Философские науки/Философия культуры

К.ф.н.Каирбекова А. Г.

         Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Алматы

Книга как объект философского исследования.

                                                              «Все в свое время приходит в упадок. Вся слава мира покрылось бы забвением, если бы не было создано противоядие для смертных – книги».                

                                                                                                    Ричард де Бери                                                                           

         Современная культура потребовала к себе такого отношения, что любой феномен культуры не может развиваться в границах своего бытия, он должен существовать и развиваться в диалоге с другими феноменами и другими культурами. Общность культурной истории человечества убеждает нас в том, насколько неотрывна Книга от всего, что происходит с народами, государствами и отдельными людьми. С глубокой древности книга, независимо от времени ее создания и характера обращения, бытования во времени и пространстве, служила важнейшим средством  ретрансляции и сохранения культурного наследия, языков, духовных традиций и обычаев народов мира, оставленных предшествующими поколениями. Именно благодаря этому наследию, мы сегодня можем изучать всю многогранную многовековую историю развития мировой цивилизации, использовать приобретенный опыт всего человечества. Творения прошлого вызывают в нас глубочайший интерес и понимание, потому что мы распознаем в них выражения человеческого духа.  Многие народы СНГ сегодня черпают в своем историческом и культурном прошлом силу для социального и культурного возрождения. Книга – символ мировой культуры: она отражала и сохраняла органический и целостный образ мира, выполняя своё просветительское предназначение. 

         По мнению российских и зарубежных философов, человечество переживает переломный момент, смысл которого заключается в том, что происходит смена всемирных эпох в истории культуры. Заканчивается эпоха письменной культуры, эпоха книги и начинается эпоха массовой культуры, эпоха компьютера. Сохранит ли в этой ситуации книга свою роль в культуре, нужна ли будет книга библиотеке и читателю? На современном этапе как считают книговеды, назрела необходимость в разработке философии, культурологии книги: взаимоотношения автора, книги и читателя, определение роли книги в новых условиях и роль электронных носителей информации должны рассматриваться на уровне их философского осмысления. Богатейший материал, собранный книговедами, требует широкого философско-культурологического осмысления. «Философия книги – философская дисциплина, выясняющая принципы книги, определяющие с одной стороны ее бытие и развитие, с другой ее познание» [1, 22-23].        

         Возникновение письменности привело человечество к пониманию исторического времени. Чем глубже в века, тем масштабнее были события, получившие отражение в летописи. Книга - продукт сознательной и творческой деятельности человека. Книга – это вселенная, мироздание, поэтому она вечна с точки зрения существования человечества. Книга как формат мышления не только хранительница культуры, она образ вечности культуры. Книга — это универсальное явление любой культуры. Однако каждой социокультурной общности соответствует свой тип книги как отражение его политической, экономической, социальной жизни; мышления, характера и особенностей.

         Вся история книги имеет два периода: свиток и кодекс, и три формы записи: рукописный, печатный и электронный.  В силу своей трудоемкости и дороговизны, рукописная книга сохраняла в себе наиболее ценное и чтимое, многозначное и священное содержание, выраженное в глубоких символических смыслах, характерных для культурно-религиозного сознания. Бережное любовное отношение возникало из осознания важности запечатленного: с самых древних времен клинописи, иероглифам, магическим китайским знакам и многоцветным манускриптам  придавали изысканный, заботливый вид. Лучшее знание, лучшие силы полагались на творение этих замечательных памятников, которые справедливо занимают место наряду с высшими творческими произведениями. Любая рукопись уникальна: сравнение списков одного и того же сочинения, как указывают специалисты, показывает, что найти хотя бы две идентичные копии невозможно.

         С развитием городов, подъемом хозяйства и оживлением умственной жизни в конце средневековья был поставлен вопрос о книгопечатании, как насущной проблемы эпохи, ибо рукопись не поспевала за обслуживанием многообразных общественных потребностей и фиксацией накопившегося опыта в области науки и искусства. Образование становится необходимым условием для людей, желающих принять участие в управлении, торговле и судопроизводстве и в других общественных занятиях.  Рукописная книга была не доступна большинству населения в силу их безграмотности и дороговизны, и предназначалась  немногочисленной элите. Великие изобретения в области книгопечатания: скоропечатная машина, улучшение тиража изданий и удешевление книги, сделали печатную книгу популярной и доступной. Она обеспечила сохранение и преемственность идей, их систематизацию и упорядоченность.

         Меняя свою форму, книга не изменяла своей сущности: попытке создания системной картины той малой Вселенной, которую создает его величество Автор. Всеобщее бытие — бесконечно, и каждое его описание, прочтение есть актуализация одной из таких бесконечных возможностей, актуализация его нового смысла. В книге автор «подавляет» себя в произведении, через него же утверждается. Каждый автор уверен, что процесс, который внутри него возникает, проявляется во внешней действительности в определенной форме - как нечто истинное, совершенное. Этот процесс и есть творчество, попытка самовыражения того, что существует только в авторе и через него. Книга – это, с одной стороны, как бы законсервированная в письменности мысль, отстраненная от своего создателя. С другой стороны, она провокация  рождения новых мыслей, предполагающая знание и язык, на котором она написана, поэтому она повторяется многократно в читателе. Книга многозначна и неисчерпаема. Она требует полного погружения в себя, к активности души, к углублению духовного опыта.

         Две противоположные концепции книги раскрывают ее парадоксальный статус: книга одновременно является текстом, имеющим определенный смысл, который раскрывается при чтении книги, а также материальным предметом с определенным форматом, весом, количеством страниц и цветом переплета: ее можно увидеть, потрогать. Книга всегда поступает к читателю в конкретной форме и попытка исследователей игнорировать это разнообразие форм, свести разные издания книги к одному идеальному тексту обречены на неудачу. Он напрямую связан с проблемами авторского права и литературной собственности. Книга выступает в качестве универсального способа информационного общения (коммуникации), реально существуя в определенном триединстве — содержания, знаковой формы его воспроизведения и материальной конструкции. Книга дает целостный, завершенный образ мира, который представлен текстом. Он обладает определенной структурой (заглавие, предисловие, разбивка на главы, завязка, кульминация, развязка, послесловие и т.д.), подлежащей иерархии, в которой каждый элемент имеет постоянное место и постоянным образом связан с другими элементами.  Книга оформляет текст, чтобы читатель воспринял и понял его. Книгой определенный текст делает также и социальная среда, в рамках которой мы способны читать и понимать. Книга должна отражать дух эпохи, содействовать становлению и преобразованию мира. У нее есть одно преимущество, она может рассуждать о вещах и о людях, преодолевая время и пространство. Научная, художественная, общественная ценность книги определяется тем, насколько широко и глубоко она проникла в повседневную жизнь общества.

         Сегодня проявляется тенденция, которая была характерна в самый  древний период развития книги: она должна сохранить все достойное памяти и внимания и при этом должна  иметь форму, благодаря новым технологиям самую совершенную – стать произведением искусства, удовлетворяющим самые высокие требования. Важен, на наш взгляд не вопрос о том, какая форма книги будет существовать в будущем, а что книга содержит. Любая книга, особенно древняя, приведенная в государственное хранилище, часто спасённая от физической гибели, теряет жизнь «культурологическую», она не читается, в лучшем случае на неё смотрят на выставке или её читает исследователь. Книга должна быть изучена культурологически, поскольку является не только представлением материальной и духовной культуры определенного периода, но и проявлением высших смыслов бытия. Миллионы книг, тиражированные и изданные в разных концах планеты, ждут решения своей судьбы – на современном этапе стоит вопрос о целесообразности сохранения всей информации, отбора самой необходимой для жизни человечества. Именно культурологический, культуросозидающий аспект должен лежать в основе отбора.

         Сегодня в нашем обыденном сознании книга и все, что с ней связано, как бы отодвинулось на второй план, уступая место электронным средствам массовой информации и всемирной паутине Интернет. Действительно, с их помощью общество значительно быстрее встраивается в мировое экономическое, культурное, наконец, рекламно-сервисное пространство. Однако оборотной стороной этого положительного явления нередко оказывается перспектива потери собственного лица, растворения в чужой системе приоритетов и жизненных установок. Только общение с текстами дает человеку способность мыслить и воображать, генерировать что-то новое, уникальное и единственное. Телевидение воспитывает людей, думающих по заданной схеме и неспособных самостоятельно создать в воображении, а значит, и в своем духовном космосе, свой собственный красочный мир. Качество переживания духовных ценностей у читателя отличается от качества переживания зрителей. У зрителя это соединение эпизодов впечатления, не дающие ему возможности целостно охватить мир, глубже пережить прекрасное, неповторимое, уникальное. Высокие ценности можно привить человеку только через книги. Читая и перечитывая книгу, человек расширяет горизонт своей духовности, соразмерный с самой Вселенной: улавливает, очищает, сохраняет и обогащает духовное начало книги. В  общении с книгой каждая личность—автор и читатель формируется как потенциально особая и неповторимая культура, как особый бесконечный мир. Книга представляет собой культурную среду общения автора и читателя, библиотекаря и читателя, или информационное пространство, концентрирующее знание конкретной исторической эпохи. Являясь важнейшим средством человеческого общения, она несет в себе философско-мировоззренческий, конкретно-познавательный и эстетический заряд, который делает ее незаменимым инструментом духовной самореализации общества.

       На наш взгляд, в современном мире книга и Интернет существуют параллельно и независимо друг от друга.  Связано такое обстоятельство с определенными факторами: разрыв между поколениями, географический разлом (региональное распространение информации), книга была доступна всем, а Интернет  пока остается забавой для богатых, а советская интеллигенция, попав в разряд  бедных, не сможет оплатить в будущем образование своих детей. Пока Интернет дополняет печатную литературу и играет роль инструмента рекламы. Конкуренцию книге оказывают компьютерные игры, видео, музыка, которые отучают человека от чтения книг. Несмотря на то, что книги присутствуют в электронных библиотеках, они печатаются и прекрасно продаются. Современные возможности техники, технологий способны вернуть книге её подлинную жизнь путём чтения и восприятия её как явления духовной культуры. Об этом писал еще Н.К.Рерих: «… Источниками духовных ценностей несомненно остаются книги, на разных языках приносящие единый язык духа... Наверное, именно сейчас нам нужно помыслить о книге. Поддержать тех, кто собирает лучшие книги, утончая их качеством свое сознание, а также истинное сотрудничество вокруг книги. Книга, как в древности говорили, - река мудрости, наполняющая мир!». Его слова о том, что выхода книги еще недавно с трепетом ожидали и берегли ее лучшие издания, ибо в ней выражается одно из самых ценнейших стремлений человечества, объединяющее Красоту и Знание, звучат  актуально и сегодня. Современная культура не существует без книги: меняются времена, меняются люди и чтобы понять смысл их существования, необходима книга, которая, оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Книга, всегда хранящая неразгаданную тайну живого, во все времена будет отличаться от других средств накопления, передачи и хранения  информации    

 

                                                          Литература

 

1.                Куфаев М.Н. Избранное. Труды по книговедению и библиографоведению. М.: Книга. 1981. 224 с.