Ахметшина Р.З.
Студентка 6 курса
Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского Федерального
университета, Россия
Традиции воспитания в
педагогической системе В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский в своей педагогической практике в 50-60-х годах прошлого века блестяще воплотил культурно-педагогическую традицию, суть которой состоит в приоритете воспитания перед обучением. Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время, не совпадали с официальной доктриной формирования личности.
Сухомлинский исследовал и применял связи образования с нравственным воспитанием, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическими средствами считал познание личности ребенка, слово, общение детей с природой, друг с другом.
В. А. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.
Василий Александрович считал, что сущность важной воспитательной задачи заключается в том, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. В своей системе умственного воспитания Сухомлинский использовал трудовые задания, главная цель которых – формирование мировоззрения. Он считал, что для формирования мировоззрения очень важно, чтобы мыслительные операции находили отражение в практической деятельности ученика.
Еще одной важнейшей воспитательной задачей Сухомлинский считал то, чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деятельности.
Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
Творчество
Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой
научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом.
И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила
педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в
теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный,
революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Таким образом, выделяют
принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических
ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России:
принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей
социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности
образовательного учреждения новым содержанием, толерантно ориентированным;
принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса. Мы
полагаем, что педагогический опыт Василия Александровича Сухомлинского должен
быть оценен с современных позиций и его необходимо активно использовать для
будущего развития образования в России.