Филологические
наука/1.Методика преподавания языка и литературы
Григорян М.Р.
Армянский
государственный педагогический университет им. Х.Абовяна, Армения
О принципах и приемах анализа
литературного произведения в армянской аудитории
В связи с геополитическими изменениями, произошедшими за
последние десятилетия, школа в Армении претерпела значительные изменения.
Изменилась система школьного образования, содержание обучения, подходы и критерии. Русский язык в
школьном обучении приобрел статус
первого иностранного, в результате
изменились школьные программы, способы преподнесения материала, контроля
знаний. Предмет «Русская литература» стал циклом, включенным в курс
практического русского языка на последнем этапе школьного обучения в старшем концентре. Материал,
представленный в учебниках, позволяет учащимся составить лишь фрагментарное
представление о русской литературе, «не всегда соответствует требованиям по
наполнению их современной филологической информацией», «не стимулирует (или
слабо стимулирует) развитие речемыслительной деятельности
учащихся» [3, 185]. Но
характерный для переживаемой эпохи
интерес к гуманитарному знанию и бесспорная важность
изучения художественной литературы для поддержания интереса к русскому языку,
который является не только рабочим языком ООН, но и проводником в богатейшую
русскую и мировую культуру и практически обеспечивает доступность последних достижений научной мысли, в том
числе, в Армении, подводят нас к
необходимости искать пути углубления знаний хотя бы посредством элективных
курсов для учащихся гуманитарного
профиля старшей школы. Нами разработана программа элективного курса по русской
литературе «В мире художественного слова: анализ и интерпретация текста» (16-20
часов в 10 классе). Занятия по этому
курсу не только приобщают учащихся к
богатству русского слова, но и сформируют
навыки и умения самостоятельной
интерпретационной работы с прозаическими произведениями (рассказ, повесть), что
будет способствовать развитию их речи и мышления, даст возможность углубить знания по теории и истории
литературы. Разработанная нами программа и методическое руководство к ней
обеспечат повышенный уровень изучения
профильного предмета, а также практические
знания и необходимые навыки, которые
будут полезны в подготовке к ЕГЭ. Материал, включенный в предлагаемый курс, - это
лучшие образцы русской литературы малых жанров, не охваченные учебником, что
соответствует требованиям к подобным курсам. При отборе
литературных текстов учитывалось, насколько они отражают специфические черты
поэтики того или иного писателя, их репрезентативность. Содержание курса
может варьировать по желанию учителя, в зависимости от его пристрастий и
степени языковой подготовки учащихся. Художественный
текст как универсальный феномен можно считать исходной и конечной единицей в
обучении языку. Анализ – не самоцель, а средство эстетического и интеллектуального развития. Активизируя
мыслительную деятельность учащихся и их эмоциональную сферу, художественный
текст вызывает ассоциации и образы. Как сраведливо отметила
И.П. Слесарева, «специфика художественного
произведения состоит в имплицитности
выражения содержания авторского замысла. Это принципиальная особенность
художественного произведения основа для возбуждения поисковой активности
читателя - имеет несколько следствий для обучения языку”. Поиск авторской идеи и анализ ее выражения в
произведении создают условия для целенаправленной поэтапной речемыслительной деятельности [7, 57]. Для реализации
программы элективного курса мы предлагаем методические рекомендации, которые
обосновываются следующими рассуждениями. Художественный текст - это эстетический феномен, его анализ предполагает взаимодействие лингвистического и
литературоведческого подхода к нему. Как справедливо отметил М.М.Бахтин, «литература
не просто использование языка, а его художественное познание» [1, 5: 287]. Подлинно художественный текст требует от
читателя истолкования, потому что характеризуется множественностью и
многомерностью смыслов, а интерпретация, по мнению П.Рикера, это «работа мышления, которая состоит в
расшифровке смысла, стоящего за
очевидным смыслом» [6; 18]. На занятиях по элективному курсу старшеклассники,
постигая смысловую глубину и эстетическое совершенство художественного
произведения, выходят на глубинные, философские «слои» произведения, то есть от
первичного восприятия текста переходят к более
глубокой его интерпретации. На
примере анализа повести А.П.Чехова “В овраге”, предложенной в программе
элективного курса “В мире художественного слова”, продемонстрируем приемы и принципы работы с текстом в армянской аудитории. Предлагаемый нами алгоритм задает схему
последовательных аналитических действий, направленных на постижение глубины
смысла и богатства формы его выражения,
а также выявления авторской позиции. Сообразно
особенностям структуры и образной системы текста анализ его в рамках алгоритма
допускает различные подходы, о чем также пишет Калганова в своей статье
«Алгоритм» [4, 38-39]. Такое
разнообразие повышает интерес учащихся к процессу и учит вести диалог с
текстом. И, самое главное, избавляет от механистичности, которая охладит эмоции
и убьет интерес к чтению. Здесь могут быть даже интересные и неожиданные
открытия как для учеников, так и для учителя, к тому же продемонстрируется его
профессиональное мастерство. Основные принципы анализа: от слова к
многозначности; от формы к содержанию и обратно – к форме. Л. Выготский
в своей работе «Психология искусства», наблюдая механизм восприятия
произведения искусства и прослеживая развитие эмоции, обнаруживает, что «происходит как бы короткое замыкание
двух противоположных токов, в котором самое противоречие это взрывается,
сгорает и разрешается» [2; 185]. Поэтому
полагаем, что при анализе художественного текста следует исходить из
противостояния, конфликта, несоответствия, контраста, разнонаправленности
действий и побуждений, противоречивости явлений, поступков. Повесть А.П.Чехова «В овраге» не
только представляет специфику творчества писателя, но интересна своей
актуальностью, проблематикой, конфликтностью. Методист М.И. Шутан
справедливо замечает, что “ученики работают непосредственно с текстом как
семиотической, знаковой структурой, где действуют синтагматические законы, а
синтагматичность, как известно, это способность знака к соединению с другими
знаками. Воспроизведение, трансформация, истолкование авторского текста,
актуализация межтекстовых связей, создание нового текста - это различные
учебные методы, нацеливающие школьников
на работу с литературным произведением как знаковой системой” [8; 22]. С этим трудно не согласиться. Весьма
продуктивным будет использование на уроке интерактивной доски, на которой можно
демонстрировать отобранный текстовый материал, что поможет вдумчиво прочитать,
осмыслить, обсудить всем классом и сделать выводы. Учащиеся могут воспользоваться текстами, аудиозаписями, а также
поиском ключевых слов и повторов на сайтах электронных библиотек: rvb.ru, imwerden.de, feb-web.ru, ruscorpora.ru, rifmovnik.ru. Занятие
по повести «В овраге» предваряет
самостоятельное «медленное» чтение. Учащиеся делятся на 6 групп по 3-4
человека, каждая группа получает карточку с вопросами и заданиями по одному или
двум персонажам,отбирает, изучает и
готовится представить текстовый материал для дальнейшего обсуждения в классе. На
занятии после вступительного слова учителя учащиеся представляют своих
персонажей. Цель учителя – собрать воедино панораму исследованного учащимися
материала, дать направление для анализа–синтеза в единстве формы и содержания,
подвести их к интерпретации. Примерная парадигма вопросов:
а) описание героя, его занятия, цветовая, звуковая
характеристика; б)
пространство героя и его отношение к нему ; в) ключевые слова и повторы в
характеристике и описании персонажей; г)
желания и мечты героев, противоречия или расхождения в описании, словах,
поступках персонажей;
д) описание пространства в начале повествования и в
конце; е) сравнение
героев в начале и в финале повествования; ж) природные символы и их
интерпретация и др.. Карточки по персонажам содержат более конкретные
вопросы. Предлагаются также проблемные вопросы. На занятии учащиеся повторяют
теоретико-литературные понятия, такие как символ, категория художественного
пространства. Ю.М. Лотман дает доступное для понимания школьников толкование в
«Приложении для учителя» [5, 213]. Мы также
предлагаем дать схему расширения
пространства
Костыль__________________________________Вавила
Липа_______________________Прасковья
Варвара______________Анисим
Цыбукин______Аксинья
Дается обобщающая характеристика идейно-эстетического содержания. В заключении делаются
выводы по авторской позиции – о
пагубном воздействии человеческой деятельности с целью обогащения на природу
и людей, об утрате гармонии. Для сопоставления с другим
произведением в контексте творчества
писателя можно предложить рассказ “Пари”. После
анализа 2-3 произведений следующие 2-3
текста анализируются учащимися самостоятельно. Затем можно предложить сделать
исследовательский проект.
Литература
1.
Бахтин
М.М. Язык в художественной литературе
// Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. – М., 1997.
2.
Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
3.
Есаджанян
Б.М., Амирханян А.М. Роль и место творчества А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого в
филологической подготовке учителя русского языка и литературы в Армении // Сб.:
Материалы международной научно-практической конференции “А.С.Пушкин: русскоая и национальная литературы”. –
Ереван, 2012.
4.
Калганова
Т.А. Алгоритм // «Литература в школе», 2012, № 7.
5.
Лотман
Ю.М. Методическое приложение для учителя // Учебник по русской
литературе для ср. школы. - М., 2001.
6.
Рикер
П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. - М., 1995.
7.
Слесарева
И.П. Художественный текст в практическом курсе русского языка для иностранцев
филологов // Теория и практика обучения иностранных студентов филологов: Сб.ст.
/ Сост. Н.А.Лабанова, А.Р. Балаян. - М., 1984.
8.
Шутан
М.И. Ученик и художественный текст // «Литература в школе», 2012, № 1.