Хасанов Р.Ф.
Бирская государственная
социально-педагогическая
академия,
Республика Башкортостан
Фольклорные истоки исторического
романа
(на примере башкирской литературы)
Еще В.Г.Белинский определял роман как
современную эпопею. Более всего это относится к историческому роману, в
формально-содержательной структуре которого отчетливо видны такие основные
жанровые константы эпоса, как эпичность, событийность (сюжетность),
центробежность, повествовательность. Поэтому уместно вести речь не только об
устно-поэтических традициях в исторической романистике, о фольклорных мотивах в
произведениях и т.д., обусловливающих прежде всего их стилевые особенности, а о
генетической связи двух форм художественного освоения исторической
действительности. Такие формы башкирского героического эпоса, как тауарих,
шэжэре, кубаир, предание, посвященные значительным событиям и лицам прошлого, можно
считать первыми образцами исторической прозы. Например, «тауарих»
(тарих, что значит «история», Р.Х.) – это «историко-литературные
произведения ХVШ-ХIХ вв., специфический жанр, имеющий отношение больше к
литературе, нежели к истории» [1]. Как пишет Р.Баимов,
фольклор является первым этапом развития национальной, в том числе и
башкирской, литературы, и что в древности функции больших эпических форм -
повести, романа, поэмы – выполняли героический эпос, кубаир, дастан, кисса и
т.п. [2].
«Почва для появления жанра романа была в
какой-то степени подготовлена фольклором, особенно той его частью, которая
носит название народной прозы»,- отмечает А.Х.Вахитов [3]. Ученые Г.Б.Хусаинов, А.И.Харисов справедливо полагают, что
произведения башкирского героического эпоса – это первые литературные
памятники. Другой исследователь жанра также считает, что «литературный роман
опирается на фольклорную предысторию, где была открыта сама «художественная
концепция жанра» [4].
Родственную связь исторического романа и
героического эпоса можно увидеть в первую очередь на уровне содержания. Как
правило, произведения народного эпоса
пронизаны героическим, трагическим, драматическим и патриотическим пафосом. Эти виды пафоса (или модусы) являются
основными жанровыми константами произведений народного эпоса,
определяющими специфику их
формально-содержательной структуры. Например, это характерно таким историческим
легендам и преданиям башкирского народа, как «Урал-батыр», «Идукай и Мурадым»,
«Бошман-кыпсак батыр», «Кусем-батыр», «Акай-батыр», «Салават», «Кахым-туря»,
«Буранбай» и др. Герои этих произведений запечатлены как патриоты своей земли,
борцы со злом, с темными силами; их трагические судьбы, гибель во имя идеалов
свободы, счастья народа воспринимается как оптимистическая трагедия.
В рамках этой работы нет возможности
описывать эволюцию жанров башкирской литературы. Вместе с тем, обращаясь к
современным эпическим жанрам, прежде всего, к историческому роману, можно
констатировать, что его истоки находятся именно в народном героическом эпосе. В
башкирском историческом романе можно
отчетливо увидеть жанровые константы древнего эпоса. Это, отмеченные выше,
трагедийность сюжета, создание образов легендарных и исторических личностей,
показ драматизма их судеб, изображение их
борьбы с деспотизмом и тиранией, патриотический пафос, использование в
повествованиях тем, сюжетов, мотивов, идей, поэтики фольклора и т.п. Мотив трагедийности обусловлен изображением
конкретно-исторических противоречий определенной эпохи, нравственно-психологических
коллизий. Конфликт между самодержавной властью, ее стремлением к экономической
и духовной эксплуатации башкирского и других народов и их стремлением к
национальной независимости питает идейную и сюжетно-композиционную структуру
романов «Карасакал» Б.Рафикова,
«Кровавый пятьдесят пятый» Г.Хусаинова, «Притяжение свободы» Н.Мусина,
«Салават батыр», «Северные амуры» Я.Хамматова, «Тафтиляу» Г.Хисамова. В этих романах налицо продолжение эпических
традиций башкирских героических сказаний в изображении значительных исторических событий в жизни народа. С
другой стороны, в них отчетливо видны центростремительные тенденции, усиление
внимания к личности исторического деятеля, к ее отношениям с обществом. Об этом
в свое время писал А.Н.Веселовский:
«Главный интерес не сосредоточен, как в былое время, на событии, а на участии,
которое принимало в нем то или иное лицо, на их мотивах и побуждениях, на их
внутренней борьбе» [5]. Драматизм судеб Кахыма,
Батырши, Карасакала, Алдара и других героев обусловлен их неравной борьбой
против самодержавия за свободу личности и родного народа. Центральные персонажи
романов – патриоты своей отчизны, не мыслящие свою судьбу вне родины, идущие на
самопожертвование ради общих интересов, что роднит их с героями народного
эпоса.
Устно-поэтические традиции отчетливо
проявляются и на стилевых особенностях башкирского исторического романа.
Особенно это видно в романах, посвященных отдаленным эпохам. Это «Кожаная
шкатулка», «Плач домбры» А.Хакимова, «В ожидании конца света», «Кюнгак»
Б.Рафикова. В них авторы широко опираются на исторические легенды и предания,
как на своего рода единственный документальный материал о древнем и
средневековом периодах жизни башкир. Плотность и динамичность повествования, экспрессивность
языка, героико-патетический и лирико-романтический пафос, что присуще романам
А.Хакимова, созвучно со стилем, поэтикой и жанровыми особенностями
произведений фольклора.
Одним из центральных героев эпоса «Идукай
и Мурадым» является сэсэн Хабрау, который обрисован в возвышенных тонах,
представлен как много повидавший на своем веку мудрый аксакал, пламенный
патриот и духовный вождь народа.
А.Хакимов в своем романе верен духу кубаира в
изображении легендарного сэсэна в приподнятых тонах, романтическом
ключе. Вместе с тем писатель много внимания уделяет его внутреннему миру,
показу его в различных конкретных жизненных обстоятельствах, в критических
ситуациях. Если в кубаире Хабрау – личность исключительная, единственная в
своем роде, то в романе при всей самобытности, неординарности перед читателем
вырастает обобщенный образ поэта-борца за свободу, справедливость, равенство и
счастье людей.
Проявление устно-поэтических традиций
заметно также в романах Б.Рафикова. В «Кюнгаке» влияние фольклора ощущается во
всей его художественной ткани. В нем нашли отражение элементы сказа и сказки,
былинного эпоса, легенды, предания и притчи; в тексте немало пословиц и
поговорок, фольклорных изобразительно-выразительных средств (гипербол,
постоянных эпитетов, символов, сравнений). В ряде случаев используется
сказочный зачин: «случилось это за десять или одиннадцать лет до основных
событий»; «в очень давние времена» и т.п. Появление призраков, таинственных
всадников, загадочные исчезновения героев, четкое разделение персонажей на
положительных и отрицательных, добрых и злых, широкий спектр
условно-символических образов, фантастических и мифических существ – всё это
говорит в пользу присутствия в жанровой структуре романа сказочных элементов.
В системе образов также ощутимо влияние
устно-поэтической стихии. В облике Монаш-турэ заметны черты народного
сказителя; Юламана – мудреца-аксакала; Барса, Алмуш – это национальные батыры,
джигиты; Угэк, подобно Алпамышу,- воплощение грубой, необузданной, зря
потраченной силы. В фабулу романа включен мотив притчи о блудном сыне: в
основной части текста говорится об уходе семи башкирских племен в чужие страны
в поисках лучшей жизни, а в эпилоге сообщается о приезде (возвращении) в
Башкортостан, на родину предков одного из их потомков.
В семейно-бытовых сценах, в показе
взаимоотношений мужчины и женщины автор передает дух восточных сказаний. Этому
соответствует и лексика, например, хан, царица, евнух, ханша, трон,
гарем…
Поэтика фольклора сказалась и в
пространственно-временной организации романа. Художественное время в нем более
абстрактное, условно-символическое, исторически немаркированное, нежели
конкретно-историческое. Не случайно в тексте встречаются выражения: «спустя
два, а может, три века после того», «десять или одиннадцать лет спустя после
этого», «счет векам потерян», «в очень давние времена», «в глубокой древности»,
«в те времена и в тех местах, которые сейчас нас интересуют» и т.п.
В другом романе – «В ожидании конца света»
- Б.Рафиков на основе исторического предания создает героико-романтический
образ Бушман-бея. В предании в краткой форме сообщается о сражениях Бушмана
против татаро-монголов, его пленении и казни после его отказа перейти на
сторону монгольского хана. В романе повествование о герое – это своего рода
вставная новелла с увлекательным, динамичным сюжетом, сценами боев и
преследований. Автор сохраняет верность духу памятника народного творчества, в
котором Бушман-бей рисуется как народный герой, патриот своей родины,
выражается чувство восхищения его непреклонностью перед грозным врагом. В отличие от первоисточника, писатель во
многом романтизирует его образ, расширяет его эмоционально-смысловые границы.
В башкирских исторических легендах и
песнях широко отражена и Отечественная война 1812 года. Например, «Кахым-туря»,
«Кутузов», «Баик», «Ирямялкай», «Рассказы башкира Янтурэ». Ведущими в них
являются мотивы патриотизма и интернационализма, идея непобедимости и
бессмертия народа. Я.Хамматов в романе «Северные амуры» в процессе работы над
образом главного героя часто обращается к этим источникам, творчески
осмысливает их. Это та документальная, фактическая основа, на которой зиждется
авторский вымысел, благодаря чему создан масштабный и обобщенный образ
легендарной личности.
Включение некоторых легенд, преданий в
сюжетно-композиционный строй произведений, их творческая переработка писателями
свидетельствует о том, что между народным эпосом и историческим романом
существует органическая связь. Примером может служить роман Б.Рафикова «В
ожидании конца света» (легенда о Бушмане), Я.Хамматова «Сырдарья» (легенда о
Бииш-батыре), Н.Мусина «Притяжение свободы» (легенда о Гильмиязе) и др. Примеры
можно продолжить. А архетипический мотив верного коня и доброго молодца,
характерный современным романам, также говорит в пользу этого положения.
Таким образом, непосредственная связь
исторического романа с произведениями народного творчества обнаруживается не
только в отдельных темах, мотивах, сюжетах и образах, а во всей
идейно-художественной структуре повествований о прошлом. Общая тональность
башкирского исторического романа, создание героико-романтических образов
сэсэнов, батыров, красавиц, мудрых старцев, воинов, идеи добра и гуманизма,
протеста против социальной несправедливости, антивоенный пафос, обращение к
сокровищницам народного языка – все это восходит к произведениям, созданным в
недрах творчества народа.
Примечания
1.
Хусаинов Г.Б. Башкирская
литература ХI-ХVШ вв.- Уфа, 1996.- С.114.
2.
Баимов Р.Н. История
башкирской литературы и ее древние истоки // Агидель.-2006.- № 9.- С. 146.
3.
Вахитов А.Х. Башкирский
советский роман.- М., 1978.- С.8.
4.
Кожинов В.В.
Происхождение романа.- М., 1963.- С.125.
5.
Веселовский А.Н. Избранные статьи.- Л.,
1939.- С. 9.