К.п.н., доцент Н.В. Мирза
Карагандинский государственный университет им. Е.А.
Букетова, Казахстан
Проблема профессиональной коммуникативной компетентности
в современной научно-теоретической литературе
Для того
чтобы проникнуть в суть рассматриваемого явления условно определим коммуникативную компетентность как
способность к коммуникации.
С
философской точки зрения общение/коммуникацию определяют как особую форму взаимодействия
сложных систем - субъектов.
Взаимодействие
субъектов деятельности, как известно, осуществляется вербально, невербально и даже молча.
Вербальный
аспект взаимодействия отражает термин коммуникативная компетенция. Анализ содержания
вербального взаимодействия не входит в задачи педагогического исследования. Отметим лишь, что
вербальное общение понимают
как форму социального взаимодействия людей посредством языка и отмечают, что такого рода форма
взаимодействия реализуется речевой деятельностью партнеров общения.
По мнению Ю.Н.Емельянова
коммуникативная компетентность – не просто
индивидуальное качество, а определенное состояние сознания группы людей, стремящихся понять друг друга [1]. Коммуникативная
компетентность, по его мнению, - это
личностный опыт.
Рассматривая коммуникативную
компетентность в дидактическом аспекте,
будем искать те возможности дидактического процесса, которые бы позволили
приобрести обучаемым нужный опыт коммуникативной деятельности. Однако чтобы
приобрести опыт общения, необходимо включиться
в коммуникативную деятельность на основе способностей к данному виду деятельности, которые могут быть
более или менее развиты у обучаемых. В ходе коммуникативной деятельности
способности (коммуникативная компетентность) развиваются и нужный уровень
межличностного опыта (т.е. коммуникативной компетентности по Ю.Н.Емельянову) достигается. Опыт общения нельзя
приобрести вне деятельности общения,
а деятельность общения невозможно осуществить успешно при отсутствии того или иного уровня развития способностей.
А.А.Кидрон,
также изучавший данную проблему, в структуре коммуникативной компетентности выделяет следующие
компоненты [2]:
•
способности оптимизировать межличностные отношения в микроколлективе;
•
совокупность
навыков для восприятия, понимания и оценивания других людей - социальная сензитивность;
•
патерны
поведения, тактические умения общаться, техника общения и т. д.;
•
некоторые личностные предпосылки коммуникативного потенциала: стабильность «Я»-коцепции и т. п.
Понятие
коммуникативной компетентности соотносится с понятием коммуникативного потенциала
личности как частное с общим.
Теория коммуникативного
потенциала личности разрабатывалась А.А.Брудным,
М.С.Каганом, Р.А.Максимовой, В.В.Рыжовым.
М.С.Каган
в качестве составляющих называет пять компонентов коммуникативного потенциала:
гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Коммуникативный
потенциал личности определяется
мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с
другими людьми [2]. В.В.Рыжов развивает эту мысль в своей монографии: коммуникативный потенциал личности - это система
психологических качеств личности, определяющих и обеспечивающих ее участие в общении с другими
людьми, или ее вхождение в сотрудничество,
совместную деятельность [3].
А.А.Брудный,
исследуя методологические аспекты проблемы коммуникации и личности, отмечает
зависимость коммуникативного поведения индивида в группе от экспектаций окружающих. Коммуникативный
потенциал - это коммуникативные
возможности, которые личности в принципе свойственны, но реализуются не полностью и не
всегда даже в отмеренных обществом пределах. Лишь в тех исключительных случаях, когда эти
пределы оказываются стертыми и человек оказывается в необычайных ситуациях общения, его коммуникативный потенциал приобретает новые
формы реализации, обусловленные новыми формами межличностных отношений, новыми
целями. Таким образом, автор делает вывод о том, что наибольшей величины коммуникативный потенциал достигает в экстремальных
условиях, в тех ситуациях, которые требуют мобилизации всех возможностей личности для их разрешения
[2].
Р.А.Максимова
в ходе исследования выявила слагаемые коммуникативного потенциала личности:
общительность в установлении и поддержании контактов, умение свободно держаться на людях и умение
располагать их к себе,
доброжелательное отношение к людям. Корреляционный анализ, проведенный автором, показал, что все вышеуказанные
признаки взаимосвязаны. Системообразующим является такое качество, как общительность. Р.А.Максимова приходит к выводу о
том, что высокий потенциал личности определяется наличием у человека
общительности, осознаваемой им самим и
отмечаемой у него другими людьми [4].
Анализ научно-теоретической
литературы дает основание полагать, что именно общительность выражает потребность и способность
человека к общению.
В частности, Б.Г.Ананьев называл это качество важнейшей стороной характера, вырабатываемой в опыте общения человека и
считал, что общительность заключается не
столько в объеме общения, сколько в способе и направленности общения. Иными словами, речь идет о внутренней стороне общительности, т.е. существенно то, как
человек понимает внутренний мир и
как обращается с людьми, различными по своему общественному положению, умственному развитию, полу, возрасту и
т. п.
Пользуясь
методом логико-теоретических рассуждений и учитывая факт соотношения
коммуникативного потенциала и коммуникативной компетентности как общего и частного, можно
сделать вывод о том, что центральным качеством, лежащим в основе коммуникативной компетентности
как способности к взаимодействию с окружающими также является общительность.
Вместе с
тем, нам представляется, что общительность интегрирует ряд индивидуальных особенностей,
предполагающих «развитие сознания идейной общности», если воспользоваться лексикой Б.Г.Ананьева. К
таким качествам, свойствам
или особенностям относят прежде всего чуткость, искренность, такт, эмпатию, рефлексию и т. п. Эти
качества объединяет то, что все они так или иначе
связанны с общением, общительностью и человечностью К.А.Абульханова-Славская анализирует тип общения, который объединяет людей как индивидуальностей. Она отмечает, что,
если признание существования другого
как личности предполагает признание его «права на самоопределение», свободу,
непохожесть на себя, то союз индивидуальностей включает принцип различия и «право» на выбор общения в соответствии с
ним. Такой нормой, или высшим типом человеческого общения К.А.Абульханова-Славская считает признание и утверждение в другом
человечности. Ю.Н.Емельянов также
связывает коммуникативную компетентность с человечностью. О человечности также пишут классики педагогики.
«Человечность»
исследуют и наши современники, пользуясь термином «гуманизм». Гуманизм основан
на симпатии, благожелательности, любви, целой гамме других аналогичных чувств, достойным объектом которых является
человек и которые, в свою очередь, выступают как обязательный признак человеческой личности и ее морального сознания.
Изучая проблему моральных качеств личности, В.А.Блюмкин выявил те из них, которые составляют основу гуманизма. К
ним относятся:
•
искренность
- свойство
личности выражать в словах, эмоциях, поступках свои подлинные мысли, чувства, намерения;
•
такт
- интуиция
гуманного человека, как бы подсказывающая ему наиболее деликатную линию по отношению к
окружающим. По определению
философского словаря, интуиция - процесс постижения истины в интеллектуальном,
эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся
ее непосредственным усмотрением, минуя рефлексию.
Она близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение и имеет истоки в
бессознательном слое психики человека.
В акте интуиции «схватывается» сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия. Считается, что
преобладание правополушарного типа
мышления у человека является мощной предпосылкой
для развития творческой интуиции;
•
рефлексия
в философском
смысле есть способность человеческого мышления
осознавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания. По определению психологического словаря,
рефлексия - это внутренняя психическая
деятельность человека, направленная на осмысление своих состояний.
Рефлексия в процессе общения позволяет человеку откорректировать стиль общения,
выбор средств, как вербальных, так и
невербальных, решить соответствовать или не соответствовать экспектациям
окружающих;
•
эмпатия
- качество
личности, способствующее ее проникновению в душевные переживания других людей. Эмпатия - это
постижение эмоционального состояния,
проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Источником эмпатии
является противоречие в эмоциональном мире
индивида между переживаниями собственными
и другого лица. Это противоречие рождает потребность в восстановлении комфорта
чувств, которая выражается в постоянной чувствительности к меняющимся переживаниям другого - страху, или гневу, или растроганности, или стеснению. Это
означает временную жизнь другой
жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Изучив это явление во всех гранях
традиционного членения психических
функций, современные исследователи приходят к выводу о том, что эмпатия есть и процесс, и свойство, и состояние. В онтогенезе личности развитие явления проходит
фазы от эмоционального заражения в
период новорожденности до просоциального поведения в более поздние
возрастные периоды. В частности, И.М.Юсупов
выяснил, что функциональными механизмами эмпатии выступают
эмоционально-когнитивная децентрация субъекта и его идентификация с эмпатируемым объектом. В
теоретической литературе, однако,
существует мнение о том, что механизмы эмпатии и идентификации сходны лишь в общих чертах: там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть
на вещи с его точки зрения. Взглянуть
на вещи с чьей-то точки зрения, не обязательно означает отождествлять себя с
этим человеком - ибо это с необходимостью влечет за собой одинаковое с
партнером поведение. Эмпатия же означает только сочувственное отношение, а своя
линия поведения выбирается самостоятельно.
Контент-анализ теоретических трудов современных
исследователей (С.Л.Братченко,
С.Б.Борисенко, А.А.Брудного, Н.В.Кузьминой, Р.А.Максимовой, Г.И.Михалевской,
В.В.Рыжова, И.М.Юсупова, В.А.Якунина и др.) позволяет заметить, что все они анализируют то или
иное качество
личности так или иначе связанное с человечностью или гуманизмом.
Гуманистические
качества личности составляют основу гуманистической ценностной диспозиции
личности, предполагающей ее осознанную готовность воспринимать человека как высшую
ценность, тем самым, определяя поведение и направленность поступков личности.
Диспозиционная концепция
предложена В.А.Ядовым несколько десятилетий
тому назад, но нам представляется, что диспозиционныи подход особенно актуален сейчас в связи с
переориентацией системы образования на гуманистическую парадигму.
Исходя из
вышесказанного, есть основания считать, что в основе коммуникативной компетентности
лежит не только общительность, но и другие связанные
с ней свойства и качества, составляющие гуманистическую личностною диспозицию.
Таким
образом, под коммуникативной компетентностью мы понимает качественную сторону способности
личности к взаимодействию
с другими основанную на ее гуманистической ценностной. Коммуникативная компетентность
определяется нами как интегративная способность целесообразно взаимодействовать с другими на
своем уровне обученности,
воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств
(общительности, искренности, такта, эмпатии, рефлексии и т.п.) и с учетом коммуникативных
возможностей собеседника.
Литература
1.
Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной
компетентности: Дис. … д-ра психол. наук. -
Автореф. дис. … д.п.н. СПб., 1992.
2. Трофимова Г.С. Дидактические основы формирования
коммуникативной компетентности обучаемых: Автореф. дис. … д.п.н. - СПб., 2000.
3. Рыжов В.В. Психологические
основы коммуникативной подготовки: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. –
Новосибирск, 1995.
4. Мирза Н.В. Профессионально-педагогическое
общение. – Караганда, 2006.