Магомедова Ф.К. ст. преподаватель
Дагестанского филиала
АНО ВПО
«Белгородский университет кооперации, экономики и права»
ГЕНЕЗИС
МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ И ЧЕРТЫ,
ПРИСУЩИЕ МОРОВОЗЗРЕНИЮ СЕГОДНЯШНЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
Молодежь
в контексте данного вопроса - социально-демографическая группа,
переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых,
адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но их обычно
связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как социокультурная группа
характеризуется несколькими общими чертами: она более образована, владеет
новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального
динамизма.
В нашем
случае генезис мировоззрения молодежи предлагаю рассматривать как обзор, анализ
и прогнозирование процесса формирования представления о мире, жизненных идеалов
и целей, способа осознания действительности у конкретной социально-
демографической группы, единой по ряду признаков - возрастному,
демографическому, социальному и культурному.
Для того,
чтобы понять особенности мировоззрения человека, необходимо подробно
рассмотреть факторы, которые влияют на его формирование. Они следующие:
- образовательная
система;
- государственная идеология и политика;
- средства
массовой информации;
- межличностные
отношения;
- культура, музыка, искусство;
- религия;
- ценностные
ориентиры - отношение к труду; отношение к деньгам; отношение к Родине
(патриотизм); отношение к семье.
Далее,
хочу подробнее разобрать каждый из представленных факторов на основе анкетных
данных и показать их влияние на формирование мировоззрения молодежи.
1.
Образовательная система. Результаты анкетирования, бесед с учащимися и
учителями показывает определенные тенденции в сфере отношения молодежи к
образовательной системе. В первую очередь, число людей, удовлетворенных
сегодняшним состоянием образовательной системы крайне невелико (30%
опрошенных). Основные ее недостатки лежат, с точки зрения учащихся, в слишком
большом давлении на него школьной системы, ее авторитарного стиля (40%
респондентов) - это выражается в чрезмерной загруженности учеников занятиями и
домашними заданиями, из-за того, что они лишены права выбора предметов, к
которым они чувствуют наибольшую предрасположенность Также 25% опрошенных в
целом не устраивает качество знаний, даваемых в школе - очевидно, им не хватает
знаний и они стремятся к большему. И к этому необходимо прибавить фактор,
проявившийся не так давно - это платное образование, доступное только детям
состоятельных родителей, которых совсем немного. А следовательно, все другие
лишаются возможности получить более качественное и престижное образование, что
вызывает в них законное недовольство (17%).
Ученики
подмечают все недостатки, отрицательные стороны образовательной системы потому,
что в сегодняшней ситуации они сами как никто иной заинтересованы в том, чтобы
она давала бы им наиболее качественные знания и умения. Об этом свидетельствует
анализ ответов на вопрос: "Устраивает
ли Вас собственная образованность?" - 78% респондентов ответили однозначно - не устраивает, и они
работают над расширением собственных знаний. Это свидетельствует о том, что
распространенный среди людей старшего поколения стереотип о молодежи как людях,
которым знания не нужны, в корне неверен.
Теперь
же, в новых условиях жизни, когда основной (или по крайней мере одной из
важнейших) проблемой молодежи является поиск перспектив в будущем (по
материалам анкетирования, у более 50% респондентов перспективы в будущем весьма
нечеткие), и в первую очередь - престижной и высокооплачиваемой работы в
будущем, после окончания учебы, то необходимым условием получения такой работы
является нужное образование. Это четко понимает современная молодежь и
стремится к приобретению знаний - в нужных, перспективных отраслях.
Таким
образом, на сегодняшний день мы видим, что престижность образования (а значит и
знаний) в среде молодежи стремительно растет.
2.
Политические взгляды и государственная идеология. Прежде чем начать
рассмотрение этого фактора, необходимо сказать несколько слов о сущности такого
явления, как государственная идеология.
Государственная
идеология - политика государства по формированию образа мыслей и стиля
поведения своих граждан, направленное на установление контроля над развитием
личности человека, стандартизовав ее и сформировав в ней именно те качества,
что нужны обществу и государству. Какой молодые люди видят свою страну в
будущем и что они готовы сделать для этого? Большинство (40%) отвечают на
вопрос о предпочтительной политике в государстве - "не знаю". Кроме
этого, выясняется, что у многих респондентов представления о необходимых мерах
для изменения сложившейся обстановки расплывчаты, абстрактны и отражают лишь
основные потребности, острые проблемы без учета путей реализации этих
требований (например, 20% - за улучшение условий жизни, 10% - за наведение
порядка, но и в том, и в другом случае это лишь благие пожелания). И лишь 20%
респондентов (в основном из старших классов) могут четко и аргументировано
объяснить свои политические взгляды в общем на текущую политику государства.
Только 5% из них лежит в области продолжения реформ и развития демократии. А
вот остальные 15%, на что следует обратить особое внимание, хотят ведения
жесткой и достаточно авторитарной политики, которая бы смогла, по их мнению,
решить первоочередные государственные задачи.
Отношение
к политике как к виду деятельности, профессии и к политикам как к людям, к их
человеческим качествам среди молодежи достаточно негативное. 60% респондентов
считают всех современных политиков людьми корыстными, основная задача которых -
поиск выгоды для себя, и только 20% молодежи считают, что бывают исключения.
15% не согласны с утверждением о своекорыстии политиков. Мы видим, что доверие
к деятелям сегодняшней политической арены среди молодежи крайне мало, и нужно
сказать, что вызвано это недоверие действиями самих политиков.
Таким
образом, подводя итог вышеизложенному, мы видим - в среде
молодежи официальная идеология государства отклика не находит, большая часть
молодежи аполитична (причины - недоверие политикам, большое количество бытовых
проблем) и не
имеет
четко выраженных политических убеждений. Вероятно, по этой причине в России на
настоящий момент на существует ни одной по настоящему массовой молодежной
партии.
3.
Средства массовой информации. Средства массовой информации сегодня вышли за
пределы своего изначального предназначения - распространения информации и
превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования
мировоззрения. Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную
часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у
голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация,
поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35%
респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно
смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что
телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо
заметить, что % респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они
уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам,
следовательно для них телевизор - источник знаний, средство повысить
собственную образованность.
Для
основной массы респондентов (55%) телевизор - прежде всего кинофильмы, которые
являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. Не углубляясь в ее
рассмотрение, отметить засилье иностранной видеопродукции на наших экранах. На
экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются
наркотики (особенно психоделики), особенно в связи с распространением
негосударственного и кабельного телевидения, по которым и транслируются чаще
всего западные малохудожественные фильмы. Этот процесс может внести свой вклад
в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь,
которые и составляют основную аудиторию зрителей.
Одну
треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные зрители
сериалов. Эти "мыльные оперы", которые длятся годами, формируют
пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и
времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание вымышленных
событий.
Особое
внимание следует обратить на 10% респондентов, которые смотрят все подряд, вне
зависимости от содержания передач - очевидно, для них телевизор является
средством убийства свободного времени (которое больше занять нечем) без
каких-либо познавательных воздействий.
Современная
молодежь из всего объема информации имеет способность отфильтровывать ненужное
и бесполезное, не принимая на веру все, что видят на экране или читают с
газетного листа, то есть обладают некоторым иммунитетом к влиянию СМИ на разум.
52% респондентов самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию,
поступающую из СМИ - то есть принимают на веру далеко не все. Меньшая часть -
около 30% - полностью доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11%
аудитории полностью не верят СМИ - очевидно, они для них уже исчерпали до конца
кредит доверия и теперь вызывают лишь скепсис.
Таким
образом, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, она выработала
четкие оценивающие функции относительно из содержания и поэтому не может быть
легко контролируема через СМИ. Телевизор, радио, газеты - жизненно необходимые
вещи для подроста, он ощущает острую нужду в информации, которую он черпает
именно из СМИ.
4.
Межличностные отношения. Данные
анкетирования по этому вопросу представляют нам следующую картину: молодежь в
большинстве своем испытывает чувство одиночества, но оно внутреннего характера.
Чем вызван этот дискомфорт?
На
первом месте стоит лицемерие (25%). Люди чувствуют фальшь, искусственность,
неискренность в отношениях друг с другом. Анализируя слова и поступки, они
отказываются воспринимать подобные явления. 11% респондентов считают причиной
собственных затруднений в общении недостаточную умственную развитость своих
собеседников. То есть по тем или иным причинам объективно или нет, они считают
себя интеллектуально выше людей своего круга общения, а поэтому не могут
адекватно с ними общаться. Очевидно, действия этих людей рождают другую причину
недовольства в кругу общения - высокомерие (7%).
Новое
поколение отличает отсутствие особых комплексов во взаимоотношениях с
противоположным полом. 60% не испытывают коммуникативных затруднений, 20% -
только иногда, и лишь 10% говорят о наличии серьезных комплексов. Из этого
можно сделать вывод, что грань в общении между полами легко преодолевается.
Изменилось
и качество конфликта "отцов" и "детей". В нынешней ситуации
молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и
норм поведения - жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную
культуру.
В
отношениях по вертикали данные исследования получились такими: 1/3 молодежи
относится к жизненному опыту взрослых категорически отрицательно. Другая треть
относится с уважением, и только оставшиеся 30% процентов умеют правильно синтезировать
и совмещать свой собственный опыт с социальным опытом старшего поколения.
Итак,
межличностные отношения являются основным фактором воздействия и формирования
мировоззрения. И именно в среде молодежи общение сегодня проходит далеко не
безпроблемно, конфликты наблюдаются как с людьми старшими по возрасту (вопрос
пересмотра традиционных ценностей) и внутри молодежной группы. Разрешить данные
проблемы достаточно сложно, так как они вызваны специфическими чертами
характера подрастающего поколения: максимализм, требовательность, желание
возвысится над сверстниками.
5.
Культура: музыка, живопись,
религия, философия.
Одним
из важнейших показателей молодежной культуры является музыка.
Музыка,
как показывают исследования, несомненно влияют на психофизическое состояние
человека. Если учесть музыкальные пристрастия современной молодежи к таким
диаметрально противоположным направлениям в музыке, как рок и поп, то можно
сделать следующие выводы: в современной музыкальной культуре все большее
распространение получают экстремальные направления (противоположность
официальной популярной музыке), которая дает определенный негативный,
разрушительный стимул к действию.
Желание
молодежи самореализоваться через музыку приводит к росту национального
творческого пласта. Позитивным является сам креативный процесс, интенсивно
протекающий в среде творческой молодежи.
В
изобразительном искусстве преобладают с одной стороны агрессивные настроения -
уродливое изображение мира и человека в этом мире. С другой стороны -
романтичное настроение: изображение мира фантазий и грез, в котором все
счастливы, красивы и довольны. В этом можно уловить желание молодежи
дистанцироваться, уйти от реальных проблем в собственный, выдуманный ими мир.
Это признак слабости, незащищенности молодого человека, вступающего во взрослую
жизнь. Теперь государственные и общественные институты не опекают подростков и
они чувствуют себя покинутыми и одинокими, что и отражается в изобразительном
искусстве. Целых 45% опрошенных остро испытывает чувство одиночества, что
естественно отражается на из мировоззрении и поведении.
6.Религия -
это тип мировоззрения, господствующий в обществе. Она диктует нормы морали,
правила поведения, общественные ценности. В настоящее время широко
распространен стереотип о том, что современная молодежь довольно набожна. Так
ли это?
На
первый взгляд, несомненно. По данным опроса, большинство (80%) респондентов
называют себя верующими людьми. Но при более тщательном рассмотрении отчетливо
можно уловить некоторую поверхностность этой веры. В защиту этой точки зрения
могут служить данные о причине веры в Бога.
На
первом месте среди причин собственной веры - необходимость в ней, желание
получить надежду, уверенность в будущем дне, причем культивируют силу и
уверенность не в себе, а во внешнем факторе. Среди других причин веры наиболее
часто упоминается меркантильный интерес, то есть помощь от Бога в обмен на веру
в него.
Таким
образом, по сравнению с прошлыми годами, количество верующих несомненно
увеличилось, однако необходимо отметить, что акцент делается на
психотерапевтические факторы религии, нежели чисто философские моменты. То есть
люди ищут в Боге опору, защиту в трудные минуты жизни и при этом совершенно не
задумываются над такими теологическими аспектами религии, как сущность Бога.
]
7.Одним из основных критериев оценки сформированности
личности является способность к созидательному труду и отношение к нему. По
результатам анкетирования постоянную потребность в труде испытывают 45%,
30%-нет, периодически - 25% молодежи. Это свидетельствует о том, что около Vi респондентов понимают всю необходимость и важность
для себя и общества трудовой, умственной деятельности и , увидеть влияние
детского инфантилизма.
8.Сейчас в условиях современной экономической
ситуации, большую роль в жизни любого человека стали играть деньги. И особым
влиянием они стали пользоваться в среде молодежи, так как именно молодежь
воспитана в новую эпоху зарождения капиталистических отношений. Большинство
респондентов (54%) четко осознают, что для них деньги - средство для удовлетворения
своих материальных потребностей и не более того. То есть они относятся к
деньгам спокойно, не делая из них фетиша, но в то же время верно оценивая их.
11% респондентов относится к функции денег резко скептически, считая что это -
бесполезные бумажки, приносящие зло. Вероятно, эти люди либо безденежные
идеалисты, либо из очень состоятельных семей. Так или иначе, мы видим, что
денежный аспект в мировоззрении нового поколения пошел быстрый путь
трансформации: от социалистического недооценивания к капиталистическому
уважению.
9.Интересна позиция патриотизма в ряду ценностей
современной молодежи. На первый взгляд, данные исследования в этой области
неутешительны - на вопрос "Хотите ли Вы жить в другом государстве?"
60% ответило "да", и 40% "нет". Однако дальнейшие ответы на
вопросы проясняют картину. В частности, защищать свою Родину с оружием в руках
готовы 70% молодых людей, а целых 80% респондентов испытывают чувство гордости
за свою Родину, (причем не только в историческом плане, но и в настоящем времени).
Значит,
вряд ли можно обвинить молодежь в отсутствии патриотизма. Космополитизм,
поклонение Западу - лишь внешние явления, которые появились в годы идеализации
американского образа жизни обществом. Но сейчас, в свете сложной международной
обстановки, когда на внешнеполитической арене все больше накапливается
разногласий между недавними союзниками - Россией и Америкой, все активнее
начинает проявляться патриотизм.
10.Важнейшей ячейкой современного общества как и
прежде, остается семья. Можно смело сказать, что ее роль среди ценностей
молодежи сохраняет свои высокие позиции. Ведь именно этот институт закладывает
в человека с самого рождения моральные, этические, нравственные ценности,
которыми человек руководствуется во всей своей дальнейшей жизни.
Анализируя
результаты опроса, можно увидеть, что для большинства молодых людей семья - это
опора в жизни, это источник любви и понимания, а также образец для создания
своей семьи в будущем. Лишь около 15% отрицают роль семьи в своей жизни, в
реализации своей личности. Может быть для них эта проблема не первостепенна.
80% респондентов планируют создать семью в будущем.
Таким
образом, среди молодого поколения мы видим возвращение к традиционным
ценностным ориентирам. Все так же незыблемыми авторитетами являются -
Отечество, семья, дети.
Молодежь,
живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и
его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности
молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, а следовательно, и
молодежная субкультура.
Агрессивный
стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми
приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут
простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных
безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости.
Пытаясь
прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодежи, можно отметить
следующие тенденции:
- Отход
с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает
преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.
- В ряд
важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность
к самообучению.
-В
политической сфере молодежь все более активизируется, не игнорируя и не устраняясь от основных политических событий.
Большое
воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к
пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы
извне, стоящие за СМИ.
Основное
содержание культуры - протест, выражение несогласия с традиционным
мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры
предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению
одного культурного типа другим.
Во
взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более
коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек
и юношей сближаются.
На
первом месте в шкале ценностных ориентиров нового поколения занимают
общечеловеческие ценности, такие как доброта, взаимопонимание, любовь,
целеустремленность, сила воли. Однако следующие позиции занимают такие сугубо
капиталистические, меркантильные ценности как деньги, желание власти,
стремление отдохнуть и расслабится.
Итак,
тема затронутая сегодня, на мой взгляд, достаточно актуальна. Очевидно, что
изучение проблемы мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных,
необходимы.
I. Источники:
1.
Терегулов Ф.Ш. Обобщение
педагогического опыта. М., 2003.
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. М., 1985
3.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.
Т.2. М., 1980.
4.
Бакштановский В.И. Моральный
выбор личности: альтернативы и решения. М., 2003.
5. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного
развития личности. М., 2007.
6. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность
личности: состояние и возможности психологической защиты М, 2008.
ч
7.
Дробницкий О.Г. Проблемы
нравственности. М., 1977. Журин А. А. Информационная безопасность как
педагогическая проблема // Педагогика. 2001. №4.
8. Семенов В.Е. Дисфункциональные тенденции в современной
художественной культуре в России // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы. 2006. №1.
9. Смирнов И. Субкультурная революция: о современной
молодежной культуре // Знамя. 2000. №7.
10
Собкин B.C. Телевидение и
образование: Опыт социологических исследований 2000 - 2010-х // Образование и
информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии
образования Т.5. Вып.7/Под ред B.C. Собкина, М., 2010.