История / 4. Этнография
К.и.н. Минибаева З.И.
Институт истории, языка и литературы Уфимского
научного центра РАН
(г. Уфа.
Республика Башкортостан. Россия)
БАШКИРСКИЕ
ЗНАХАРИ
Статья
написана на полевых материалах автора, собранных среди башкир, проживающих в
Сафакулевском и Альменевском и Щучанском районах Курганской области (1997 и
2003 гг).
У башкир Курганской области народной
медициной занимаются в основном женщины пожилого возраста, находящиеся
в климактерическом периоде (ырыузан калган). По традиционным
нормам им разрешено домашнее изготовление лечебных мазей, а также сбор
обрядовой пищи «биртек» с
семи дворов при лечении радикулита (бил
биртенеу). Обычно какая-нибудь старуха ходит по дворам с закрытой посудой или
мешком. Подойдя к дверям и встав к ней спиной, она, не переступая порог, а
только просунув руку, произносит заговор. Существует несколько вариантов
заговорных формул, наиболее распространенным из них является:
Билем-билем биртенгэн, Биртек жыйып йоройом. |
Поясница, поясница болит, Хожу, собираю биртек. (повторяют трижды) |
По
сообщениям информаторов, больной, съевший собранную еду, обычно выздоравливает [Инф.
9, 10, 11].
В
лечебной практике особая действенность лечения приписывается знахарям, родившим
близнецов (игез бала кургэн). Именно они обладают способностью снимать сглаз и лечить детскую болезнь осйэн. По словам знахарей, у
новорожденных детей бывает болезнь под названием өсйән (от словосочетаний: өс – «три», йэн – «душа»). При этом на животе младенца выявляются
неровности, разделяющие его на три части, которые вздуваются. Лечение такой
болезни называется «осйэн тибеу» (досл. «пнуть трех
духов»). Знахари, родившие близнецов, притрагиваются пяткой правой ноги к трем
«духам» на животе ребенка, произнося следующий заговор:
– Ни тибэhен? – Осйэн тибэм. – Ни тибэhен? – Осйэн тибэм. – Ни тибэhен? – Осйэн тибэм. |
– Что пинаешь? – Три души пинаю. – Что пинаешь? – Три души пинаю. – Что пинаешь? – Три души пинаю [Инф. 4, 10, 12]. |
В «Башкирско-русском словаре» термин осйэн
переведен как «рахит» [Башк.- русск. сл. 1996.
С. 486]. Однако, по мнению знахарей, это совсем другая болезнь, также осйән нельзя путать с грыжей,
которая называется бусер и лечится совсем
по-другому [Инф. 4, 5, 12].
У курганских башкир сила знахаря
определяется по степени сохранности зубов, т.е. знахарей с крепкими зубами
называют куатле кеше («сильный человек») [Инф. 6].
Врачеванием могут заниматься люди, которые получают
благословление опытных или потомственных знахарей (фатиха биреу, фатиха алыу). Обучение молодых называется также олэш
биреу или олэш алыу (досл. «получение
доли»). По рассказам знахарки Нуржихан Султановой (1916 г.р.), ей передал
благословление ее дед ахун Биксултанов Ахмадия (ум. 1937 г.), лечивший
людей мусульманскими молитвами. Также ее обучала врачеванию знахарка Шахарниса
(родом из д. Большое Султаново Сафакулевского района), которая проживала в
Яткулевском районе Челябинской области. Курганские башкиры называли ее белемсе,
т.е. «знающая», многие знахари считают себя учениками Шахарнисы. «Шахарниса
передала мне свою дорогу (уз юлын бирде), но из-за
болезни я тогда не смогла получить от нее большую долю умения лечить (куп олэш
алалманым)», – говорила Нуржихан [Инф.
13]. У Шахарнисы обучались лечить Шахарниса (другая) Закирова (1924 г.р.) из д.
Большое Султаново, Хабира Талипова (1941 г.р.) из д. Бакаево, бабка Фания (1905
г.р.) из д. Боровичи; а также гадать на бобах – Гильминур Кулахметова (1941 г.р.) из д. Сулейманово Сафакулевского
района и др.
Медицинские знания передавались знахарям разными
путями: одни получали их по наследству (Вилия Шарафутдинова) или от других
знахарей (Махикамал Галимжанова); другие –
пережив летаргический сон (Сафиулла Хисматуллин), третьи – от духов предков
(Нуржихан Султанова); четвертые – во время сна на кладбище от духов покойных
(Шахарниса Закирова).
Среди курганских башкир, практически в
каждой семье есть люди, обладающие традиционными медицинскими знаниями, т.е.
способные оказать больному практическую помощь. Например, лечением испуга
приемом hапылдатыу («похлопывание»)
владеют многие, в том числе и молодежь. По поверьям,
при сильном испуге человека покидает его жизненная сила – кот, а на его место
вселяется болезнетворный дух курк («испуг»).
Знахари, одновременно похлопывая больного и произнося заговор, изгоняют
болезнетворного духа и в же время просят кот
вернутся обратно в свое место. Для этого знахарка сажает больного на табуретку,
а сама стоя рядом, похлопывает ладонями одновременно по спине и груди больного
под ритм заговора. Затем, переходя за спину больного, похлопывает его по бокам
на уровне грудины и подмышек. Далее, продолжая заговаривать, кладет одну ладонь
на другую и похлопывает по голове и плечам по три раза. В конце лечебного
обряда поглаживает лоб, спину и дует в затылок [Инф. 2, 5, 15]. Эти магические приемы сопровождаются заговорами,
один из вариантов следующий [Инф.
17, 20]:
Һэп! Һэп !Һэп! Кайдан килдең, шунан сык! Мында һинең макамен тугел, Ус макаменэ кайт! Мында һинен макамең тугел, Ус макаменэ кайт! Ай да кайтты ус макаменэ, Кояш та кайтты ус макаменә Һин дэ кайт! Йэш агас башына Кунган котом, Кил, котом, кил! Эй, Раббым! Ошбу колона сихэтен бир! Сыккан кото кире керһен, Зэхмэттэре осоп китһен! |
Хап! Хап! хап! Откуда зашел, оттуда и выйди! Здесь не твое место, На свое место уходи! Здесь не твое место, На свое место уходи! И луна ушла на свое место, И солнце ушло на свое место, И ты уходи! На верхушке молодого дерева Сидящий мой кот, Вернись, мой кот, вернись! О, Господи! Этому рабу дай исцеление! Вышедший кот пусть войдет обратно, А захматы (болезни) пусть улетают! |
Народные медицинские знания молодые
перенимают большей частью у своих родителей, исключительно в процессе
наблюдения.
Слюна первого ребенка в семье считается
целебной при любой болезни (тонкос
баланын токороге килешэ). Так, знахарка Нуржихан Султанова, родившаяся
первенцем в семье, лечила лишай, смазывая его слюной и бумажным жиром, обтертым
с тарелки [Инф. 13].
Согласно материалам полевых исследований,
знахарей исследуемого региона по характеру специализации можно условно разделить
на пять групп:
К первой группе относятся знахари (багымсылар),
обладающие универсальными знаниями и исполняющие одновременно несколько
функций: знахаря, повитухи, костоправа, травника и предсказателя и др. Таковы
большинство знахарей.
Способ использования вербальных
выразительных средств может служить критерием для выделения в этой категории
двух подгрупп:
а) знахари, которые лечат в основном
лечебными заговорами (hамак),
процесс лечения при этом называется заговариванием (hамактау);
б)
знахари, использующие мусульманские молитвы (дога),
лечебный процесс при этом называется нашептыванием молитв с обдуванием (ошкороу).
Во вторую
группу входят знахари-специалисты, которые в основном используют рациональные
способы и средства лечения болезней: повитухи (кендекэй), костоправы
(быуын ултыртыусы), травники (лекарь), а также специалисты по
обрезанию мальчиков (баба) и
др.
К третьей группе относятся
гадатели и предсказатели (курэзэселэр), которые способом гадания
диагностируют болезнь или предсказывают
средства исцеления.
Четвертую группу составляют мусульманские
местночтимые святые (аулия, диуана), священнослужители (ахун, ишан,
мулла) и женщины-врачеватели (абыстай, остабикэ). Их называют общим термином ошкороуселэр, т.е.
лечащие с помощью мусульманских молитв и обдувания.
В пятую группу входят «странствующие» знахари и
гадатели, т.е. не местные, прибывшие из других регионов.
Конкретизируем предлагаемую классификацию
примерами:
В первую (а) группу, т.е. к универсальным
знахарям (багымсылар),
лечащим заговорами, мы включаем Махикамал Галимжанову (1894 г.р.) из д. Сулейманово
Сафакулевского района. На момент нашего знакомства ей было 103 года. Свое
долголетие Махикамал объясняла тем, что, принимая роды, она впускала человека в
земную жизнь, а ухаживая за телом покойного, провожала его в загробную,
являясь, таким образом, посредником между двумя мирами. Махикамал, снимая с
покойников одежду, в которой они умерли, она сшивала разорванные полотнища и
носила сама, и это, по ее мнению, продлевало ее собственную жизнь. Она
вспоминала, что в ее роду были долгожители, например, ее бабушка Зульхиза
прожила 110 лет. Сама Махикамал выглядела не утратившей жизненной энергии и
гораздо моложе своих лет. В ее памяти сохранился большой арсенал лечебных
заговоров (hамак). Ее знахарская практика представляет собой обрядовое
лечение, в котором лечебная магия переплетена с анимистическими
представлениями, например, обряд «высыпания» червей с тела больного при чесотке
путем окуривания беленой и чтения специального заговора [Инф. 2].
В
первую (б) группу знахарей можно
отнести Шахарнису Закирову (1924 г.р.) из д. Большое Султаново
Сафакулевского района [Инф. 8]. По
ее рассказам, она обучалась мусульманскому врачеванию у духов покойных (эруахтар)
во время сна на кладбище. Это произошло еще в молодости, когда она пасла
колхозных телят на поле между тремя кладбищами в течение восьми лет. Шахарниса
ходила на эти кладбища и спала там по ночам. В полночь духи начинали
разговаривать тонкими детскими голосами. Одна из покойниц выходила ночами из
своей могилы в течение трех месяцев и научила Шахарнису лечению болезней с
помощью «Корана». Шахарниса стала ясновидящей и врачевателем: «Я
сидела днем с открытыми глазами и видела как во сне, кто из какой деревни
приедет, что у него в сердце-печени, где-что украдено, за что попал в тюрьму –
все знала, все видела и говорила. Теперь нет прежних сил, т.к. для этого нужно
много читать «Коран», а у меня уже зрение плохое, если не читаешь «Коран», то не видно. Я учила
врачеванию Магруфу из д. Бахарево, теперь она лечит людей». Шахарниса хранила дома мусульманские книги: «Коран», «Тафсир Корана», «Целебные
молитвы» и др.
Шахарниса
также хорошо знает целебные свойства лекарственных растений. В лечебной
практике она применяет и магические приемы лечения болезней. Интересен ее
способ разрезания злых языков (тел-теш кыркыу), который избавляет
человека от «тяжести» наговоров, пересудов и сплетен (тел-теш басыу). Шахарниса одной
ниткой отмеряет рост больного (от затылка до пяток), а другой – окружность
груди. Затем, сложив обе нитки вместе, разрезает их ножницами на мелкие
кусочки, одновременно произнося заговор, построенный в форме диалога:
- Ни
кыркаһың? - Тел-теш кыркам… |
- Что режешь? - Язык-зуб режу… |
Знахарка
продолжает повторять заговор, пока не порежет нитку до конца. Затем она
записывает этот заговор на бумаге и дает ее больному в качестве оберега (бетеу). Для разрезания нитки берутся только новые, ни разу не
использованные ножницы. Потом их отдают кому-нибудь как милостыню, но не знахарю,
у себя их также не следует оставлять. До полного выздоровления обряд проводится
трижды [Инф.
2, 8].
Шахарниса
рассказала нам случай, когда к ней привели шестнадцатилетнего парня,
потерявшего дар речи еще с детства. От сильного испуга у него был опущен малый
язычок мягкого неба (кесе телден тошоуэ),
поэтому он перестал говорить. Шахарниса подняла язычок с помощью камыша, и
парень снова заговорил [Инф. 8].
Во вторую группу знахарей, как уже было отмечено,
входят знахари-специалисты, использующие в своей врачебной деятельности в
основном рациональные способы и средства лечения болезней.
В
эту группу мы включаем повивальных бабок (кендекэй).
Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка, проводились с непосредственным
участием повитух, в функцию которых входило не только проведение обрядов
родинного цикла, но и до и послеродовой уход за роженицей, а также лечение
женских и детских болезней. В то же время повитухи имели большой опыт по
традиционной медицине в целом, поэтому их часто называли не только кендекэй
(повитуха), но и багымсы (знахарь). Нами были сделаны записи рассказов
повитухи Махикамал Галимжановой,
принявшей около 70 родов.
Повивальному мастерству
ее обучала повитуха Маулиха (ум. ок. 1979 г), она же передала ей свои знания по
лечению женского бесплодия (йоккэ калмау) опрокидыванием глиняного
горшка на пупок (коршэк тункэреу). По словам Махикамал, причиной бесплодия женщин
считается опущение живота. Предварительно она массировала живот, затем клала на
пупок женщины кусок сырой картошки с воткнутыми в него половинками спичек, а
потом зажигала их. Затем опрокидывала горшок, который держался на животе около
сорока минут. После этой процедуры должна была начаться менструация и через
некоторый промежуток времени обычно наступала беременность. По знахарской
традиции Маулиха передала свой горшок Махикамал, а она передала его нам.
Ко второй
группе знахарей относятся и костоправы (быуын ултыртыусылар), их также называют багымсылар (знахари). Народ помнит
костоправов: Галиму (д. Большое Султаново), Нахиру (д. Абултаево), Захиру (д.
Белое Озеро) и Мадину (д. Баровичи) Сафакулевского района, которые вправляли
вывихи (белэк ыскыныу, бармак тайыу). Костоправ Фарзия
Саитова говорила нам, что ее пальцы чувствуют расположение суставов. Перед
вправлением вывиха, Фарзия смазывет свои пальцы мылом или жиром и делает легкий
массаж (һылау), а при сложных вывихах применяет теплую ванну. Вывихи на кистях обычно вправляет с помощью
скалки (уктау). По состоянию кровеносных сосудов она определяет наличие
переломов (тамыр юлы кызарып тора hынгандын) и направляет таких
больных в больницу. Фарзия также умеет «вправлять»
мозг после
сотрясения, отливать оловом при испуге, лечить детей от грыжи и сглаза, а также
гадать на бобах. Свои знания она получила от бабушки Гульнисы [Инф. 12].
В исследуемом
регионе траволечением (улэн менэн дауалау) занимаются практически все знахари (багымсылар,
имселәр), но лекарем (перевод на башк. яз. не
употребляется) называли только Юмабику (ум. 1963 г.), т.к. она хорошо знала
целебные свойства трав и лечила людей только ими. Знания ей передались от отца,
он был известным лекарем [Инф.18].
Среди
знахарей были и такие, которые специализировались на конкретных болезнях: например,
по сообщению Камилы Казеевой, ее свекровь изготавливала лечебную мазь для
лечения псориаза (тэнкэ тимрау) из куриного помета и ртути (из
градусника), а ее тетя – Салима Ягудина лечила
только фурункулы заговорами и очерчиванием (сыйыу) [Инф. 11].
В арсенале
потомственной знахарки,
современной целительницы, имсе Вилии Шарафутдиновой (1938 г.р.)
диагностика болезней, траволечение и составление лечебных мазей, опрокидывание
горшков, массаж, вправление мозга при сотрясениях, а также позвоночника,
копчика и суставов [Инф. 19]. Вилия обычно проводит
руками по телу больного с закрытыми глазами и описывает в каком состоянии
находятся его органы. По ее словам, она видит внутренние органы человека «третим глазом», здоровые органы
светятся голубым цветом. Способность лечить людей проявились у Вилии еще с
детства, но в детстве она часто болела, заикалась и плохо слышала. Поработав
всю жизнь учительницей в школе, она вышла на пенсию и с 1988 года начала
практиковать лечение больных.
Вилия
рассказала нам об истории своей семьи: «Мы – башкиры-сарты (hарт башкорттары), а предки наши –
калмыки. Мою прапрабабушку звали Кубра, она была родом из д. Шафи
Сафакулевского района, прожила 121 год. У Кубры была дочь Гаинсафа, прожила 100
лет. Муж Гаинсафы – Нафиков Нурисафа, мой прадед, был по происхождению казах. У
них были: сын – Нафиков Муса и дочь – Гайнижихан, она моя бабушка».
Муса Нафиков
обладал уникальной способностью лечить болезни легких. По словам Вилии: «Он сам делал плетневую из вербы печку, обмазывал ее
глиной и сжигал в ней разные травы. По-башкирски такая печка называется кан (от древнетюрк. кön – «гореть») [Древнетюрк. сл., 1969. С. 314]. Он сам залезал в печку, чтобы
проверить температуру. На спине больного делал небольшой надрез и ставил на
него свой маленький горшок. Затем положив больного животом на лопату, как хлеб,
заводил его в печку. А после, когда вытаскивал его из печи, то под горшком
накапливался большой черный комок, таким образом болезнь выходила из легких. Он
точно определял больную точку, и глаз у него был меткий. Вот таким способом он
лечил отца Катасонова и Зию. После войны многих так излечивал и травы хорошо
знал. Дед был очень здоровым, до 100 лет сам заготавливал дрова на зиму и держал три коровы. А его вдова Хайербану в 92 года еще
замуж вышла за Казакулова, а через 8 лет она умерла, утонув осенью в озере. Гайнижихан
(1894–1980 гг.) – моя бабушка, дочь Гаинсафы Нафикова, была мастером домашнего
изготовления мазей для лечения кожных заболеваний. Она хорошо знала лечебные
свойства трав, также лечила людей молитвами. В годы войны бабушка помогла
многим. Она ослепла в 72 года и прожила так до 94 лет, даже вслепую ставляла
точный диагноз. Умерла она в свой день рождения, а Муса умер после нее. Муж
Гайнижихан – Хурамшин Нурахмет, из д. Азналино Сафакулевского района, получил
религиозное образование в Медресе г. Троицка Челябинской области, был
репрессирован и убит» [Инф. 19].
Вилия
показала нам мази, приготовленные ее бабушкой Гайнижихан – это мазь для массажа
(состав: деревянное, розовое, растительное масла, воск, канифоль и одеколон);
мазь белены (листья, цветы, корень), сваренная в оливковом масле для лечения
экземы, грибковых заболеваний, дерматитов, рака кожи (задерживает рост раковых
клеток); мазь от ожогов (состав: жир, воск, канифоль, живица и др.). По
рассказам Вилии, когда произошло столкновение двух поездов на станции Улу-Теляк
Республики Башкортостан в 1998 г., ее семья проживала в г. Челябинске.
Сотрудники ожогового центра забирали у них каждый день ведрами мазь от ожогов,
изготовленную по рецепту бабушки Гайнижихан.
Мать Вилии Зайнаб (1913–1988 гг.) продолжала
дело бабушки, лечила в основном кожные заболевания. И бабушка, и мать также
лечили больных пиявками. Так, при непроходимости пищи, давали для внутренного
употребления порошок из сушеных пиявок. Вилия рассказывала о своей матери: «Мама хорошо владела гипнозом. Она только глазом
посмотрит, рукой прощупает, все опухоли, всякие болезни проходили. Если кому-то
делали порчу, она сразу снимала рукой и взглядом. Мама и скотину лечила. Вот
так все мы – потомственные знахари (токомдан килгән имселәр)» [Инф. 19].
По наследству
Вилии достались глиняные горшки, которые сделаны руками ее предков, некоторым
из них уже более ста лет. Вилия использует их в лечении больных, а также ставит
горшки в печку или закапывает в землю для приготовления лечебных мазей [Инф. 19].
К третьей группе знахарей
относятся гадатели и предсказатели, их называют курэзэселәр. Они также являются носителями народных медицинских знаний, имеют
способность врачевания, гадание используется
обычно для определения причин заболеваний.
Способы гаданий
подразделяются на несколько типов:
1) Гадание
на бобах (нокот/локот hалыу). Это наиболее распространенный способ гадания в
данном регионе. В ходе полевых исследований нам удалось выявить 13 гадателей на
бобах, причем, только женщин. Для гадания используются бобы (41 штук), в
основном это бобы фасоли, реже – косточки вишни, зерна кукурузы, кофе или
камушки. Гадают с целью узнать будущее, судьбу (о замужстве, женитьбе), при
пропаже вещей и животных и т. д. [Инф. 1,
18].
2) Гадание по книгам. Специальных гадальных книг не сохранилось, по сообщению информаторов, гадали по книге «Фалнама» («Һалнэмэ») (от араб. فٲل – «Доброе предзнаменование») [Баранов, Большой араб.-русск. сл., 2006. Т. 2. С. 578], гадание называется hал hалыу. Гадали также по астрологической книге «Йондознэмэ», ее некоторые называют «Язмыш китабы» («Книга судьбы»), гадание по ней называется Йондознэмэ каратыу («Гадание по астрологии») [Инф. 2, 4, 12, 15].
3) Гадание на семенах льна. При краже вещей или
животных для обнаружения вора гадают на семенах льна (етен) следующим
образом: горячую сковороду ставят на порог и сыпают семена льна. После этого
лицо вора должно покрыться сыпью (льном) (битенә етен сыга) и выдать его [Инф. 2].
4) Гадание по внутренностям животных (гаруспиция).
Старинным способом выявления вора и наказания считается сжигание волчьего
сухожилия (буре тарамышы отэу). После этого вор всю жизнь мучается
судорогами и может даже умереть от них (аяк-кулдары тартыша) [Инф. 20].
Как было
сказано выше, четвертую группу
составляют мусульманские местночтимые святые (аулия, диуана), священнослужители
(ахун,
ишан, мулла), женщины-врачеватели
(абыстай, остабикэ). Врачевателей этой категории называют общим термином ошкороуселэр,
т.е. те, кто лечит мусульманскими молитвами и обдуванием. В этой группе самым
известным целителем был святой (аулия), знающий (белемсе) Хисматуллин Сафиулла
Халиуллович (1928–1990 гг.), он был родом из д. Аскарово Альменевского района,
жил и умер в д. Мурзабаево Сафакулевского района. В молодости, уснув
летаргическим сном, он обратился к Богу, совершил паломничество в Мекку, но
только выйдя на пенсию, начал лечить людей мусульманскими молитвами. Сафиулла
заранее знал кто к нему придет и с какими болезнями; часто обращались больные с
высоким давлением или психическими отклонениями (азашынкырып ауыргандар),
приезжали даже из-за рубежа. Но местные власти постоянно преследовали его,
обвиняли в обмане, шарлатанстве, вызывали врачей из района, области и
руководителей из райкома для проверки его способностей [Инф. 16].
Среди мусульманских врачевателей был известен Газиз
мулла, который, произнося Азан (призыв
к молитве) мог потушить пожар. Кауи мулла мог прочитать судьбу живого человека или покойного,
которая, по его словам, бывает написана на лбу. После похорон, он задерживался
у могилы и прислушивался, как покойные отвечают на вопросы ангелов
Мункар-Накир. При затруднении с ответом он сам отвечал за них, произнося
молитвенную формулу: «Ашhаду ал ляя илээhэ иллаллааhу вэ ашhаду анна Мухаммадэн
габдуhу ва расулуhу» («Свидетельствую,
что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – его раб и его
посланник») [Инф. 2].
Местночтимый
святой Тажетдин (ум. 1910 г.) из д. Большое Султаново Сафакулевского района был
здоровым охотником, мог убить даже бегущего волка. Он получил религиозное
образование в медресе Расулия в г. Троицке. Его называли курэзэсе аулия
(«святой провидец»). Особенно был известен лечением рака (сёсё). Сам
изготавливал мазь, смешивая сметану с серой для лечения кожных заболеваний и
нарывов, а также окуривал пораженные участки тела дымом серы [Инф. 5, 14].
Среди мусульманских врачевателей
выделялись диуаналар, т.е.
мусульманские суфии, которые, по воспоминаниям информаторов, нищенствовали и
постоянно повторяли зикр («поминание Аллаха»). Народ помнит Шарип диуана, который лечил людей молитвами из
«Корана». Он также развозил по деревням лечебную иловую грязь из озера
Горького, поэтому его называли и багымсы карт
(досл. «знахарь-дед») [Инф. 7]. Насретдин диуана из д. Кубекеево также был известным знатоком мусульманского
врачевания [Инф. 11].
Следует отметить, что в дореволюционный
период башкирские деревни Курганской области имели по 2–3 мечети и медресе.
Священнослужители получали образование в медресе Расулия г. Троицка, основанном
в 1884 г башкирским шейхом З. Расулевым. К началу ХХ века медресе Расулия
превратилось в популярное полусветское учебное заведение, а также в центр
религиозной жизни зауральских башкир и казахов Уральской и Тургайской областей [Ислам
на территории…, 1991. Вып. 1. С. 86]. Огромное количество видных мусульманских
деятелей России являлись муридами (суфийскими учениками) З. Расулева, среди них
были и башкиры Курганской области, некоторые из них продолжили учебу в Средней
Азии и за рубежом. В советское время мусульманские священнослужители в основном
были сосланы и расстреляны, а религиозные учреждения разрушены. В этот период
жертвой репрессии оказался и дед знахарки Нуржихан Султановой Ахмадия Биксултанов (ум. 1937 г.), который имел
религиозное образование, трижды совершал паломничество в Мекку и был ахуном. Он излечивал людей от многих
болезней, поэтому Нуржихан его называет баккан атайым («врачеватель-отец»). В 1936 году ахун был арестован и сослан в Байкалострой, а в 1937 г. расстрелян.
Нуржихан рассказывает, что дух ахуна
Ахмадии часто приходит к ней в виде Хизра с блестящим посохом и блестящей
чешуйчатой сумкой (таягы ялтыр, сумкаhы ялтыр, осоп йорогэн кешенен ялтыр, куй, инде анын), обучает ее лечению мусульманскими молитвами, читает
молитву на пищу (ошкороп китте). «Обычно он ходит по домам к больным,
одна женщина в соседней деревне десять лет пролежала в постели, а он ее поднял
на ноги. Вот недавно приходил ко мне домой, оставил свои знания, еще должен прийти» – рассказала Нуржихан [Инф. 13].
Хусаин
Асадуллин (1854–1936 гг.) – указной мулла, учился в медресе Расулия, суфий, мюрид З. Расулева, проживал в д.
Бикберды Сафакулевского района. По словам его внучки-знахарки Хайернисы Шафиковой (1925 г.р.), ее дед
обладал способностью видеть духов потустороннего мира (зэхмэтте курэ торгайны). Он прогонял их, ударяя
своим посохом о ворота или столбы и ругая их: «Эй, мэлгундэр, кайзан мында
ултырып алганhыгыз, хәзер китен аркыры аяк мэлгундэр!» (Ой, окаянные, почему здесь
сидите, сейчас же уйдите, косолапые, окаянные!). У Хайернисы и бабушка, и мать
Маулиса Шафикова (1904–1987 гг.) были знахарями (багымсылар) и
мусульманскими врачевателями, отец Фахрислам учился в медресе Расулия, был
муллой [Инф. 20].
Часто
мусульманские врачеватели подвергались гонениям со стороны властей. Вилия
Шарафутдинова рассказывала, что ее дед Хурамшин Нурахмет также учился в г.
Троицке и был репрессирован. Его старшего сына посадили в тюрьму, а младшего
тоже где-то убили. Бабушка Вилии носила девичью фамилию, что ее и спасло. А дед
перед смертью отдал ее замуж за своего племянника, чтобы она осталась живой.
Вилия вспоминает о своей семье так: «Нас постоянно преследовали как «врагов
народа», часто конфисковали вещи, вызывали в милицию то бабушку, то маму» [Инф.
19].
В пятую
группу знахарей мы включаем «странствующих» знахарей и гадателей.
Среди них выделялись предсказатели по книге «Фалнама».
Они ходили по деревням, зарабатывая себе на хлеб предсказаниями.
Знахарка
Гашура из г. Челябинска лечила мусульманскими молитвами, желающим читала
«Коран» целиком, произносила молитвы над пищей, делала обереги, например,
оберег от головной боли (баш бетеуе). Она также лечила людей от
наговоров (тел-теш басыу) магическим приемом тел-теш кыркыу (досл.
«разрезание языка-зуба»): на длинной зеленой нитке завязывала сорок узелков и
отрезала их ножницами, каждый раз произнося заговор [Инф. 14]:
- Ни кыркаhын? - Тел-теш кыркам. |
- Что режешь? - Язык-зуб режу. |
Гашура
также лечила людей отливанием кот с применением олова.
У
курганских башкир, после лечебной процедуры положено давать знахарю небольшую
сумму денег хайер («пожертвование»). Считается что, чем меньше делает
пожертвование больной, тем скорее получит исцеление и тем эффективнее оно
будет. Если больной не пожертвует ничего, то он может и не исцелиться, или же
вылечиться лишь частично. Кроме денежной, существуют и другие виды оплаты,
например, по словам знахарки Хайернисы Шафиковой, самое большое
пожертвование – это хлеб. Курицу, после того, как ее посадят на сердце больного
при испуге, если она не умрет в ходе процедуры, также отдают знахарю [Инф. 5,
19]. Самым распространенным пожертвованием является женский платок. Считается,
что платок, отданный в качестве хайер, будет укрывать дарителя от
адского пламени. Некоторые больные одаривают знахаря платьем или шалью.
Знахарь,
получив деньги, кладет их на правое колено и читает мусульманские молитвы,
обращаясь к Всевышнему Аллаху с просьбой, дать больному причину исцеления (арыу
булырга сэбэптэрен бирhен), а затем произносит благопожелания. В своих
пожеланиях знахари произносят фразу «мангай бахеттэрен бирhен» (досл. «пусть
даст счастье лба!») [Инф. 19] или же «мандайы ялтырап йороhон!» (досл. «пусть
лоб всегда сверкает!») [Инф. 2], по народным верованиям, «блестящий, сверкающий
лоб» символизирует крепкое здоровье. По другим версиям, знахари сначала должны
читать молитву на хайер, а потом
только должны брать в руки, чтобы болезнь не передавалась.
Таким образом, из приведенной классификации
следует, что в традиционной культуре курганских башкир, люди, обладающие
целительскими способностями, наделяются множеством функций и должны обладать
определенным набором качеств, которые либо передаются по наследству или
получаются от духов, либо раскрываются в человеке неожиданным образом
вследствие какого-то события (летаргический сон, болезнь, видение и т. д.).
Литература
1.
Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь: В 2
т. 11-е изд., стереотип. М.: Живой язык,
2006. Т. 2. С. 578.
2.
Башкирско-русский
словарь / Под ред. З.Г. Ураксина. М.: Русский
язык,
1996. С. 486.
3.
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь /
Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Вост.
лит. РАН, 1991.
Вып. 1. С. 86.
Список информаторов-башкир Курганской
области
1.
Багаутдинова Гафура, д.
Абултаево Сафакулевского района (Полевые материалы автора ПМА (далее: ПМА), 1997 г.)
2.
Галимжанова Махикамал
Сафаргалиевна, 1894 г.р., д. Сулейманово Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
3.
Галимова Мухтарама
Гилемьяновна, 1929 г.р., д. Азналино Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
4.
Ганиева Фания
Тимербулатовна, 1915 г.р., д. Подъясово Альменевского района (ПМА, 1997 г.)
5.
Гилимьянова Рахиля Тухватулловна, 1956 г.р., д. Большое Султаново
Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
6.
Гильманова Салима
Абдрахмановна, 1958 г.р., д. Сарт-Абдрашево Сафакулевского района Курганской
области (ПМА, 2003 г.)
7.
Гумеров Габделвахит
Габделмажитович, 1927 г.р., д. Арасланово Щучанского района (ПМА, 2003 г.)
8.
Закирова Шахарниса
Абдрамановна, 1924 г.р., д. Большое Султаново Сафакулевского района (ПМА, 1997
г.)
9.
Ибрагимова Галия
Султановна, 1922 г.р., д. Арасланово Щучанского района (ПМА, 2003 г.)
10. Идрисова Зульхиза Гайнетдиновна, 1926 г.р., д.
Бухарово Альменевского района (ПМА, 1997 г.)
11. Казеева Камила Муляевна, 1939 г.р., д. Большое
Султаново Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
12. Саитова Фарзия Рахимзяновна, 1941 г.р., д. Абултаево
Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
13. Султанова Нуржихан Фахрисламовна, 1916 г.р., д.
Танрыкулово Альменевского района (ПМА, 1997 г.)
14. Фахаргалеева Шамсибану Мужагитдиновна, 1927 г.р, д.
Большое Султаново Сафакулевского района (ПМА, 1997 г.)
15. Талипова Хабира Шайхисламовна, 1934 г.р., д. Бакаево
Сафакулевского района (ПМА 1997 г.)
16. Хасанова
Махинур Сафаргалиевна, 1932 г.р., д. Мурзабаево (ПМА, 1997 г.)
17. Хакимова Муршида Мажитовна, 1929 г.р., д. Белое Озеро Сафакулевского
района (ПМА, 2003 г.)
18. Шакирова Кабира Исмагиловна, 1925 г.р., д. Танрыкулово
Альменевского района (ПМА, 1997 г.)
19. Шарафутдинова Вилия Шамсутдиновна, 1938 г.р., д.
Сарт-Абдрашево Сафакулевского района (ПМА: 1997, 2003)
20. Шафикова Хайерниса Фахрисламовна, 1925 г.р., д. Белое
Озеро Сафакулевского района (ПМА, 2003 г.)
Сведения об авторе:
Минибаева Заря Ибрагимовна, научный сотрудник отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, кандидат исторических наук (г. Уфа).
Эл.почта: zarymin@mail.ru
Контактный сот. тел. 89174087493; 89625462258;