Система этнического воспитания школьников

на казахских народных традициях

 

Социально-экономические  преобразования в Республике Казахстан сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей, требуют переосмысления и значительного приращения функциональных и универсальных знаний, их реализацию через систему образования, осмысления с новых теоретических позиций многих сфер деятельности современной школы, в том числе воспитание учащихся.  Как известно, воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Оно протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в процессе воспитания – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъектов деятельности, как личности и как индивидуальности. В совокупности факторов, определяющих успех формирования нового человека и воспитания  подрастающего поколения, важнейшая роль принадлежит учителю.

В условиях возрождения национальных культур, восстановления духовности каждого народа проблема раз­вития национальной школы является одной из главных. Развитие национальной школы предполагает,  прежде всего   преобразование воспитания самопознания подрастающего поколения как свидетельство принадлежности его к данной нации.

Формирование национального самосознания и его развитие, осоз­нание себя представителем своего народа - это первая основная цель в демократическом преобразовании национальной школы. Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как источник эмпирических знаний, сведений, идеалов, взглядов, представлений, установок воспитательных действий, выступающих в единстве педагогической мудрости и педагогической деятельности народа [1].

Этническая система обучения и воспитания, ее богатое содер­жание, многообразные методы и средства направлены на форми­рование гармоничной личности, в том числе ее национального самосознания. Все воспитание подчинено тому, чтобы традици­онное мировоззрение, народная философия стали достоянием всех представителей этноса. Народная мораль, мировоззрение представлены в этнопедагогике в форме идеала добра, красоты, свободы и любви.

Приобщение к истокам народного воспитания актуально для всех времен и народов. Этнопедагогика,  как феномен демократии и гуманизма способна обогащать теорию и технологию школьно­го обучения. В школе в условиях учебного процесса осуществля­ется приобщение детей к этнической культуре и национальным ремеслам. Это происходит и в школе, где у школьников формируется национальное самосознание, профессиональные умения по воспитанию подрастающего поко­ления в духе прогрессивных народных обычаев, традиций, уста­новок, норм поведения, передававшихся из поколения в поколе­ние. Педагогическая культура народа и мысль, сохранившаяся в памятниках устного народного творчества, управляют поступка­ми, действиями, чувствами людей.

Осмысление прогрессивных традиций прошлого, возрождение духовной культуры, национальной культуры личностью проходят через семью, школу, внешкольные организации и другие учреждения образования. Младший школьник с его потребностью в знаниях, в новых впечатлениях, с его высоким уровнем эмоционально-образного восприятия окружающего мира и интересам к нему расположен к формированию элементарного сознания, как гуманному способу понимания собственного бытия в ней.

Этнопедагогика является составной частью педагогики и как наука имеет свое содержание, принципы, закономерности развития, свой предмет - народное воспитание.   Народное воспитание - это регионально-этническая система, вклю­чающая формирующегося целостного человека с его национальным са­мосознанием, нравственным, эстетическим отношением к действительности. В традициях сконцентрировано выражается национальная психика, выработанная в ходе длительного исторического развития. Отсюда – первичность традиции и вторичность тех изменений, которые происходят или могут произойти в сознании народа, его интеллектуальной жизни. Понятие традиции, если взять обособленно, - явление, присущее не только литературе, не только искусству. Традиции, традиционное проявляется во всех областях человеческой жизни вообще. Недаром все, что переходит от одного поколения к другому, что унаследуется от предшествующего времени, например, идеи, взгляды, вкусы, образ мышления и даже привычки обозначаются словом традиция или обычаи. Отсюда – их большая стабильность, большая сопротивляемость воздействию времени. Как продукт длительного развития, традиции присутствуют во всех сферах человеческой деятельности. Помимо устойчивости та или иная традиция отличается объективностью своего происхождения, ибо она произведена от самой жизни, от деятельности народа, который является его носителем [2].

Народная педагогика изучает народные воспитательные традиции, обычаи, культуру, в которых хранится и передается социальный опыт. Через традиции у подрастающего поколения формируется национальное самосознание, происходит приобщение к духовному богатству народа. Традиции сильны своей целесообразностью и психологическим меха­низмом воздействия на душу ребенка соответственно и продуктивными результатами. Народная педагогика служит сохранению определенного порядка вещей, определенного образа жизни и правил, тех норм, навыков, кото­рые давали бы человеческому сообществу и его культуре максимальные шансы на сохранение и развитие.

Народная педагогика сохраняет педагогическую историю народа, этнопедагогика имеет своим предметом историю, теорию и практику воспитания личности на народных традициях и культуре.

Человек входит в человечество через национальную индиви­дуальность: другого входа нет. «Национальный человек — боль­ше, чем просто человек, в нем есть разные черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные. Можно поже­лать братства и единения всех народов Земли, но нельзя желать, чтобы с лица Земли исчезли выражения национальных ликов, на­циональных духовных типов и культур» [3].

В исследовании Г.Н.Волкова проблемы преемственности народной и научной педагогики подчеркивается, «что народная  педагогика не поднимается до научного обобщения, раскрывающего причинные связи, она осуществляет лишь эмпирическое обобщение, констатирующее некоторую повторяемость явлений. Народная педагогика представляет собой совокупность обобщений, не связанных друг с другом. В народных педагогических воззрениях нет системы, знания народа о воспитании фрагментарны, отрывочны. Научная же педагогика есть целостная система, пронизанная едиными принципами» [3].

Для определения предмета народной педагогики важны результаты исследований        А. Л.Бугаевой,         П.И.Батуриной,        Д.И.Леонова, Т.Ф.Кузиной.   З.П.Тюменцевой,  Э.И.Сокольниковой,   Особенное значение имеют труды Т.И.Петровой по исторической этнопедагогике. Исследователи выделяют три подхода к народной педагоги­ке: 1 подход - где народная педагогика представлена как сумма воспитательных отношений; II подход - где народная педагогика рассматривает­ся как педагогическая практика, III подход – где народная педагогика  представляет собой сумму педагогических идей.

Народное воспитание - это национальная сис­тема воспитания формирующегося целостного человека с его нацио­нальным самосознанием, нравственным, эстетическим, экологическим отношением к действительности [4].

Основная задача этнопедагогики как науки - выявление особенно­стей этнической культуры, ее системы традиционного народного воспи­тания и поиск педагогических условий совершенствования образова­тельно-воспитательного процесса средствами народной педагогики.

Народная педагогика является одним из компонентов духовной культуры человеческого сообщества. Но и сама культура является лишь одним из элементов другой, более сложной системы - человеческого со­общества со всем разнообразием отношений, в которых и формируются педагогические знания. Педагогические знания появляются как ответ на экономические, культурные, социальные запросы общества,

В духовной культуре собраны общечеловеческие и национальные ценности общества, и их освоение отдельным человеком делает его субъ­ектом цивилизации, а характер духовного общения на основе культур­ного достояния общества определяет уровни жизнедеятельности всех и каждого человека. Существенна разработка этой проблемы и в области социологии и педагогики. Также актуальны определенные Г.Н.Волковым понятия стереотипов (устойчивых словосочетаний, характеризующих тот или иной народ, его менталитет) и автостереотипов, характеризующих самопредставление каждого народа о своих особенных качествах. В этнопедагогической концепции национальной школы подчеркиваются основные национально-этнические черты и те, которые находятся в дви­жении, причем в автостереотипах запечатлены концентрированно выра­женные программные цели и содержание народного воспитания.

Воспитание интереса к народным традициям - процесс целенаправленный, систематический, перспективный. Среди факторов, пози­тивно влияющих на развитие интересов у школьников к народным традициям, можно назвать следующие: содержание материала; совместная деятельность учителя и учащихся, отношения между педагогами и вос­питанниками.                                                                     

Особое значение приобретают методы воспитания учащихся, такие как метод организации проблемной ситуации, ситуации нравственного выбора и оценки, сравнительно-сопоставительный метод, а также ряд частных методик, которые в условиях воспитывающего обучения сами становятся средством нравственного воспитания школьников.

Эти методы применяются при организации систематической деятельности, т.к. действовать, сохранять традиции, закреплять их, упраж­няться в них особенно важно для многих традиций (привитие трудолю­бия, уважения к старшим, почитание родителей, формирование гуман­ных отношений и взаимного уважения между людьми). В этой деятель­ности следует обратить внимание на создание положительных эмоций у детей, их стимулирование на организацию такой деятельности, которая бы имела для детей и личный, и общественный смысл.

Особенно важно ставить школьника в ситуацию нравственного выбора и оценки их поведения при следовании традициям. Результаты на каждом этапе достигаются определенной системой педагогических воздействий, особенно использованием частично поисковых методов, сюжетно-ролевой игры, постановкой новых познавательных задач, с учетом индивидуально - дифференцированного подхода к школьникам с разным уровнем развития интереса; Общая модель поэтапного форми­рования интереса к народным традициям интерпретируется в особые подходы с учетом развития интереса у учащихся.

Основными положениями, помогающими педагогу вести эту рабо­ту целенаправленно, являются следующие:

- народное воспитание - это социокультурное явление, осмысление его позволяет реализовать потребность общества в духовно-нравственном оздоровлении общественного сознания;

- народная педагогика позволяет осознавать подрастающему поко­лению  общечеловеческие ценности и пользоваться ими, что развивает их духовный мир;          

- в духовный мир школьника входит и новое мировоззрение, вклю­чающее в себя отношение к социокультурным процессам, происходящим в природе и в обществе (в том числе и к процессам национального само­сознания, возрождения народа, его духовной культуры);

-  позиция школьного учителя-воспитателя связана с помощью в социальной адаптации школьнику, в развитии его духовного мира и ин­дивидуальных способностей;

- активизация интереса школьника к национальной культуре, тра­дициям, обычаям в школе и семье является фактором дальнейшего раз­вития его нравственной культуры и глубокого восприятия им общечело­веческих ценностей;

-  широкое включение прогрессивных национальных традиций в содержание нравственных знаний, эмоционально-нравственное сочувствие им, введение их в обыденную жизнь, нравственное повеление школь­ника являются компонентами, участвующими в формировании их нрав­ственной культуры, в социализации личности.

 

Литература.

1.  Калыбекова А.А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Алматы 2006г.-364 с.

2. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции в общественной жизни.

3. Волков Г.Н. Родник педагогической мудрости //Сов. педагоги­ка. - 1989.-№7.-С.37.

 4. Бугаева Л.П. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики и нравственном воспитании младших школьников (на материале нац. Школ народностей Крайнего Севера). Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1987. - 165 с