Д.п.н., доцент
Коваленко В.И.
Старший преподаватель
Верховод Н.А.
Ассистент Губаренко
И.В.
Белгородский государственный
институт искусств и культуры, Россия
ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Современная
профессиональная школа в своем настойчивом стремлении к качественному изменению содержания и результата
обучения ищет новых путей в работе со студентами. Сегодня как никогда важно
формировать у подрастающего поколения творческую целеустремленность, желание и
готовность работать и добросовестно, и высокопрофессионально.
В
системе подготовки современного специалиста одним из направлений, позволяющих
преодолеть разрыв между требованиями реальной жизни и обособленностью системы
обучения, увеличить потенциальную возможность обучать с учетом социальных и
экономических потребностей завтрашнего дня, является широкое использование
наиболее
эффективных педагогических технологий в образовательном процессе.
Сущность педагогической технологии как всеобъемлющего многостороннего
явления лучше всего была определена Ассоциацией по педагогическим коммуникациям
и технологиям (США, 1979): «Педагогическая технология – это комплексный,
непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации
деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и
руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний».
Свое определение технологии дала ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это
системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания
и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействий, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования».
Иначе говоря, педагогическая технология – это связанные в одно целое
методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие
достижение цели; технология – это все что находится между целью и результатом [4:378].
В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном
образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение
различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического
процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения,
учебно-познавательную деятельность.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к
жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации образовательного
процесса на потенциальные
возможности человека и их реализацию. Образовательный процесс, построенный на основе инновационных технологий,
способен обеспечить готовность
выпускника к усвоению новых знаний, профессиональной мобильности и
конкурентоспособности на рынке труда.
Под инновациями (от англ. innovation) в общем смысле следует подразумевать нововведения в педагогической системе,
улучшающие течение и результаты образовательного процесса. Инновации, прежде
всего, связывают с новыми технологиями, так как современная практическая
педагогика становится более технологичной. Проектирование образовательных
технологий в отличие от методического «обобщения опыта» основывается
исключительно на хорошо известных, апробированных, не вызывающих сомнения
фактах. Технолог не экспериментирует, а имеет дело с предсказуемым результатом,
так как технология не допускает вариативности, а ее главное назначение –
получение гарантированного результата на основе ключевого решения. В свою
очередь, понимание ключевого решения открывает смысл всего остального,
выстраивающегося в систему взаимно необходимых элементов.
Инновации как многомерное
явление в области образования направлены на
качественное обновление педагогической деятельности. Внедрение инноваций в образовательный процесс
предметно проявляется в следующих
функциях инновационных технологий:
- в
моделировании профессиональной деятельности как педагогической системы
обучения;
- в развитии профессиональных способностей обучаемых;
- в совершенствовании качества образовательного процесса.
Основными
детерминантами инновационного содержания профессиональной подготовки являются:
новые требования, предъявляемые развивающимся
обществом к системе профессиональной подготовки; информатизация общества; возрастание роли
субъективного (личностного) фактора в
обучении; внутренние потребности развития самой системы профессиональной подготовки.
Приоритетными инновационными
технологиями являются интерактивные технологии обучения, которые
рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в
процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов
образовательной деятельности. Понятие «интерактивный» позаимствовано из
компьютерного словаря, где оно обозначает возможность пользователя обмениваться
информацией с компьютером, направлять развитие процесса, который он видит на
экране, по собственному усмотрению [2].
Сущность интерактивных
технологий обучения состоит в том, что они опираются не только на процессы
восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное
мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться,
взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить,
решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций,
ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
В интерактивных
технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли
информатора – роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия – субъект
взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для
освоения действий и операций).
Технологии интерактивного
обучения делятся на неимитационные и
имитационные [3:218] (таблица 1).
Таблица
1
Технологии интерактивного обучения
Сравниваемые
показатели |
Неимитационные
|
Имитационные
|
Цели |
Передача информации, создание предпосылок для развития общих и
профессиональных навыков и умений |
Знакомство с различными видами профессионального контекста,
формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной
деятельности |
Особенности организации учебного занятия |
Проблемное содержание обучения, применение технических средств |
Игровая процедура в работе с моделью, имитационно-игровые
ситуации |
Формы и методы |
Проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой
штурм», кооперативное обучение (учебное сотрудничество) |
Неигровые формы: анализ конкретных профессиональных ситуаций. Игровые формы: дидактическая игра, стажировка с выполнением
должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование |
Тактика обучения |
Диалогическое взаимодействие педагога и обучаемых |
Общение обучаемых между собой и с педагогом в процессе имитации |
Таким образом, неимитационные технологии не
предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит
имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в
условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в
реальной системе.
Рассмотрим
сущность основных форм и методов технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция предполагает постановку
проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции
моделируются противоречия реальной практики через их выражение в теоретических
концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение студентами знаний при
непосредственном действенном их участии. Среди моделируемых проблем могут быть научные, социальные, профессиональные,
связанные с конкретным содержанием учебного материала.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью
установления путей ее решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического
общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность студентов,
прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и
убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Действующие лица на
семинаре-диспуте выполняют различные функции [2:40-42] (таблица 2).
Таблица 2
Функции действующих лиц на
семинаре-диспуте
Действующее
лицо |
Выполняемые
функции |
Докладчик |
Излагает в тезисной форме существо защищаемой точки зрения,
позиции, основные положения, факты |
Содокладчик |
Подкрепляет аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию
докладчика |
Оппонент |
Демонстрирует контрпримеры и контраргументы, излагает иную точку
зрения |
Эксперт |
Проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов,
определяет области их истинности |
«Провокатор» |
Задает «каверзные» вопросы, приводит неожиданные примеры,
инициирует общую дискуссию |
Ассистент |
Осуществляет материально-техническое обеспечение (плакаты,
схемы, кодограммы, видеозапись и т.д.) |
Учебная дискуссия используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо
дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются
альтернативные ответы.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор
как можно большего количества идей, освобождение студентов от инерции мышления,
активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при
решении поставленной проблемы. Основные принципы и правила этого метода –
абсолютный запрет критики предлагаемых участниками идей, а также поощрение
всевозможных реплик и даже шуток.
Кооперативное обучение основывается на взаимном обучении при совместной работе
студентов в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества заключается в
том, что студенты объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того,
чтобы выполнить общее задание или достичь общей цели.
Дидактическая игра предполагает, что в ее процессе студент должен выполнить
действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной
деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация
знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Стажировка с выполнением должностной роли предполагает, что «моделью»
выступает конкретная сфера профессиональной (практической) деятельности, а
имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности) под контролем
преподавателя.
Имитационный
тренинг предполагает
отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными
техническими средствами. В данном случае в качестве «модели» выступает само
техническое средство (тренажеры, приборы и т.п.).
Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого
разрабатываются различные виды проектов в игровых условиях, максимально
воссоздающих реальность. Этот метод сочетает индивидуальную и совместную работу
студентов и требует от каждого участника знания технологии процесса
проектирования, а также умения вступать в общение и поддерживать межличностные
отношения с целью решения профессиональных вопросов [3: 222].
В заключение
необходимо отметить, что применение интерактивных форм и методов обучения
требует иной, нестандартной организации образовательного процесса. Организация
учебных занятий по интерактивной схеме предоставляет студентам следующие
преимущества:
- возможность
усвоения знаний в процессе активной собственной деятельности;
- использование
поддержки членов группы для быстрого приобретения необходимых знаний и умений;
- максимальную
возможность отстаивания собственных способов решения поставленных задач;
- активное
вмешательство в течение дидактического процесса.
Литература:
1.
Гузеев, В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.,
2010. – 223 с.
2.
Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368
с.
3.
Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М.:
Высшее образование, 2010. – 574 с.
ЗАЯВКА
На участие в работе III Всероссийской (с международным участием)
научно-практической конференции «Социокультурное пространство России: проблемы
и перспективы развития»
Фамилия, имя, отчество |
Верховод Наталья Андреевна |
Ученая степень |
- |
Ученое звание |
- |
Место работы |
Белгородский
государственный институт культуры и искусств |
Должность |
Старший преподаватель |
Домашний адрес |
308036, г. Белгород, ул.
Есенина, 36, кв. 20 |
E-mail |
- |
Контактный телефон |
73-01-51 (дом.) |
Форма участия |
Заочная |