Лузина О.Н.
Развитие точного интонирования у детей дошкольного возраста
В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы развития форм и методов обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на уроке музыки.
При отборе детей в специализированные музыкальные учебные заведения одним из основных критериев является точность интонирования, соответственно, этому аспекту следует уделять повышенное внимание на музыкальных занятиях с детьми. Однако следует отметить, что точность интонирования – лишь один из множества параметров, характеризующих понятие “музыкальный слух”, причем, возможно, далеко не главный, поскольку довольно быстро развивается с помощью упражнений, в отличие, скажем, от способности запоминания и повторения ритмического рисунка, музыкальной памяти.
Отметим также, что понятие “абсолютный слух” (память на высоту тона) не обязательно сопровождается точным интонированием, поскольку для точного интонирования необходимо не только представление о высоте звука, но еще и определенные навыки и мышечные ощущения для возможности точного воспроизведения звука. Поэтому даже профессиональные музыканты, безусловно слышащие мельчайшие нюансы интонаций, далеко не всегда способны абсолютно точно воспроизводить мелодию, прежде всего, из-за отсутствия систематических занятий вокалом и, соответственно, недостаточной развитости вокального аппарата.
При работе с детьми дошкольного возраста чистоте интонации и выразительности пения надо уделять особое внимание. Это обусловлено спецификой детского восприятия. Дети учатся говорить и петь, копируя взрослых. Это в свою очередь, предъявляет повышенные требования к профессионализму педагога: результат будет положительным только в том случае, если сам педагог поет выразительно, интонационно чисто, т.к. дети обладают удивительной способностью к воспроизведению не только хорошего, но и плохого.
В начале систематических занятий дети в младшей группе, в большинстве непривычные к музыке, откликаются на нее слабо и не сразу. Обучение лучше проводить на простых ритмичных песнях, сопровождающихся простейшими движениями, вовлекая детей под эту песню в игру. Характер движений мелодии определяется характером мелодии. Не сразу, постепенно эта песня, ее звучание ассоциируются в сознании детей с радостью, удовольствием. Дети, как показывает практика, на первых занятиях вялые и рассеянные, через некоторое время начинают играть активнее и веселее, выполнять охотно и самостоятельно несложные действия игры, внимательнее слушать и быстрее узнавать знакомую мелодию. Задача музыкальных игр, плясок, упражнений - активизировать и организовать эмоциональный ответ ребенка на музыку в доступной ему форме через движение.
При выборе “репертуара” следует особо тщательно выбирать удобную тональность, а также диапазон произведений, постепенно расширяя его по мере усвоения учащимися нотного материала и закрепления вокальных навыков.
Пение без слов обычно практикуют на гласных звуках, однако интонирование на согласных может быть даже полезнее, особенно на начальной стадии обучения, так интонирование на звонких согласных (например, “м” или “н”) способствует выработке ощущения высокой позиции и опоры дыхания, а интонирование на звуке “р” способствует освобождению корня языка. Кстати, “рычат” дети с большим удовольствием.
То, что пение без сопровождения содействует выработке чистоты интонации, ее гибкости, подтверждается многовековым опытом народного хорового исполнительства. Пение a`cappella дает уникальную возможность научить ребенка музыкально мыслить и действовать самостоятельно, скорее становиться исполнителем. Не следует злоупотреблять пением под аккомпанемент: инструмент мешает учителю слушать ученика, а ученикам друг друга.