Рудько А.Ю., Краснодар
Особенности
менеджмента социально- культурной сферы в теории и практике современного
научного управления.
В
настоящий момент времени, российская и западная экономическая литература дают
около двухсот определений термина «менеджмент». В данной статье, под
менеджментом, мы будем понимать такую научную систему управленческой
деятельности, которая направлена на обеспечение успешного функционирования
различных социально- культурных институтов, призванных осуществлять социально
значимую целостность современного российского общества. Профессиональное
назначение менеджера в социально – культурной сферы заключается в осуществлении
таких функционально- должностных видов деятельности, как управление отделами и
комитетами культуры, менеджеры- администратора культурно-досуговых учреждений
культуры, менеджеры рекреационных объектов, туристических молодежных центров
социальной реабилитации, государственных, коммерческих, частных и других
учреждений социально- культурного типа.
Современные социально-экономические
приоритеты общества таковы, что менеджер
социально-культурной сферы должен отвечать таким требованиям, как профессионализм
в области современного менеджмента, маркетинга, а также обладать высоким
уровнем общей культуры и эрудиции.
В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной
деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг,
экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство,
социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие,
литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет,
реклама, иностранные языки.
В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не
только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности,
но и арт-менеджеры, менеджеры-организаторы выставок и презентаций. Подчеркнем,
что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в
указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.
Что
же касается социально- культурной сферы, то это не менее сложное и многокомпонентное понятие, чем менеджмент.
Ряд исследователей (О.Г.Филатова, Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников) утверждает,
что социально- культурная сфера, это совокупность предприятий, выпускающих продукт,
связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной
сфере относятся очень многие отрасли экономического производства, бытовой
техники и др. Другие авторы (В.В.Туев, Н.Н.Ярошенко) вкладывают в понятие
социально- культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих функции,
имеющие принципиальное значение для культурного уровня всего общества. - В этом случае в социально-культурную сферу
попадают узкий перечень предприятий культурно просветительного толка (театры,
библиотеки, музеи и т.п.)
Таким
образом, можно сказать, что социально- культурная сфера- совокупность отраслей,
предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения
социально- культурных и эстетических потребностей человека и общества в целом.[1]
Менеджмент
социально- культурной сферы, в реалиях современной российской ситуации,
представляет особый интерес, так как, во- первых, в его технологическом
содержании раскрывается все богатство научных подходов к управлению; во-вторых,
перспективы такого рассмотрения важны для конкретизации возможностей сотрудничества
со сферой культуры иных сфер деловой активности. В-третьих, представляется
очевидным такое обстоятельство, как повышение требований к менеджментной
компетентности специалистов и работников социально- культурной сферы.
Хотелось
бы также подчеркнуть, что главная отличительная характеристика менеджмента в
социально- культурной сфере заключается в том, что деньги здесь зарабатываются
преимущественно не на основе простой коммерции, а на базе привлечения средств
заинтересованных сторон, к которым традиционно относят спонсорство , патронаж,
благотворительность и меценатство.
Бизнес и культура в
современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг
друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет
глубокий культурный, этический и общегражданский смысл, чрезвычайно важный для
развития и преобразования социума. Дело в том, что это сотрудничество, по сути
дела, является способом реализации гражданского общества – не декларирования
его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и скрытых
возможностей. Только общество, в котором сложилась, и приобрели силу развитые
формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и
саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по
возможности независимо от государства.[2]
Эти особенности, вне
всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в социально-культурной
сфере. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в
социально-культурной сфере от любого менеджмента услуг, поскольку практически
все указанные особенности суть особенности услуг.
Менеджмент в социально-культурной
сфере должен заключаться исключительно в создании организационных и
экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и
не меньше. Именно в этом и состоит подлинное содержание характера менеджмента в
социально-культурной сфере, ставшего важной частью управленческой культуры ХХТ
века.
Список используемых
источников
1.Киселева Т.Г.,
Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность.- 2004г.-539с [1]
2. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих
субъектов. – М.: Финпресс, 2002. – 312 с.[2]
3. Казначевская Г.Б,
Чуев И.Н., Матросова О.В. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Феникс»,
2008. - 378 с.
Рудько Анжелика Юрьевна
Краснодарский государственный
университет культуры
и искусств
Кафедра
социально-культурной
деятельности