Филатова В.
А.
аспирантка
Горловского государственного
педагогического
института иностранных языков
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ МЕМУАРНОГО
ЖАНРА В РОССИИ
В довоенной литературной энциклопедии
(1934 год), в статье, посвящённой основным историческим вехам мемуарной
литературы В. Дынник утверждает, что «история жанровой эволюции
мемуарной литературы ещё не написана» [6, стб.143], но подчёркивает, что в
России «в связи с общим отставанием русского исторического процесса, лишь с XVIII века» появляются произведения, которые можно назвать
мемуарами (записки Екатерины II, кн.
Дашковой, Голицина Ф. Н., Головиной В. Н и др.).
Именно статью о мемуарах из этой
энциклопедии сравнивает в 1974 году Кораллов М., участник «круглого
стола», посвящённого проблемам мемуарной литературы, со статьёй Левицкого в
«Краткой литературной энциклопедии». Критикуя выводы, к которым приходит автор
в КЛЭ, Кораллов разочарованно замечает, что «ни особенности русской
мемуаристики, ни общие закономерности развития жанра в статье чётко не намечены»
[5, c. 61].
В 1976 году проф. Зайончковсий в
предисловии к аннотированному указателю книг и публикаций в журналах развитие
источников мемуарного типа, относящихся к истории дореволюционной России,
подразделяет на пять этапов. Первый этап – Древняя Русь, когда русские мемуары
отсутствуют, а имеются лишь записки иностранных путешественников. Второй этап –
XV - XVI века –
появляются записки и сказания, принадлежащие русским людям. Эти первые образцы
трудно отделить от публицистики, эпистолярного и летописного повествования.
Примером может служить сочинение А. М. Курбского «История о Великом князе
Московском…». Третий этап – XVII век –
дальнейшее развитие жанра сказаний и повестей, которые всё ещё несут на себе
публицистический характер, но содержат сведения, основанные или на собственных
впечатлениях или на свидетельствах современников. Четвёртый этап – XVIII век, который является периодом утверждения мемуарного
жанра в России, а к концу века дневники и воспоминания приобретают чётко
очерченный тип. Пятый этап – ХIХ начало ХХ
века возрастает число написанных и опубликованных мемуаров [3, c.4-5].
В 1979 году в журнале «История СССР» Минц
С. С. была поставлена проблема «Об особенностях эволюции источников мемуарного
характера», в которой исследовательница отмечала, что источники мемуарного
характера – это явление нового времени, которые зародились в XVII веке (в России появились позже, чем во Франции,
Италии и Англии), но во второй половине
XVIII века «становятся значительным фактом
общественно-политической и культурной жизни общества» [4, c.56]. Но говорить о мемуарах как массовом источнике,
применительно к нашей стране можно только начиная с последней трети XVIII века. «Популяризации данной формы произведений
способствовало распространение раннебуржуазных идей французского и немецкого
Просвещения, а также масонства» [4, c.65].
Для мемуаров этого периода, по мнению исследовательницы, характерны
эгоцентричность, сосредоточение внимания на себе, неясное представление об
отношении индивида и общества, преувеличение значимости отдельных индивидов в
роли истории. Мемуары второй половины XVIII
века примечательны развёрнутыми жизнеописаниями и дневниковой формой изложения.
В 1980 года вышла книга Тартаковского А.
Г. «1812 год и русская мемуаристика: опыт источниковедческого изучения», в
которой учёный представляет свою схему развития мемуарного жанра в России.
Несмотря на наличие «всякого рода записей
в древнерусской рукописно-книжной традиции», Тартаковский отрицает
существование мемуарно-автобиографического жанра в России в ХI-XVI веках [7, c.10]. При этом, автобиография Владимира Мономаха в
составе его «Поучения», выдержана в летописной манере и стоит в древнерусской
литературе особняком, не имея никаких жанровых аналогий. И, несмотря на то, что
«повествовательно-стилистические истоки мемуаристики берут своё начало в
исторический жанрах средневековья», [7, c. 42] синкретизм, т.е. слитность, нерасчленённость
средневековой культуры препятствовала выявлению и обособлению
личностно-мемуарного начала.
В XVII веке начинают проявляться первые ростки мемуарного
начала в трафаретных церковных жанрах и повествованиях светского типа. «Житие
протопопа Аввакума», в котором исповедально-автобиографические моменты нашли
для древнерусской культуры наивысшее выражение и, которое энциклопедически
даётся как пример первой русской
автобиографии (Эйдельман Т.) или мемуаров (БСЭ), Тартаковский к мемуарам не
относит, т.к. «Житие» не порвало с канонами старой агиографии и
религиозно-полемической литературы и, соответственно, заняло промежуточное
положение между средневековыми житиями и мемуарами нового времени. И только в последнее десятилетие XVII века
в России формируются предпосылки мемуарной традиции.
В конце XVII – первой половине XVIII века, благодаря петровским реформам, приходит новое
понимание личности, которое находит отражение в литературе и служит для
развития жанра исповеди и автобиографии. Единственное мемуарное жизнеописание,
дошедшее до нас от петровского времени, является, по мнению исследователя,
«Жизнь князя Бориса Куракина» (1676-1727), которая возникла без влияния
зарубежных источников и явилась «яркой вспышкой», после которой «в развитии
автобиографических жизнеописаний
наступает многолетний застой» [7, c . 41].
Итак, на рубеже XVII-XVIII вв.
мемуаристика сохраняет особенности переходного времени и развивается в рамках
дворянской культуры. Автор почти не виден, он ещё не говорит о себе в первом
лице, а внимание его сосредоточено к внешним обстоятельствам своей биографии.
Во второй половине XVIII века мемуаристика начинает
складываться в жанровые формы, соответствующие её содержанию. И в ХIХ веке завершается формирование мемуаристики как
самостоятельного вида источников с чётко выраженными жанровыми границами.
Дмитриев С. С., рецензируя книгу
Тартаковского А. Г. В 1981 году,
высказал своё мнение по поводу схемы развития мемуарного жанра в России.
Историк согласился с мнением, что русская мемуаристика, как определившееся и
заметное явление в культурно-историческом процессе страны, сложилась в первой
половине XVIII века. Но завершающей датой её развития как конкретного
жанра он считает, не XIX век, а весь
капиталистический период русской истории
с 1861 по 1917 год, т.е. имеет смысл завершить предложенную схему XIX началом XX века
[2, c. 128].
Сколько бы споров не вызывала эволюция,
терминология и т.п., бесспорным остаётся только одно. 1812 год будучи
переломным в истории и сознании людей, стал импульсом для развития мемуаристики
в России. О значимости событий 1812 года понимали и современники, люди,
пережившие этот период (Вяземский 277, Ф. Глинка, и др.) и литературные критики (Белинский), и
исследователи (Тартаковский).
«Двенадцатый год, – писал Белинский, – был
великою эпохою в жизни России» [1,c. 269].
Критик настаивал, что 1812 год «потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил
её спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил, …
способствовал зарождению публичности, как началу общественного мнения», но и
«вся Россия в лице своего победоносного войска, лицом к лицу увиделась с
Европою, пройдя по ней путём побед и торжеств» [1, c.446-447]. В свою очередь, «падение военного
терроризма Наполеона» оказало влияние и на развитие французской науки и
литературы, что «имело прямое и сильное влияние на нашу литературу» [1, c.270].
Уже в
30-е годы ХIХ века некоторые произведения
мемуарной литературы стали предметом внимания литературных критиков, а в 80-ых
годах К.Н. Бестужев-Рюмин ввёл мемуары в ряд исторических источников [4, c.56].
С тех
пор литературоведы, историки и источниковеды занимаются изучением мемуарной
литературы. Становление и развитие русской мемуаристики в XVII-XIX веках
прослеживается в трудах литературоведов Гаранина Л. Я., Гюбиевой Г. Е.,
Елизаветиной Г. Г., Машинского С., Шайтанова И., Оскоцкого В. и др. В 1977 году
вышла книга Л.Гинзбург «О психологической прозе», которая представляет собой
первое исследование о мемуарах как особенной литературной форме. Изучением
мемуарных источников занимались историки Зайончковский П. А., Минц С. С., Дмитриев С. С., Голубцов В. С., и др. В конце XX столетия получил распространение культурологический
подход, начало которому положил А. Тартаковский. Ряд фундаментальных работ
посвятил учёный исследованию русской мемуарной прозы: монографии «1812 год и
русская мемуаристика» (1980), «Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX в.» (1997); статья «Мемуаристика как феномен
культуры» (1999), издания архивных либо раритетных работ «1812 год …Военные
дневники» (1990), «1812 год в воспоминаниях современников» (1995).
Литература:
1.
Белинский В. Г. Статьи О
Пушкине // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Статья 4. – М.: АН СССР, 1955. – Т. 7.
– с. 266 – 301.
2.
Дмитриев С. С.
Мемуаристика как феномен культуры / С. С. Дмитриев // История СССР. – 1981. –
№6. – с. 125 – 131.
3.
История дореволюционной
России в дневниках и воспоминаниях. Аннот. указ. книг и публ. в журн. / ред. П.
А. Зайончковский. – М.: Книга, 1976. – Т. 1. XV – XVIII века. –
302 с.
4.
Минц С. С. Об
особенности эволюции источников мемуарного характера / С. С. Минц // История
СССР. – 1979. – №6. – С. 55 – 70.
5.
Особенности свидетеля,
права художника (Обсуждаем проблемы мемуарной литературы) // Вопросы
литературы. – 1974. – №4. – с.45 – 131.
6.
Р. К. [Кулле Р.],
Бельчиков Н., Дынник В. Мемуарная литература // Литературная энциклопедия: В 11
т. – М., 1929 – 1939. – Т. 7. – М.:
ОГИЗ РСФСР, гос. Словарно-энцикл. Изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. – Стб. 131-149.
7.
Тартаковский А. Г. 1812
год и русская мемуаристика: опыт источниковедческого изучения / Андрей
Григорьевич Тартаковский. - М.: 1980. –
312 с.