Доцент Исмуханов А.К.
Каспийский государственный университет
технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова
МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ
Ч.АЙТМАТОВА
Творчество Ч.Айтматова – это целая эпоха в
литературе 20 века. Начав своё восхождение на литературный Олимп маленьким
рассказом «Газетчик Дзюйдо» в 1952 году, уже через десять лет он создаёт свой
первый шедевр – повесть «Джамиля», которая была названа Луи Арагоном «самой
прекрасной на свете повестью о любви».
Каждое новое произведение – открытие. В
семидесятые – восьмидесятые годы, когда мастерство писателя достигло наивысшего
взлёта, мы зачитывались его «Плахой» и «Буранным полустанком», позднее «Тавро
Кассандры».
Многие повести писателя тесно связаны с
мифологией, то есть с легендами народов, населявших огромные просторы степей,
через них автор как бы предупреждал своего читателя о совершаемом, о поступках
тех, кто ни с чем не считается в достижении своих целей. Таков Орозкул в
повести «Белый пароход». «Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными
переживаниями; он, например, олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит,
злобствует» [1, с.15].
Легенды, мифы, предания являются
неистощимым источником писателя.
Мифическое и реальное – две сюжетные линии
представлены в повести «Белое облако Чингисхана», в повести не включенной по
цензурным соображениям в роман «Буранный полустанок. И дольше века длится
день», а опубликованной значительно позднее. Много исторических и
художественных произведений написано о Чингисхане. «Белое облако…» отличается
от них не только содержанием, но и прежде всего тем, что, использовав старинную
легенду, автор сумел раскрыть новые стороны образа древнего завоевателя. На
первый план выходит в повести обыкновенная человеческая психология, прячущаяся
в тени вселенской славы Чингисхана.
Обнажив и преломив через призму своего
художественного восприятия внутренний мир Чингисхана, Айтматов сумел показать,
что людям, купающимся в славе, величии, людям, которым, казалось бы, чужды
огорчения, неудачи, свойственны человеческие чувства, как бессилие перед чем
либо, страх, растерянность. Так, Чингисхан растерян, он как бы не понимает,
когда кто – то нарушил его запрет на деторождение, до его сознания не доходит,
что кто – то может нарушить его приказ, но он не понимает: его приказ
изначально кощунственен – законы природы никто не имеет права нарушать. И это
белое облако ниспослано свыше для него (как будто покровительствует ему само
Небо) до тех пор, пока он идёт вперёд, придерживаясь законов всевышнего, белое
облако – символ добра, благославляющего человеческую жизнь, прославляющего
вечность жизни, чистоту помыслов. Сцена казни Эрдене и Догуланга – это
противоестественно, они дали жизнь человеку, которого должны выкормить,
выпестовать, сделать человеком, но они волею не всевышнего, а тирана –
завоевателя лишаются жизни. И этому противятся силы свыше, этому противится
верблюд, даже животному кажется эта казнь страшной: «… орал, огрызался, злобно
лязгая зубами. Однако под ударами палок ему пришлось встать во весь рост. И с
боков двугорбого верблюда повисли в одной связке, в смертельных конвульсиях, те
двое, которые любили друг друга поистине до гроба» [2, с.94].
Жизнь далёких времён, но всегда и везде
человек остаётся человеком, смел он или подл, любит ли, ненавидит ли.
Таков и Чингисхан, которого всю жизнь мучают
сомнения по поводу рождения первенца: пред тем как забеременеть ей, Бортэ
выкрали меркиты, Эрденэ, как истинный мужчина и преданный муж, принимает смерть
вместе с Догуланг: «Это я – отец
ребёнка! Да, это я. Если хотите знать!»
И
все разом стихли, все разом оцепенели – кто же это? Кто это откликнулся на зов
смерти в последнюю минуту…»[2, с.93].
. Так поступают настоящие люди. Так поступил и Эрдене.
Приводя в своих записях легенду «Сарыозекская казнь», автор проводит параллель
между Эрдене, жившим в XIII веке и Абуталипом
Куттыбаевым, попавшим в общую мельницу тоталитарного режима. Кунана,
единственного ребёнка спасает служанка Алтун, у которой появилось вдруг ни с
того, ни с сего молоко, - этому причиной явилось белое облако (так решило
Небо), которое будет сопровождать малыша до его совершенства, - так домысливает
читатель. Как это ни печально сознавать, при тоталитарном режиме, какой бы
эпохе он не принадлежал, взаимосвязь личности и власти сводятся к одному –
полному подчинению личности к государству, власть которого простирается
буквально на все области жизни
человека, вплоть до семейных, и интимных отношений – Эрдене и Догуланг, сынишка
Кунан. Государство диктует человеку, что думать, что писать и читать, когда
рожать детей и как их воспитывать… И ведущая роль во всеохватном и действенном
контроле за этим отводится им карательно – сыскной системе. Все эти черты,
утверждает писатель, присущи тоталитарной системе: они были ей присущи и в XIII
веке, и в двадцатом веке.
На
примере образа портрета следователя Тансыкбаева, особенно мастерски
прорисованного, Айтматов превосходно раскрыл действие самого механизма этой
репрессивной системы, тонко обрисовал психологию и нравственный облик её
служителей. Очень интересна людоедческая философия Тансыкбаева, который видит невинность человека, но ради
наград и карьеры, не брезгует никакими средствами, чтобы уничтожить человека. Он служит этой системе, преданный слуга,
типичный представитель сталинско - бериевской карательно – сыскной системы, поэтому его философия и
соответствует ей: «Государство, - рассуждает Тансыкбаев, - печь, которая горит
лишь на одних дровах – на людских. Иначе эта печь заглохнет, затухнет. И надобности в ней не будет».
Абуталип
Куттыбаев, простой учитель, побывавший и в плену, и в партизанах, один из тех,
кто сгодился для этой печи, кто желал счастья своим детям, кто давал свои
знания ученикам, но для таких, как Тансыкбаев (даже обидно – Урал Тансыкбаев –
выдающийся узбекский художник казахского происхождения) – закон не писан, не
нравятся ему люди пытливые и неординарно мыслящие: «Никто, думающий иначе, чем
мы, … не уйдёт от карающего чекистского меча…». Более того, система страшилась
даже намёка на самостоятельную, независимую мысль, считая опасными для себя
людей думающих и талантливых, - таков Абуталип, а его легенда «Сарозекская
казнь» тому свидетельство. Кречетоглазому следователю кажется, что в легенде
учитель осуждает верховную власть, подрывает идеи главенства интересов
государства над интересами личности.
Удерживая
общество в страхе, тоталитаризм, утверждает Айтматов, духовно опустошает и
растлевает человека, пробуждает в нём низменные инстинкты и страсти. В
потрясающей сцене публичной казни Эрдене и Догуланг показан «экстаз слепой
мести и злорадство» присутствующих, которые испытывают «тайную радость» только
от того, «что казни подвергается не он, а кто – то другой». А каковы слуги этой
системы? Бахвалятся друг перед другом, хвастаются наградами, они искалечены властью,
развращены вседозволенностью. Таков Тансыкбаев, этот «Чингисхан в миниатюре»,
который всеми правдами и неправдами «шьёт» югославское дело Абуталипу
Куттыбаеву. И Куттыбаев понимает, что ему не отвертеться, так как такие, как
Тансыкбаев, сделают всё, чтобы довести до конца. Также как Эрденэ, Абуталип
принимает единственно правильное решение – уход из жизни.
Мифологическое
в повести оживляет страницы прошлого через легенды, и здесь можно провести
параллели: Эрдене и Догуланг, Абуталип и Зарипа, Кунан и Эрмек и Даул. Родители
и их дети, за детей в ответе родители, но и в легенде, и в реальной жизни
двадцатого столетия нарушается естественный ход жизни, нарушителями которого
являются Чингисхан и Тансыкбаев. Если Чингисхан - сама власть, то Тансыкбаев слуга этой власти. Чингисхан,
обнаружив, что белое облако оставило его – знак свыше, повернул назад,
Тансыкбаев тоже терпит неудачу – погибает под поездом Куттыбаев.
Абуталип
Куттыбаев приводит легенду «Сарыозекская казнь» во – первых, потому как человек, глубоко чтящий историческое
прошлое своего народа, во – вторых, он размышляет о своей трагической семья и семье двух влюблённых из легенды,
которые, создав семью, не смогли противостоять воле власти тирана, Абуталип приходит
к простому, но не теряющему никогда своей непреходящей актуальности важному
философскому выводу: самый великий смысл заключён в детях, а предназначение
родителей состоит в том, чтобы вырастить своё продолжение. Писатель
подчёркивает: «Но если отнять родителей от детей, значит лишить его возможности исполнить своё родовое
предназначение, значит обречь эту жизнь на пустой исход».
В
«Сарыозекской казни» маленький Кунан, сын Эрденэ и Догуланг, спасён знаком
свыше – белым облаком, дети Абуталипа ждут своего отца, бегут к каждому поезду,
потому что для них отец – самое главное в их жизни, автор изображает Абуталипа
– как символ отцовства, да – идеал отцовства, таков и Эрденэ, гордый, открытый,
сколько гордости в его словах:
«- Это я
- отец ребёнка! Да, если хотите знать!
И все разом стихли, все разом оцепенели – кто же это?
Кто это откликнулся на зов смерти в последнюю минуту, навсегда уносившую с собой не выданную вышивальщицей тайну?
И все
поразились: пришпоривая своего звездолобого коня, из рядов выехал вперёд сотник
Эрдене. И, удерживая Акжулдуза на месте,снова повторил громко, оборачиваясь на
стременах к толпе:
- Да,
это я! Это мой сын! Имя моего сына Кунан! Мать моего сына зовут Догуланг! А я
сотник Эрденэ!
С этими словами на виду у всех он
соскочил с коня, хлопнул Акжулдыз наотмашь по шее, тот отпрянул, а сам сотник,
сбрасывая на ходу с себя оружие и доспехи, отшвыривая их в стороны, направился
к вышивальщице, которую уже держали за руки палачи. Он шёл при полном молчании
вокруг, и все видели человека, свободно шедшего на смерть. Дойдя до своей
возлюбленной, приготовленной к казни, сотник Эрдене упал перед ней на колени и
обнял её, а она положила руки на его голову,
и они замерли, вновь соединившись перед лицом смерти» [2, с. 93 - 94].
Данный
отрывок иллюстрирует наши мысли о том, что человек всегда способен на особые
крайности во имя любви; легенда,
приведённая Айтматовым, дана для того, чтобы понять глубину трагизма всех
народов во все времена, противостоящих власти, но не покорившихся ей.
В
монографии «Художественная антропология и творчество» в главе «Человек и миф в
художественной интерпретации» авторы приводят следующие мысли: «Благодаря мифу,
писатель поднимает острые проблемы человека современного, и самое главное –
касается нравственной стороны человеческой жизни, что раскрывается в нерушимой
связи поколений, незыблемой связи человека с природным началом» [3, с.290].
Чингиз
Айматов во всех своих уникальных произведениях опирался на мифологическое
начало для того, чтобы показать неразрывную связь нравственных начал в
человеке, и это ещё раз подтверждается
образами повести «Белое облако
Чингисхана».
Использованная
литература:
1.
Лосев А.Ф.
Миф.Число.Сущность.- М.: Мысль, 1994.
2.
Чингиз Айтматов. Белое
облако Чингисхана. Бишкек, «Баласагын», 1991.
3.
Художественная
антропология и творчество писателя. Усть – Каменегорск – Алматы, 2007, С. 407.