НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА КАЗАХОВ

 

Рахимова А.У. – д.п.н., профессор, Курманбаева Л.Т. - к.ф.н., доцент.

 

КазАТК им М.Тынышпаева, Алматы, Республика Казахстан

 

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков. О существовании ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана свидетельствуют археологические находки костяных, каменных и глиняных пряслиц, грузиков от примитивного ткацкого станка, спиц для натягивания ткущейся основы, рассказанных в книге «Древняя культура саков и усуней долины реки Или», Акишева К.А.

В целом о домашнем промысле и ремеслах можно судить по дневниковым записям путешественников, людей для кого представлял быт казахов особый интерес. Э.А.Масанов в своей работе подчеркивает, что значительную часть изделий из войлока казахи изготовляли для собственных нужд. Домашние промыслы и ремесла казахов развивались в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, удовлетворяя в основном нужды людей.

        Таким образом, важной составной частью материального культурного наследия казахов являются народные ремесла. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении всего исторического времени, они не теряют свою уникальность и  самобытность и сегодня.  В них сконцентрированы опыт и ум наших предков, своеобразие и неповторимость народного творчества. В ремеслах отражается быт и материальное производство, уровень развития и ценностные ориентиры народа. «Изучение национальных художественных традиций способствует их сохранению и использованию в новых социальных условиях»,- пишет У.Джанибеков в своей книге «Культура казахского ремесла».

И действительно, мастерство ремесленников, и их умение создавать самобытные изделия материальной культуры вызывают интерес многих последующих мастеров, их стремление воплощать идеи современности в сочетании с древним искусством, позволяют  обогатить культурные потребности и выработать  чувства восприятия прекрасного, привить хороший вкус.

Своим творчеством они показывают неповторимость национального ремесла, основанных на присущих ему навыков и знаний. Учат бережно относиться к достоянию прошлого, воспитывают трудолюбие, умение ценить и уважать опыт лучших создателей прекрасного, способствуют развитию эстетическо-художественного вкуса у молодого поколения.

Народные ремесла в своем развитии прошли сложный путь от изготовления седла и предметов быта до современных изделий домашнего обихода: ковров, тускиизов, циновок и т.д. Мастера испокон веков занимались изготовлением войлочных изделий, плетением, ткачеством, вышивкой, тиснением по коже, были искусными кузнецами, ювелирами, резчиками по кости и дереву.

Возникновению казахского ремесла способствовали обстоятельства, в которых оказалась казахская общность - натуральный способ ведения хозяйства, весь ее жизненный уклад- кочевой образ жизни.

Народные ремесла явились продуктом материальной деятельности, в процессе которой люди приобрели определенные умения и навыки, в этом процессе строились также производственные отношения: отношения к окружающим людям, отношения к труду, отношения человека к результату своей деятельности. Все это представляло развитие человека в целом и общества, в котором он живет.

В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока – их древнее достояние, связанное с кочевым скотоводческим хозяйством. Войлоком покрывали юрту, застилали им пол, утепляли стены.  Из него делали әбдіреқап – чехлы для сундуков, аяққап – настенные сумы для посуды,  кебенек – войлочные плащи,  байпақ – войлочные чулки, типа валенок,  қалпақ – войлочные шляпы,  жабу – попоны, терлік, тоқым – подстилки,  тебіңгі – потники боковые для седла и другие изделия. 

Наиболее традиционными  изделиями казахского кошмоваляния  являются:

- кииз – войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, который шел в основном на покрытие юрты, хозяйственные нужды;

- текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечьями рук;

- сырмак, сырдамал – полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;

- сырдак – полотнище постилочное, вышитое по войлоку разноцветными шерстяными нитями;

- тускииз – ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат остатки от второго, или наоборот.

. Казахи издавна умели выделывать шкуру и кожу животных. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды.

Домашние предметы казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Для удобства во времени кочевок в основном использовались войлочные чемоданы, сумки для посуды, чехлы, покрывала, также тканные сумки для различных целей: дорба – для хранения одежды и белья кесе кап, аяк кап – для хозяйственной утвари, коржын – переметная сумка с двумя отделениями: для вещей и продуктов. Все эти предметы выполнялись искусно, с большим количеством украшающих элементов. Кузнечные мастера изготавливали из железа инструменты для хозяйства: балта, устара, шеге, кулып, для охоты – мылтык (винтовку), кылыш (сабли), селебе (полусабли) и т.д.

Зергеры – ювилиры-серебряники – искусно выполняли все виды украшений, а также украшения серебром разные вещи – жуген (узда), ер (седла) и другие предметы.

Среди женских ремесел у казахов в прошлом значительное место занимало ткачество как безворсовые, так и с ворсом. Из пряденной овечьей или верблюжьей шерсти ткали берворсовые ковры – тақыр кілем, орнаментальные полосы – ленты различной ширины для украшения юрты – басқұр, бау и т.д.

Основными орнаментальными мотивами изделий из безворсовой ткани являются ромбы, крупные завитки. Безворсовое ковроткачество, имевшее в прошлом большое распространение в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни. Наибольшим спросом у них всегда пользовались сшитые из отдельных полос ковры – алаша, ковры паласного типа – алты ауыл кілем, арабы, адай кілем и другие.

Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гүл күмбезді – граница между центральным полем, состоящим из трех-четырех крупных розеток, известных в искусствоведческой литературе под названием күмбез(купол), жұлдыз (звезда), и каймой выглядит нередко весьма условной.

Ворсовые ковры высоко ценились казахами, они были одними из главных предметов приданого невесты. Для орнаментации ворсовых ковров характерен ромб с отходящими от его углов ответвлениями в виде завитков, крючков разной формы.

Одним из распространенных видов казахского прикладного искусства, как в прошлом, так и в настоящем является вышивка. Она  требует много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров-тускиизов. В старину бытовала традиция вышивать парчовой нитью. Если в композициях войлочных тускиизов, выполненных в технике инкрустации  и аппликации, преобладали зооморфные мотивы в виде рогов и солярные розетки, то в вышитых тускиизах применялся растительный орнамент,  чаще в виде цветков и листьев.

Вышивка применялась также на предметах домашнего обихода – біз кесте- по бархату, замше, тонкому сукну.

Обработка дерева также была одним из достаточно развитых ремесел. Из дерева мастера делали остовы юрт, изготавливали деревянные части седел, также принадлежности  для дома- кровати, сундуки и т.д.

Оригинальна и неповторима резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными раньше были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже – ларь, әбдіре-  сундуки, төсекағаш – кровать, жастықағаш – изголовье подушечное, асадал – шкаф разборный для хранения посуды; музыкальные инструменты; посуда: ожау, саптыаяк – черпаки, тостаған- миски, күбі- маслобойни и многое другое.

К известному сложному виду промысла относится и плетение циновок из чия – степного тростника. Для этого каждую тростинку сначала в отдельности обвивали по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Затем, сплетая их вместе, получали великолепный ковровый рисунок. Плетенными таким способом полотнищами – шым ши обкладывались решетчатые стены юрты – кереге, а также внутренняя сторона дверной завесы.

Как и во всех видах народного ремесла, в вышивке, также как и в плетении, узорном войлоке и ткачестве, самобытно проявился художественный талант народа, сумевшего передать свой опыт подрастающему поколению через информативную, познавательную, воспитывающую функции этнокультуры.

 

Использованные литературы:

 

  1. Гизатов Б. Казахская народная  инструментальная музыка. - М., 1968.
  2. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы.- М: Наука, 1993. - 198 с.
  3. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии. ч. 1, 11. - М.:Политическая  литература. - 480 с.
  4. Гусева Н.В. Философский анализ образования как явления культуры: Автореф. дисс...докт.филос. наук. - М.: МГУ, 1992.
  5. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на Дону, 1979. - 480 с.
  6. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. - Алма-Ата: Казахстан, 1971.
  7. Джанибеков У. Культура казахского ремесла. - Алматы: Өнер, 1987. - С.5.
  8. Джанибеков У. Эхо... по следам легенды о золотой домбре.- А-Ата Өнер, 1991. - с. 295.
  9. Диваев А. Казахские народные приметы. / /Мәдениет, N6, 1993,15-31 марта.