века являются исторические сведения об описываемой стране, данные археологических исследований, изображение памятников, описание достопримечательностей, пейзажные зарисовки, диалоги, лирические отступления, воспоминания, ассоциации и др.

      Литература путешествий – органическая и неотъемлемая часть истории казахской литературы - отражает особенности мышления и жизнедеятельности, типичных для кочевого образа жизни. Она имеет давние традиции и интенсивно развивается в настоящее время. Путевые очерки в казахской литературе 80-90-х годов  века претерпели определенные изменения и характеризуются многообразием и масштабностью тематики. Стиль их менее политизированный, более раскован, не отягощен условными рамками, более философски насыщен и в то же время лиричен, обогащен многообразием изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.).  

     

                                                     Литература:

1.     Гуминский В.  Открытие мира, или Путешествия и странники.  М.: Современник, 1987, 286 с.

2.     Сатпаева Ш. К.  Чокан Валиханов и русская литература. А.: Жазушы, 1987, 184 с.

3.     Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. Т.IV.  Алма-Ата, 1968.

4.      Валиханов Ч. Ч.  Собр. соч. в 5-ти т. Т.3.