Мамедов З.Э., Хижняк В.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила          Туган - Барановского

Восточные единоборства как способ формирования личностных качеств спортсмена

 

Сегодня мало кто относится серьезно к единоборствам и, к сожалению, не все тренера доносят до своих учеников моральную сторону боевых искусств. Делают акцент на физическое развитие и спортивное совершенствование, тогда как восточные единоборства, в первую очередь, предполагают воспитание силы духа, воспитание молодежи в лучших традициях основателей восточных школ. Часто выбирая спортивную секцию больше отдают дань моде, не понимая глубины и сущности высоких идей, которые несут восточные единоборства.

Физическая культура как часть общей культуры может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, но так же о постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработки устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям.

Наиболее ярко выражено влияние спортивной культуры на развитие личностных качеств спортсмена на примере восточных единоборств. Не в одном виде спорта так ярко не выражено сочетание физического совершенствования и духовного развития. [1]

Рассмотрев историю развития восточных единоборств, можно увидеть, что они несут достаточно выраженные показатели развития физических качеств, ряд функциональных реакций имеющих высокозначимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявлений, как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность. [2] В ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в развитии тех или иных личностных качеств.

История каждого вида единоборства очень интересна, и не редко похожа на легенду. Может именно поэтому многие мальчишки, и начинают с них свой «путь». [3]

Боевые единоборства в любые времена интересовали человека. Именно на Востоке зародились самые древние виды борьбы, с течением времени включающие в себя не только боевую технику, но и психологические, философские аспекты. [4]

Регулярно занимаясь, каким либо видом борьбы, человек развивается физически и духовно, крепнет и закаляется его организм. Восточные единоборства – честный и здоровый спорт, требующий больше сноровки и ловкости, чем физической силы. Любым из этих видов нельзя заниматься без умения владеть собой, без способности фантазировать, при отсутствии смелости и отваги. Развивая необходимые физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.) вместе с тем совершенствуются психические процессы, психические состояния и личностные качества.

В один из разделов этикета и психологической подготовки бойца входили правила галантности, которые должны были присутствовать в повседневной жизни мужчин военного сословия. Умение ходить, вставать, садиться, приветствовать, принимать пищу, держать предмет или передавать его, делать все без лишних движений - медленно и красиво – все несло в себе тайный смысл, помогающий воинам скрыть нервное напряжение, настроиться на предстоящую схватку. [5]

К примеру, основатель дзюдо Дзигаро Кано рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как воспитательную меру, а не как одну из форм полезного время провождения. Систематизировав лучшие приемы джиу джитсу, он добавил к ним свои и придал им новый смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начало. Идеальный тип дзюдоиста – человек, относящийся чрезвычайно мягко к людям и жизни. Тут дело не только в изворотливости и сноровке. Мягкость, скромность – вот главное, и эти качества распространяются на весь облик человека. [8]

Во многих названиях восточных единоборств присутствует название «до», что же это означает? «До» - путь, манера держаться, точка зрения и склад ума. К примеру, айкидо в переводе означает «путь к гармонии духа», карате – «путь пустой руки». Эти примеры показывают, что восточные единоборства не несут агрессии, не являются средствами нападения, что само по себе высокодуховно. [4]

Мастера восточных единоборств всегда сдержаны в поведении, уверены в своих действиях, очень корректны с окружающими. И чаще победе над противником обязаны больше духовной силе, чем физической. Философия боевых искусств ставит на первое место не применение ударов и блоков при возникновении конфликта, а умение предотвратить его. [6]

Например, в айкидо нет атакующих приемов, в технический арсенал входят захваты, броски, уходы с линии атаки и несколько ударов, носящих имитирующий, отвлекающий характер. Мастер айкидо благодаря высокой интуиции, выработанной за годы постоянной работы с партнером, по первому движению разгадывает маневр атакующего действия и используя его энергию, своими действиями постоянно ставит его в неудобное положение, тем самым лишает его преимущества, не дает продолжать атаку и в результате атакующие действуя полностью саморазрушаются. [7]

Философия боевых искусств потрясающе глубока, а возможности – практически безграничны. Не случайно мастера боевых искусств Востока совершенствуют не только тело, но и дух и разум, делая его чистосердечным. Тренера восточных единоборств обязаны раскрывать сущность духовной стороны для своих учеников для того, чтобы сформулировать ученикам основные принципы и философию, которым должен придерживаться воин.  Все приемы – это тайна природы и тренера восточных единоборств не должны обучать  нечистых людей, способных использовать мастерство в дурных целях.

 

Литература:

1.      Белов А.К. Искусство атаки. – М.: ОНИЦ, 1994.

2.      Боевые искусства шаолиня. «Стиль обезьяны», выпуск 2 / Под ред. В.А. Рыжова. – М.: «ФКиС», 1990.

3.      Гимнастика тай-цзи цюань / Под ред. Отделение у-шу комитета по физической культуре и спорту КНР. – К.: «Фолиант», 1990.

4.      Иванов-Катанский С.А. Базовая техника каратэ. – М.: ФАИР-ПЕСС, 2001.

5.      Кадочников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою / Серия «Мастера боевых искусств». – Р-н-Д: «Феникс», 2003

6.      Общие основы теории и методики физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. – Том 1. - К.: Олимпийская литература, 2003.

7.      Оранский И. Айкидо – Рига: Республиканский центр трудовых дел молодежи, 1990.

8.      Хейн Эссинк. Дзю-до (Пер. с голланд. Л. Володиной). М.: «ФкиС», 1974.