д.ф.н., проф. Черный И.В.
Харьковский национальный университет
внутренних дел, Украина
Современное женское фэнтези Украины
Современная фантастическая проза Украины
довольно разнообразна в жанровом и идейно-тематическом плане. Поэтому,
естественно, не представляется возможным осветить в одном докладе все аспекты,
связанные с нею. Наша задача скромнее: познакомить аудиторию с наиболее
интересными образцами современного так называемого «женского» фэнтези Украины,
сосредоточившись на творчестве двух наиболее ярких, успешных и показательных
его представительниц – Оксаны Панкеевой и Натальи Щербы.
Четко обозначить то жанровое поле, которое
разрабатывает Оксана Панкеева, довольно сложно. Более всего циклу «Хроники
странного королевства» (центральное произведение автора на данный момент)
подходит определение технофэнтези, поскольку в книгах писательницы соседствуют
достижения современной науки и технологии будущего с условным средневековьем с
населяющими его сказочными существами и артефактами. Но этим далеко не исчерпывается
жанровая специфика цикла. Технофэнтези – лишь общая тенденция, объединяющая все
тома сериала. Если взять каждую из одиннадцати входящих в него частей по
отдельности, то становится очевидным, что автор пробует себя в различных
жанрах. Тут есть и любовно-сентиментальная драма, и иронический детектив, и
городское фэнтези, и шпионский боевик, и политический триллер.
Поэтика цикла Панкеевой очень близка жанру
мыльной оперы. Имеется некий вымышленный мир, внешне средневековый, но весьма
похожий на современный, несколько пар персонажей, образующих несколько сюжетных
линий. И на этом фоне со сменяющимися декорациями идет повествование о буднях
людей, неким образом связанных друг с другом в единое сюжетно-тематическое
целое. У них возникают определенные проблемы, благополучно решающиеся на
протяжении одной или нескольких книг, затем появляются новые, чтобы снова
разрешиться, и так без конца. При таком подходе в сериале может быть сколько
угодно частей.
Панкеева строит свои тексты по
кинематографическому принципу сменяемости/чередования сюжетных линий,
напоминающему калейдоскоп. Тема любви чередуется с темой государства и
революции, психоделические метания и копания в подсознании переходят в описания
контактов людей и нелюдей, рассуждения о высоком искусстве (магии, музыки,
театра, литературы) сменяются анализом природы власти, зла, веры.
Мир Дельта, в котором происходит действие
цикла, и сопредельные ему миры показаны в той мере, в какой это необходимо для
сюжета и раскрытия характеров. Поэтика избранного писательницей жанра и не
предполагает подробного и скрупулезного описания техномагической цивилизации во
всех ее проявлениях. Уже в первом томе обрисовав географию и
социально-политическое устройство мира, обозначив международную ситуацию и
внутреннее положение королевства Ортан, где и сосредоточены основные герои и
события, автор затем из книги в книгу постепенно дополняет картину новыми
подробностями. При этом Панкееву мало интересуют оружие, технические диковинки,
боевые искусства. Зато мы получаем достаточное представление о национальных
чертах характера, отличающих мистралийцев от ортанцев или лондрийцев, о
животном мире Дельты, об одежде и архитектуре, кухне и моде. Религиозные
представления дельтян отличаются широтой и свободой. Есть у них и многобожие, и
культ, сходный с христианством, однако поведение и мировоззрение людей отнюдь
не средневековые, а скорее близкие все к эпохе Просвещения с ее рационализмом и
деизмом.
В цикле присутствует несколько влюбленных
пар: Шеллар – Кира, Ольга – Диего, Элмар – Азиль, Жак – Тереза, Орландо –
Эльвира, взаимоотношения которых и двигают сюжет. Параллельно, как бы связывая
эти сюжетные направления между собой, развивается линия юного принца Мафея. В
принципе, эти персонажи практически равноправны и равновелики. В различных
частях сериала то один, то другая выходят на первый план, становясь главным
героем/героиней. Некоторые еще не сыграли ведущую партию (Элмар, Азиль, Тереза,
Эльвира), но поскольку конца истории мира Дельта еще не предвидится, то,
думается, они будут задействованы в последующих книгах. Пока же внимание автора
сосредоточено на показе судеб Шеллара, Ольги, Диего-Кантора и Орландо.
Несколько в иной жанровой плоскости
написаны романы Натальи Щербы, входящие в цикл «Карпатская ведьма». Если
говорить о поэтике трилогии то её можно охарактеризовать как этнографическую
фантастику. Сам по себе сюжет цикла довольно традиционен для «женского»
фэнтези. Городская девушка неожиданно получает странное наследство от
прабабки-горянки и вынуждена стать ведьмой. Естественно, ей приходится
поучиться в средней и высшей школах чародейства и ведовства, обзавестись
многочисленными друзьями и помощниками, сразиться с могущественными и не очень
соперниками, чтобы в финале «построить свою любовь». Однако ж что еще можно выдумать
в узких рамках этого жанра? Наталья сделала ставку, прежде всего, на местный
колорит и не прогадала. Перед нами чудный, оригинальный мир Прикарпатья с его
особой атмосферой сельской и даже городской жизни. Причудливо звучащие для
непривычного уха географические названия и фамилии: Цямброне, Несамовите,
Окрайчик, Вордак. Замечательные пейзажные и этнографические зарисовки. И,
главное, весьма специфический менталитет, не похожий на менталитет, скажем, той
же Восточной Украины. Такое впечатление, что действие разворачивается
где-нибудь в Венгрии или Чехии.
Готовясь к написанию трилогии, автор
собрала богатый справочный материал, не только полученный из книг, но и
собранный «в живую». Для этого Натальей было предпринято несколько поездок по
Прикарпатью, результатом которых и стали воссозданные в романах о карпатской
ведьме картины природы, описания известных мест магической силы, портреты
чародеев-мольфаров. Так появилось в книге «Быть ведьмой» село Цямброне -
реальный населенный пункт, расположенный у подножия Черной Горы, на которой
находится древняя обсерватория (в народе – «Черный замок», в котором, по
преданию, обитает Темный властелин). Описанное в нескольких романах цикла озеро
Несамовите также существует на самом деле и действительно является «колдовским»
местом. Говорят, что вода в нём всегда холодная, даже летом - лед на
поверхности плавает. По легенде, ведьмы из его вод силу волшебную на
Папоротниковый день черпают.
Главная героиня
трилогии, Татьяна Окрайчик, относится к тому разряду людей, которых называют «тридцать три несчастья». Куда она ни ступит, там ее
уже поджидает какая-нибудь неприятность. Толком нигде не работавшая горожанка
попадает то в секретарши к колдуну, то в деревенскую школу ведьм, то в
магический университет, то в пыточную камеру, то на магические турниры с
драконами. Автор умеет как-то просто, буднично говорить о необыкновенном,
чудесном. Пьет ли героиня кофе с молодым человеком или выясняет отношения с
однокурсницами – обычные, казалось бы, житейские ситуации. Но телетранспортация
чашек с кофе, зловещие клятвы на крови, бахвальство защитными амулетами и
магическими предметами придают этим сценам волшебный колорит - «магический
реализм», как зовется данный художественный прием, овладеть которым не так-то
просто.
Если первая часть дилогии, «Быть ведьмой»,
- это типичный роман фэнтези о становлении юной волшебницы (школа, интриги,
первые пробы магической силы), то вторая книга, «Ведьмин крест», – уже
психологический любовно-сентиментальный роман. Главное здесь вовсе не в том,
чтобы в очередной раз выйти целой из смертельной ловушки, куда Татьяну загнали
друзья и недруги, не в сражениях с драконами, марами и грифонами, а в острой
потребности и необходимости героини разобраться в себе и своих отношениях с
миром. Преображенная внешне (но, главное, внутренне) Татьяна-Каве с горечью
убеждается, что среди магов практически нет честных и порядочных индивидуумов.
Рушатся все ее представления о дружбе, любви, долге учителя и обязанностях
ученика. Волшебники на поверку оказываются мелкими, эгоистичными, мстительными
и властолюбивыми личностями. Ради власти или мести они готовы пойти на что
угодно и переступить через любого.
В заключительной части трилогии,
«Свободная ведьма», любовная история приобретает, так сказать, «мужской»
оттенок. Если раньше преимущественное внимание уделялось страданиям и томлению
главной героини, то теперь акцент переносится на переживания сильного пола. В
ведьму влюблены двое мужчин: владетель Чародола Рик Стригой и Карпатский Князь
Алексей Вордак. У каждого из них чувства проявляются по-разному. Интрига и
напряжение сохраняются до самого конца повествования. Некоторую
«мужественность», жесткость тексту придают и боевые сцены, связанные с
поединками магов. В первых двух книгах их было заметно меньше. Вероятно, здесь
сказались усиленные занятия писательницы боевыми искусствами.