Галиуллина Н.И.

КССМШИОД, Казахстан

ВЛИЯНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Одной из важнейших в музыкально-исполнительском искусстве является проблема психологической подготовки юного музыканта-исполнителя к концертному выступлению. Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов.

На сценическое состояние артиста оказывают влияние все психические процессы, протекающие в момент исполнения музыкального сочинения. Выделяют наиболее важные: исполнительское внимание и воля; слуховые представления; оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения; гибкость психологической адаптации; музыкальную память.

В музыкально-исполнительской деятельности наблюдается определенная зависимость – музыканты, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы (холерики), чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности (флегматики) чаще впадают в состояние «творческой апатии». Труднее прочих преодолевают нездоровые формы сценического волнения музыканты со слабым типом нервной системы (меланхолики).

В известной нам музыкально-педагогической литературе не описан круг исполнительских проблем, характерных для музыкантов того или иного темперамента. Однако Федоров Е.Е. на основе собственного исполнительского и педагогического опыта сделал такую попытку.

Характеризуя исполнителя с темпераментом флегматика, он отмечает их относительно небогатую шкалу динамических оттенков. Им часто недостает артистизма в исполнении. Иногда незаметно для себя таким исполнители замедляют темп, имеют тенденцию передерживать длинные ноты, запаздывать со вступлением после пауз. Они чувствуют себя скованно, когда вынуждены обращаться к непривычному композиторскому языку. Не проявляют инициативы в организации своих выступлений. Предпочитают не менять партнеров по ансамблю. Работают методично, спокойно. Охотно опираются на ранее приобретенные исполнительские навыки. Менее других подвержены негативным формам эстрадного волнения.

Изучая сочинения, исполнители с темпераментом холерика, прилагают усилия для достижения органического единства эмоционального и рационального начал. В исполнительской интерпретации ярко проявляется волевое начало. Игра холериков, как правило, отличается высоким артистизмом. Они стремятся играть ярко и выразительно. Часто испытывают трудности при ритмической организации музыкального материала. Имеют склонность незаметно для себя ускорять темп, сокращать паузы. Тяжело переживают неудачи.

В некоторых случаях эмоциональное начало у исполнителей сангвиников превалирует над рациональным, им приходится обуздывать неуправляемые эмоции. Работают неровно – перед ответственным выступлением много и увлеченно занимаются, после выступления с трудом преодолевают свое нерасположение. Предпочитают работать над пьесами, но не над инструктивным материалом. Сангвиники охотно ищут применение своим творческим силам, проявляют инициативу в организации своих выступлений, но им быстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое они сами выбрали. Гибко адаптируются к непривычным условиям работы. Неудачи переносят относительно легко.

Как правило, исполнители с темпераментом меланхолика очень тщательно прорабатывают детали исполнения, много внимания уделяют подробностям интерпретации. Часто им недостает масштабности исполнения, артистической раскрепощенности, творческой смелости. Медленно адаптируются к непривычным условиям работы. Особенно тяжело страдают от негативных форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно.

В своей практике музыкальные педагоги часто могут сталкиваться с тем, что за годы учебы и в начале творческой карьеры музыкант демонстрирует все признаки меланхолического типа темперамента, но с приобретением исполнительского и артистического опыта многие свойства его нервной системы подвергаются перестройке. Некоторые ранее доминировавшие особенности его психики постепенно становятся незаметны, а другие, существовавшие ранее латентно, выдвигаются в ходе постоянной тренировки на передний план. Музыкант гибче адаптируется к вредным формам сценического волнения. Привыкает обходиться без мягких напутственных слов перед выходом на эстраду, учится играть при большом стечении публики не хуже, чем в домашней обстановке. Таким образом, перестройка врожденных свойств психики – процесс сложный, требующий многих лет напряженной работы над собой.

Известно, что в чистом виде темпераменты встречаются редко, и хотя в творческой работе музыканта преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдаться также отдельные особенности, свойственные другому. Ежедневное решение схожих исполнительских проблем, постоянное выполнение одних и тех же творческих задач постепенно меняют психику человека.

Чтобы самостоятельно определить слабые стороны своей творческой индивидуальности и выбрать наиболее полезную для себя методику психологической подготовки к концертному выступлению, надо обладать немалыми знаниями. Полагаем, что предложенная Федоровым Е.Е. структура сторон личности, влияющих на формирование того или иного сценического состояния, описание исполнительских проблем, характерных для музыкантов разных темпераментов, и методики преодоления негативных форм эстрадного волнения окажут молодому исполнителю помощь в психологической подготовке к концертному выступлению.