Д.ю.н.проф
Исмаилов М.А.
К.ю.н.
доц.Магомедов М.А..
Эволюция экологического
законодательства
Республики Дагестан.
Экология и обычное право
народов Дагестана
Проблема экологии
безгранична, глобальна и имеет некоторые региональные и специфические черты.. Еще
на заре разумной человеческой
цивилизации проблемы экологического характера привлекали внимание.
В последнее время особенно
интерес к проблемам экологии проявляют ученые разных отраслей, учитывая общую
экологическую обстановку в стране .Не является исключением и
экологическая обстановка в
Республике Дагестан. В наши дни
ведется поиск путей и средств решения экологических проблем.[1] Специфика географического и экономического развития Дагестана
наложила отпечаток на взаимоотношениях общества и природы. Специфика региона заключается в том, что на территории
Дагестана имели место как феодальные образования так и "вольные"[2]
общества боле того этот регион знаменит и разнообразными климатическими
условиями от субтропических лесов до снежных горных вершин все это в совокупности наложило отпечаток на
формирование экологического мировоззрения народов Дагестана –подтверждение
этому мы находим в нормах обычного права народов Дагестана.
Памятники права содержат правила и положения , в
которых регулируются отношения между человеком и окружающей природной
средой.Как
известно, географическая среда - одна из составных условий жизни общества. Она
служила естественной основой взаимоотношений человека с природой. В начале
географическая среда дала толчок прогрессу материальной культуры в определенном
направлении и, обусловив конкретное состояние, затем постепенно оказывала
слабое воздействие вследствие того, что преобразовывая человеком, она нередко
менялась в благоприятную для него сторону. Но индивид, как видно по адатам* (о них речь ниже) менял ее и в худшую
сторону, приобретая разовую выгоду. Поэтому менялся характер первоначальной
взаимосвязи человека и природы.
К Х-Х1 вв. человек уже
адаптируется к природе и подчиняет ее себе. Человек вначале использовал природу,
считаясь с окружающей средой и, строя сообразно свою жизнь, использовал
предыдущие хозяйственно - технические успехи и, опираясь на них, шел дальше.[3]
Природа же продолжала действовать с прежней сезонной периодичностью и в рамках
также внесенных параметров, если не считать случаев стихийных бедствий и
катастроф. Таким образом, главная функция природной среды и деятельность
человека проявлялась по-разному, что в разных вариантах находим в адатах.
В Дагестане, с обширной территорией, заселенной разными
народностями и народами, со своим менталитетом, разнообразной природой имели
место специфика формирования основ
экологического права. В обычном праве
народов Дагестана немало норм
определяющих отношение человека к природе в процессе повседневной жизнедеятельности. .
Кодексы,
судебники и сборники адатов донесли да наших дней разнообразные нормы
характерных взаимоотношений человека и природы, т.е. с возникновением права,
осознание зависимости человека от природной среды, наделение ее божественными
чертами. Обожествление природных явлений, зверей, птиц нашли отражение в некоторых религиозных и
правовых системах народов Дагестана. Даже в поговорках наблюдается трепетное
отношение к окружающей природе « Дозволено
убивать даже мудреца –алима* ,
если он срубить дерево.
В целом результаты вековых наблюдений в сознании индивидуумов
коллектива накапливались в сумму практических знаний, служивших ему базой для выживания. С глубокой древности человек,
неприхотливый в потребностях и не знавший избыточного накопительства, брал у
природы ровно столько, сколько могла удовлетворить его нужду. Интуиция
подсказывала ему, что лов рыбы в период нереста, охота на животных и зверей в определенный период , сбор в стадии колошения диких злаков нарушит
естественное равновесие и баланс сохранения и приумножения пищевых ресурсов.
Ему приходилось соблюдать правила меры и сезонности в присвоении того, что производила природа. Складывалась четкая
система запретов и рамок дозволенного, признанная охранять и беречь среду
своего обитания, Мотивация обычаев, адатов и табу обусловливались
географическими, природно-климатическими факторами, сменой времен года.
Обычное право народов
Дагестана регламентировало каждый цикл
в череде хозяйственных операций людских сообществ.
Согласно Келебским адатам, «если кто пойдет засевать свой пахотный
участок раньше, чем другие односельчане, с того взыскивается штраф в размере
одной овцы[4]». Это
означает, во первых он нарушает
порядок-адат и во вторых земля еще не
готова к севу, а также ранние посевы могли погубить заморозки. Начало и конец
сельскохозяйственных работ было принято объявлять на годекане** или с минарета криком «мангуш» ( глашатай- прим М.А.). В Дагестане
в тот период время и порядок
производства дневных сельских работ сообщались криком по утрам с мечети
сельским старшиной. Тот, кто нарушил установленные сроки и выполнение работ, подвергался штрафу.«Если кто не завезет достаточно навоза на
пахотный участок джамаата, так, чтобы между навозными кучами оставалось 2 метра
расстояния, с того взыскивается овца»[5]
(временные формы глаголов и стиль документа сохранены).И нарушение уже другого характера «За преждевременное употребление винограда с виновного взыскивается в
пользу общества одна корова» (в сел. Кохидатль).[6]
По обычаю сел. Орота «кто съест плод, который не позволено еще
есть, платить рубль.[7]
В некоторых обществах до сих
пор сохранился табу на сенокос раньше общепринятого срока, за нарушение «
кто начнет косить сено раньше общества с того одна мера …хлеба»[8].
В Дидойском обществе (с.Бежта) «Кто
начнет покос сена раньше общества с
виновного взыскивается одна мера какого-нибудь хлеба в пользу деревни»[9].
Можно лишь руками (но не
серпом или косой во избежание соблазна пускать их в ход!) нарвать травы для
молодняка и больных животных. О древности запрета говорит то, что кустарник,
мешающий росту хлебов, удаляют с помощью острого камня.[10]
В отдельных адатах указаны даже сроки «… кто
пустить свой скот на ..луг в
промежутке времени от 1 апреля до 15 октября с того…две овцы[11]..»
Лес издревле, как известно,
кормил, одевал, поил, обогревал и лечил человека. Дерево кроме плодов и ягод
давало сок, мякоть отдельных пород деревьев шла в пищу; дерево служило сырьем
для изготовления емкостей, посуды, оружия, благовоний, смол, лучины,
стройматериалов и т.д. Многие травы в виде растений до культивации злаковых и
бобовых и позже оставались и остаются подножной пищей.
Становится понятным, почему
у всех дагестанцев трава была наделена душой. Тем и объясняется запрет колотить
палкой покрытий зеленью дерн, остерегались попадания зеленого, еще «живого»,
листа или цветка в костер; грехом и проявлением жестокости считается
ошпаривание горячей водой растительного покрова у домашнего порога.
По свидетельству
средневекового арабского путешественника,
в Дагестане некоторые народности поклонялись дубу, на
него вешали шкуры овец, приносимых в жертву, его декорировали дикими яйцами.
У других священным считается айва, у некоторых
аварцев – рябина, у багвалинцев – старая сосна, символ долголетия и здоровья ,
у чеченцев дикая груша, убыхов – тополь и т.д. Тот или иной ботанический вид дерева был и тотемом, т.е.
объектом культа и почитания, от которого, по древним представлениям, произошел
род, от него же зависело благополучие клана.
Дерево защищали. По адату
андийского наибства, с виновного за вырубку деревьев или снятия с них коры
взыскивалась их стоимость. Решение Цекубского общества предусматривало штраф в
размере одного овца с того, кто из запретной рощи возьмет сырые дрова (повсеместно
были распространены и священные рощи – места, где проводились мистические
действия, обряды). А в Ухнадильском наибстве именно за нарушение «с того, кто срубит молодое дерево,
взыскивали три овца с того, кто срубит верх дерева, - одну овцу,»[12]
и за нарушение права собственности « Кто срубить во владении другого большое
дерево с того взыскивают одну овцу….[13]
И второй адат
предусматривает более жесткое наказание
«но со срубившего ореховое дерево – одну корову»[14].
Вряд ли есть в Дагестане
народ, которому бы не были знакомы магические представления, возникшие в связи
с культом веника, который делали из стеблей с колосьями диких злаков. Им нельзя
бить детей, через него нельзя переходить (кощунство!), его не положено
одалживать соседям (баракат* уйдет
от хозяев). Идея единства человека и природы отраженная в правовых памятниках
Дагестана предопределяет, что
разрушение окружающей среды убивает вместе с ней и человека как физически, так
и нравственно. К примеру, в адатах Келебского общества есть положения, которые
свидетельствуют о том, что келебцы охраняли лесные массивы, отдельные деревья,
животных и птиц, считая их священными, ... "с того, кто возьмёт сухие или
сырые дрова из охраняемого леса, взыскивается штраф в размере одного барана".
В адатах Андийского округа записано о том, что если "кто вырубит фруктовое дерево — виновный платит в пользу общества штраф
в размере 50 копеек, а хозяину возместит стоимость дерева"[15].
Что интересно, обычное дерево оценивалось в половину стоимости фруктового.
Такая традиция почти у всех народов, за исключением некоторых европейских стран, где религиозно-нравственная и мифологическая традиция отношения к живой
природе, практически не получила распространения.
Классический вариант - идея
охраны объектов природы через охрану прав частной собственности, находит
законодательное закрепление с развитием частной собственности на землю, луга,
водоемы, пастбища, леса и т.д. В записках Южно-дагестанской сословной подкомиссии в 1873 году подчеркивалось
"в Рутульском наибстве имеются общественно-
строевые леса, другие же общества, если в редких случаях и имеют небольшие рощи
строительного леса, то за чрезвычайной
ценности бывает, по обычаю вольных обществ, запрещенным или заветным, и он
может быть употребляем или расходуем только на особенные общественные нужды -
постройку мечети, строительство мостов и дорог и т.д.".[16]
Как видно,
главным регулятором отношений природопользования становятся правовые нормы,
регламентирующие имущественные отношения
владельцев земельных участков, лесов, охотничьих угодий. Нанесение
ущерба живой природе, если только он был связан с нарушением чужих
владельческих прав (незаконная охота, порубка деревьев, загрязнение водоемов)
наказывалось достаточно сурово, более того, это распространялось даже на
случаи кровной мести. "….. семейство убийцы не имеют право без
разрешения родственников убитого возобновлять поля и сады"» Как видим, адаты содержат нормы, жестко
регулирующие взаимодействия природа-человек.
В адатах
селений Аварского округа тоже находим много интересного. В с. Тукита, согласно
адатам "кто скосит из общественного
покоса траву без дозволения жителей — платит … быка[17]"
В адатах . Бежта " за потраву травы
с луга или вблизи посева, с виновного
взыскивается 11/2 руб в пользу общества
деревни и стоимость украденного в пользу хозяина".[18]
Встречается много норм
обычного права, регулирующего охрану частной собственности. Например, в
Капучинском наибстве встречается такой адат: "если кто войдет во владение другого со злоумышлением без позволения
хозяина, с того взыскивается три ягненка"[19].
Ухнадальском наибстве "...если кто срубит во владении другого большое дерево, с того взыскивают одну овцу или взыскивают
штраф"[20]. "Кто
срубит молодое дерево, с того взыскивают 3 овцы"; "кто срубит верх дерева - с того одну
овцу"; "кто срубит ореховое дерево, с того взыскивают одну корову[21].
Теперь о потравах. "Если
кто пустит свой скот на пустой или общий луг в промежутке времени с 1
апреля до 15 октября, с того взыскивается ве овцы или 3 ягненка" [22].По
Бежтинским адатам, пастбища ближайшие к селению, состоят в общественном
пользовании этих селений, отдельные — в общественном пользовании нескольких
селений. То же и леса. Каждый посылает на пастбища только свой скот, а не чужой
и удовлетворяет потребность в топливе и строительстве лесом из общественного
леса, но продать не могут. Иногда пастбищная гора сдается в наем от всего
селения и получаемый от нее доход идет затем на постройку дороги, помощь бедным
и т.п. Адаты народов Дагестана, развивая концепцию охраны объектов природы
через охрану прав собственника, вводят идею обращения в частную собственность
"бесхозных" природных ресурсов, животных, птиц и рыб, на бортничество"кто найдет рой пчел, тот имеет на них полное право",
рыболовство "рыбу имеет право ловить
каждый уздень", т.е., по адатам человеку принадлежало все то, что он
приобретал путем завладения или захвата
.
Теперь относительно норм
обычного права регулирующих охотничью и промысловую деятельность человека.Уловом
рыбы все пользуются свободно. Кто нашел рой диких пчел приобретает на него
право собственности. Относительно охоты:
"охотнику убившего зверя, кроме шкуры, принадлежит лучшая доля (2
фунта)... Прочее делится поровну. Зверя тащат до селения все охотники, кроме
убившего его".
Таким образом, адаты
отражающие нормы экологического права были выработаны еще в далекие времена и
что нашло отражение в адатах Аварского округа, учитывая
этногеографическую ситуацию, рассмотрим вопросы экологии в адатах других региональных
и этнических подразделений Дагестана.
Относительно лесных угодий. В прежние времена леса составляли
общее достояние и каждый пользовался ими свободно. Обнародованными в 1875
правилами охраны лесов было представлено частным владельцам право охранять
растущий на их участке лес. На основании этих правил было разрешено верхне
-дженгутаевцу Магома-Газию охранять в свою пользу 1\3 леса на его земле
Джулал-шура, а 2\3 этого лесного
участка, оставлены свободным для общего пользования.
Концепция, согласно которой
природные ресурсы и право владеть ими считалось неотъемлемой, вернее составной
частью, находит отражение и в феодальных адатах . В "Особых правах беков и
ханов в Темир-Хан - Шуринском округе"[23]
в перечне прав бека есть положения, устанавливавшие что: "вода составляет личную собственность бека, а не принадлежность
кутана, который он орошает"[24].
"В селениях бекских, при передаче земли между членами общества, каковое
совершается ежегодно, беки получают пай." В сел.Кадар, например, при разделе общественной земли между членами
общества, чанка получает пай вдвое больше, чем узденский"[25]
Причинение вреда природным
объектам рассматривались как имущественные преступления, что заметно выделяется
в Бежтинских адатах. Одновременно, в адатах прослеживается и еще один подход к
охране природы. Оно осуществлялось в
более широких общественных интересах, через охрану общественной и феодальной
собственности.
Следует заметить,
что общественный контроль за использованием природных
ресурсов, сохранение объектов природы через коллективные формы собственности,
никогда полностью не исчезали из законодательства начиная с глубокой древности,
и проявляли себя особенно там, где природные ресурсы были ограничены, должны были сохраняться особенно бережно и
обеспечивать ровный доступ населения к их использованию.
В памятниках права народов
Дагестана ( Кодекс Умма-хана и Постановления Рустам – хана) содержались также
положения которые предусматривали
, изъятие из гражданского оборота
природных объектов общего пользования - водоемы, озера, земли, проточная
вода и т.д.
Интересен момент опять таки
связанный с географическими особенностями Дагестана. В низменном Дагестане в
силу географических и исторических особенностей, природные ресурсы, особенно
дикая растительность, подвергались уничтожению с последующим образованием
безжизненных пустынь и полупустынь,
которые в свою очередь, ставили под угрозу н целые населеные пункты. Поэтому, в конце XIX века начались
работы по закреплению и облесению Терско-Кумыкских песков, охране
сельскохозяйственных угодий.
В других регионах, где ощущается недостаток плодородных земель,
особо сохранялись пахотные участки. Еще академик Вавилов отмечал о наличии
только у индейцев Анд и народов Дагестана террасирование "полей",
горных склонов для посева зерновых, бобовых культур.[26]
Это охраняло почву от процесса разрушения и, конечно, давало возможность горцам
расширить посевные площади. Со временем горцы нередко вокруг террас сажали
защитную полосу леса . Такая традиция сохранилась до наших дней, когда не
только вокруг террас, но и вокруг всех посевов выращивают лесной массив.
Во внутригорной и предгорной зонах, где ощущается недостаток
плодородных земель, особо охраняются пахотные участки: "если кто сдаст землю в аренду человеку из
другого селения, то с него взыскивается штраф в размере 2 овец"[27].
Помимо земли, в Дагестане имели место священные животные, леса и
пастбища. С древнейших времен народы Дагестана считали отдельных диких животных
священными, в частности дагестанского тура. Есть места, которые до сих пор
считаются священными, так, например, в селе Ихрек Рутульского района есть
священный лес. Однако, в других районах не только нет священного леса, но даже
не осталось ни одного дерева, только названия... В далеком прошлом, горы
Дагестана были покрыты лесами, до наших дней сохранились места, названия
которых говорят о том, что тут были леса, свидетельствует Х.М.Хашаев.[28] Об
этом свидетельствуют и экспонаты
биологического музея[29].
Таким образом согласно историческому экскурсу проблема взаимоотношений
человека с природой имеет давные традиции . В Дагестане независимо от
региональных и этнических аспектов отношение к природе и охране природы было
серьезным и трепетным
В целом современный этап
развития экологического законодательства Республики Дагестан развивается с
учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в
республике; дефектов существующего экологического законодательства, для
которого характерна пробельность и фрагментарность правового регулирования экологических
отношений; перспектив создания правового и социального государства;
происходящей трансформацией общественных экономических отношений и т.д.
[1] В РД Институт
прикладной экологии где
разрабатываються проблемы экологической безопасности и мониторинга окружающей
среды
[2] [2] “Вольное” общество по-аварски называлось “бо”, что значит “войско”, по-даргински — “хуреба”, что также означает “войско”. Первоначально действительно речь шла о войске, так как цель союза заключалась в обороне или нападении, но в XIX в. слова “бо” “хуреба” понимались и как территориальное деление общин.
* Адат- в переводе с арабского – обычай, норма обычного
права мусульманских народов Северного Кавказа
[3] См.
История первобытного общества М. 1986 С.31
* Алим – ученый , мудрец(в
переводе арабского элму знание.)
[4]
Хашаев Х-М.О . Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX в-й. — М., 1965, С.5
[5] Омаров А.С. Из истории права народов
Дагестана Махачкала 1968. С 58
[6] Там
же С58
[7] Там же С 42
[8] Там
же С.58
[9]
Омаров А.С. Из истории права народов Дагестана Махачкала 1968. С 58
[10]
//Этот обычай записан нами в сел Нахада в 1996 году у старожила, при сборе
полевого материала по адатам
[11] Из
истории права народов Дагестана Махачкала 1968. С .66
[12] Там
же С 66
[13] Там же С 66
[14] Там
же С 66
* Баракат-благодать,достаток
[15] Хашаев Х-М.О . Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX в-й. — М., 1965,
С.127
[16] Отчет
о состоянии Дагестанской области за 1869 год, - Те мир-Хан-Шура, 1869
[17]
Омаров А.С "Указ.соч" Сс.25.
[18] Там
же с.57
[19] Там же С.60
[20] Там же с66
[21] Там же с66
[22] Там
же с.67
[23] Омаров А.С. Указ.Соч. С197
[24] Там
же С.197
[25] Там
же С. 197
[26] Вавилов Н.И.
Мировой опыт земледельческого освоения высокогорий// Природа 1936 №2 С.80
[27]
Гидатлинские адаты Махачкала 1957 С.15
[28]
Хашаев Х-М. "Памятники обычного права Дагестана", 1965 г. с.81.
[29] . На
территории Дагестана в раннем неолите, 14-12 тыс.лет до н.э., водились дикие
слоны, фрагменты скелета одной особи, найденные в сел. Унты Гунибского района,
хранятся в биологическом музее Дагестанского
государственного университета.